<<
>>

Внутренние различия и региональная политика.

В основе куль­турно-экономической дифференциации США лежит обоснован­ное еще В.И.Лениным деление страны на три крупных экономи­ческих региона: промышленного Севера, бывшего рабовладельческого Юга и колонизуемого Запада.
С тех пор многое в США изменилось: и экономика, и городская сеть, и расселение жителей; существо­вавшие различия в уровне развития между регионами сгладились (не говоря уже о характере производственных отношений, кото­рым обосновывалось такое деление). Тем не менее специфика се­вера, юга и запада страны не исчезла: она осталась в своеобразии природы, этнического состава населения и его культуры, в спе­циализации экономики и т.д.

В США экономические регионы никогда не служили инстру­ментом территориального планирования (как это было на «заре» советской власти в СССР), однако специальным региональным программам всегда уделялось серьезное внимание*. Так, Великая

* Более того, «в США сложилась политическая традиция переводить любые противоречия общественного развития в территориальную, географическую фор­му, потому что федерализм наилучшим образом приспособлен для решения про­блем именно в такой форме. Например, в конце XIX в. межклассовые противоре­чия фермеров и городского пролетариата на Среднем Западе США настойчиво "выталкивались" в сферу географическую, в противоречия между аграрными штатами Небраска или Канзас с индустриальными штатами Иллинойс и Огайо. "Секрет" был в том, что в США научились разрешать противоречия между шта­тами гораздо лучше, чем между классами, — для этого и был, собственно гово­ря, "придуман" федерализм» (Л.В.Смирнягин, 2005).

395

экономическая депрессия 30-х гг. XX в. побудила федеральное пра­вительство принять целый ряд административных и законодатель­ных актов, в целях поддержки депрессивных регионов, охвачен­ных массовой безработицей. Конгресс США утвердил более 60 антикризисных законов, в том числе закон «О восстановлении национальной промышленности», содержавший элементы регио­нальной стратегии, а также закон о создании Национального Совета промышленного планирования и государственных пред­приятий при министерстве внутренних дел.

Последний ориенти­ровал усилия правительства на развитие следующих четырех ти­пов проблемных регионов:

1) депрессивные регионы южной части Аппалачей с массовой безработицей, пришедшие в упадок вследствие закрытия убыточ­ ных шахт;

2) депрессивные регионы юго-востока страны, охваченные кри­ зисом местного хлопководства;

3) индустриальный регион Великих озер с быстро деградиру­ ющими антропогенными ландшафтами;

4) равнинные регионы восточнее Скалистых гор, подвержен­ ные сильной ветровой и водной эрозии.

Конкретным вкладом в развитие экономики отсталых регио­нов стало осуществление известного проекта, связанного с комп­лексным освоением бассейна р. Теннесси. Специальным законом была учреждена Государственная корпорация долины р. Теннесси (ТВА), ставшая самой крупной хозяйственной государственной органи­зацией США с огромным уставным капиталом. Основой комп­лексной программы ТВА явилась энергетика (лишь гидроэнерге­тический комплекс насчитывает 27 плотин: 9 на р. Теннесси и 18 на ее притоках). В течение трех десятилетий экономика бассейна Теннесси имела наивысшие в США темпы роста, а сама террито­рия превратилась в высокоразвитый регион с диверсифицирован­ной отраслевой структурой.

Новый всплеск региональной деятельности федерального пра­вительства приурочен ко Второй мировой войне. Больших разме­ров достигли государственные расходы на военные контракты, на научно-исследовательские работы, строительство военных баз, испытательных центров и полигонов в горах и безлюдных пусты­нях. В частности, были ассигнованы миллиарды долларов на раз­витие экономики Тихоокеанских штатов, которое предусматри­вало: развитие портов Сан-Франциско, Сиэтл, Сан-Диего; строи­тельство государственных заводов; создание крупных исследова­тельских лабораторий; реконструкцию городов; сооружение аэро­дромов; возведение гидросооружений в Калифорнийской доли­не и на р. Колумбия: субсидии университетам для исследователь­ских работ и т.д. Государственное регулирование нового строи­тельства отчасти облегчалось тем обстоятельством, что свыше

396

половины всей земельной площади западных штатов (преиму­щественно малопригодные для земледелия горные и пустынные территории) является собственностью федерального правитель­ства.

Однако в последующие годы крупномасштабное вмешатель­ство США в региональное развитие стало резко ослабевать, что связывается в целом с линией федерального правительства на ог­раничение (как минимум) государственного вмешательства в хо­зяйственную жизнь.

К концу 70-х гг. был достигнут предел расширения экономи­ческой роли государства вообще и в региональном регулировании экономики (на макроуровне) в частности. А затем стали отчетли­во просматриваться тенденции децентрализации и ограничения государственного вмешательства в воспроизводство. Наметилось даже сокращение относительного объема федерального (и госу­дарственного) бюджета в экономике.

Однако, как известно, не существует жесткой, прямолиней­ной связи между объемами прямого государственного финанси­рования и масштабами проведения региональной политики. Су­щественную роль в сохранении и использовании накопленного опыта региональной деятельности в США играет трансформиро­ванная налоговая система, кредитно-денежные стимулы на мест­ном уровне и т.д. С известной долей условности можно утверж­дать, что, после того как федеральная власть устранила или по крайней мере смягчила наиболее резкие региональные контрасты на макроуровне, инициатива перешла к местным органам власти.

Характерной особенностью американского государственного механизма является сильная децентрализация власти. Целый ряд полномочий и сфер деятельности передан на местный уровень и осуществляется без какого бы то ни было вмешательства со сто­роны федерального правительства и правительств штатов. В начале XXI в. в США насчитывалось более 80 тыс. местных единиц управ­ления. Это — графства, муниципалитеты, тауншипы, тауны, школьные округа, специальные округа, причем первые четыре из них реально осуществляют управление на местах, последние два выполняют одну или ограниченное число функций. Местные орга­ны управления функционируют на прочной финансовой базе, что обеспечивает им административно-хозяйственную независимость (2/3 их общих доходов составляют местные поступления, а 1/3 они получают за счет передачи средств из бюджетов штатов и федерального бюджета).

Таким образом, местные органы власти США не только имеют реальные рычаги для регионального планирования на локальном уровне (микроуровне), но и эффективно пользуются ими: строят шоссейные дороги и аэропорты, системы водоснабжения и кана­лизации, ведут жилищное строительство, разбивают парки и ме-

397

ста отдыха и т.д. В связи с этим тезис о том, что масштабы госу­дарственного вмешательства США в региональное развитие не­значительны, нуждается в уточнении.

В настоящее время на основной (без Аляски и Гавайев) терри­тории обычно выделяют 4 крупных региона: 1) Северо-Восток; 2) Средний Запад; 3) Юг; 4) Запад, в составе которых, в свою очередь, можно выделить более мелкие регионы. Эти регионы, характеризующиеся крайне «размытыми» границами, в известной степени «абстракция» и чем-то напоминают наши Поволжье, За­падную Сибирь, Северный Кавказ и др. Тем не менее, как мы увидим далее, каждый из них обладает определенной специ­фикой.

Крупные регионы (макрорегионы) США прежде всего суще­ственно различаются по историко-культурным признакам. Так, Северо-Восток был колонизирован еще в XVII —XVIII вв. на базе мелкого фермерства и свободного предпринимательства. Юг, нача­ло колонизации которого было положено также в XVII —XVIII вв., в отличие от Северо-Востока долгое время развивался в условиях рабовладения. Средний Запад начал формироваться в условиях не­зависимой республики и в разгар развития капитализма. Наконец, освоение Запада началось лишь в XIX в. и до сих пор не завершено полностью. Заметно различаются выделенные макрорегионы и по экономическим и социальным функциям.

Так, Северо-Восток — «кристаллизационное ядро» США, край угледобычи, металлургических и химических заводов («американ­ский Рур»), центр науки и культуры (Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт и т.д.); здесь представ­лено созвездие крупнейших городов (Нью-Йорк, Бостон, Фила­дельфия и др.).

Средний Запад отличается приозерным положением многих штатов и большой ролью водной системы Миссисипи —Великие озера; развитием металлоемкого машиностроения, автостроения; здесь расположены его «столица» автостроения — Детройт и Чи­каго — один из крупнейших индустриальных и торгово-финансо-вых центров США.

Наконец, Средний Запад — житница США, именно здесь находятся молочный, кукурузный пояса и «кукуруз­ный» штат Айова и т.д.

Юг — это прежде всего крупнейшие центры нефтегазодобычи и нефтепереработки, высокая доля негритянского населения, аэро­космическая индустрия, хлопковый пояс, очаг тропического зем­леделия, курортный бизнес Флориды и т.д. Наконец, Запад — «ворота» в Тихий океан, богатство цветными металлами и древе­синой, бурное развитие в послевоенное время наукоемких отрас­лей, военных производств, авиационной промышленности (кон­церн «Боинг»). Здесь расположена знаменитая Силиконовая доли­на и т.д.

398

Практически в каждом из этих регионов сформировались ре­гионы более низкого ранга. Например, в пределах Северо-Восто­ка располагается широко известная Новая Англия, послужившая «трамплином» для колонизации всей территории США. Ярко вы­деляется и цепь крупнейших городов вдоль северо-восточного побережья страны, за которой давно закрепилось название Ме-

галополис.

Внутри Среднего Запада четко выделяется Индустриальное При­озерье — «ожерелье» крупнейших городов, использующих выгод­ное положение вдоль Великих озер (Кливленд, Детройт, Чикаго) и сложившихся в ходе индустриализации, урбанизации и массо­вой иммиграции из Европы в XIX в. На карте сельского хозяйства в пределах Среднего Запада вы можете найти знаменитый куку­рузный пояс, а также пшеничный.

В пределах американского Юга бесспорной спецификой выде­ляется Флорида — юго-восточная оконечность страны с ее курор­тами и стремительно растущим населением. Иногда здесь выделя­ют также Старый Юг (штаты Виргиния, Южная и Северная Ка­ролина), сложившийся еще в колониальные времена, и Новый Юг (Техас, Оклахома), где очень сухо, много нефти и природного газа, мощных предприятий. Доля негритянского населения здесь сравнительно невелика, зато много испаноязычных. (Полоса вдоль мексиканской границы с особо сильным мексиканским влияни­ем с некоторых пор стала называться Мексамерикой.)

Запад отчетливо распадается на два внутренних региона — Гор­ный Запад, отличающийся не только заметной высотой над уров­нем моря, но и сравнительно слабой освоенностью, редкой засе­ленностью; и Дальний Запад с широким выходом в Тихий океан, хорошо освоенный и плотно заселенный.

Гавайи и Аляска, естественно, тяготеют к Западу США. Аляска знаменита добычей нефти и газа, рыболовством, пушным про­мыслом, лесоразработками. На экзотических Гавайях, где любят отдыхать богатые американцы, выращивают сахарный тростник и. ананасы. Столица штата Гонолулу — важный узел морских и воз­душных путей. Здесь находится известная американская военно-морская база Пирл-Харбор.

<< | >>
Источник: Ю.Н. ГЛАДКИЙ, В.Д.СУХОРУКОВ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Учебник. 2008

Еще по теме Внутренние различия и региональная политика.:

  1. 2. Территориальное проявление действия и использования экономических законов — основа регионального народнохозяйственного прогнозирования
  2. 1. Регион как объект прогнозирования. Региональная экономика и специфика ее прогнозирования
  3. Экономическая и социальнаяполитика Европейского сообщества
  4. Как особенности региональной власти влияют на развитие российских регионов?
  5. 2.1. Креативные ресурсы региональных сообществ
  6. Глава 13 Географические основы ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  7. ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ
  8. Внутренние различия
  9. Регионалистика и региональная политика России
  10. Направления современного регионального развития
  11. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВО. ГЕОПОЛИТИКА: КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
  12. 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  13. 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика