<<
>>

Концепция общей безопасности

Зарождение и активное обсуждение некоторых важнейших аспектов концепции общей безопасности происходит в начале 1980-х гг. Однако основные положения данной концепции были сформулированы

несколько позже - на рубеже 1980 - 1990-х гг., после завершения «холодной войны».

Начало теоретических споров по общей безопасности было заложено статьей американского профессора Ричарда Ульмана из Принстонского университета «Заново определяя понятие безопасности» (1983 г.). С его точки зрения, наибольшую угрозу национальной безопасности представляют те действия, которые чреваты резким снижением качества жизни населения определенного государства за относительно короткий промежуток времени и могут повлиять на резкое уменьшение круга политических альтернатив, находящихся в распоряжении правительства страны или частных неправительственных организаций внутри государства.

В том же 1983 г. была опубликована работа английского исследователя Бэрри Бузана «Народ, государство и страх». Ее автор в качестве наименьшей единицы (или точкой отсчета) при анализе понятия «безопасность» рассматривает личность.

Идеи двух указанных исследователей легли в основу нового (так называемого поствестфальского) подхода к изучению проблем безопасности, который иначе называют «безопасность человека».

В рамках концепции общей безопасности оспариваются претензии национального государства на исключительное положение в области обеспечения безопасности, причем как внешней, так и внутренней. Сторонники концепции общей безопасности отмечают, что роль отдельных групп граждан, органов местного самоуправления, неправительственных и надгосударственных организаций, национального и международного общественного мнения в деле обеспечения безопасности не менее значительна, чем роль национального государства.

Одной из отличительных особенностей концепции общей безопасности является критика представлений о территории национального государства как о приоритетном объекте в обеспечении безопасности общества и государства.

В рамках данной концепции безопасность человека (или «человеческое измерение безопасности») понимается как единство социальных условий, обеспечивающих достойное выживание, благосостояние и свободу. В свою очередь, в основе такого понимания лежит комплекс представлений о минимально достаточной безопасности, являющейся производной от ценностей, в той или иной степени разделяемых всеми людьми на Земле.

Представления о минимально достаточной безопасности включают в себя несколько аспектов: представления о физической безопасности, связанные с сохранностью жизни человека, его здоровья, защищенностью от голода, неблагоприятных воздействий окружающей среды, социального и политического насилия, угрожающего жизни и здоровью человека;

представления об экономической безопасности, включающие в себя оценку доступности к вознаграждающей занятости, обеспечивающей удовлетворение не только базовых потребностей, но и формирование страхующих сбережений для исключительных случаев; представления о социальной безопасности, связанные с оценкой статуса человека в обществе, его защищенности от угроз физической и экономической безопасности, формируемой как формальными и неформальными общественными институтами, так и государством; представления об этнокультурной безопасности, включающие в себя оценку безопасности этнической идентичности личности и общности, с которой личность себя отождествляет, оценку возможности развития культуры, разделяемой личностью с общностью; представления о безопасности достоинства, связанные с оценкой гуманистической полноты безопасности, цены безопасности для человека, с оценкой меры подавления индивидуальности ради обеспечения безопасности.

Последний из упомянутых аспектов представлений о минимально достаточной безопасности составляет одно из существенных различий между концепцией национальной и концепцией общей безопасности. Так, если концепция национальной безопасности рассматривала человека лишь в одном его качестве - в качестве подданного (гражданина) национального государства, выделяя лишь общность одного типа - нацию и единственный вид связи между людьми - политический, то концепция общей безопасности рассматривает человека в качестве носителя многих общественно значимых качеств, раскрываемых в рамках общностей различного типа.

В течение 1990-х гг. концепция общей безопасности получила официальное признание. Некоторые ее положения нашли свое отражение в государственных доктринах, а также в международных правовых актах, например в содержании Хартии европейской безопасности, принятой 19 ноября 1999 г. в Стамбуле.

Однако концепция общей безопасности не смогла вытеснить, заменить основные идеи концепции национальной безопасности. Более того, уже с середины 1990-х гг. наметилась тенденция к отказу от характерной для концепции общей безопасности идеи о построении мировой системы безопасности.

<< | >>
Источник: Чмыхало А. Ю.. Социальная безопасность: Учебное              пособие — Томск: Изд-во ТПУ - 168 с.. 2007

Еще по теме Концепция общей безопасности:

  1. 3.1 Рефлексивно - ценностный анализ концепции устойчивого развития
  2. 3.1 Рефлексивно - ценностный анализ концепции устойчивого развития
  3. 1.5 Основные концепции правового образования
  4. § 4. Меры исправления и безопасности
  5. Продление «договора безопасности»
  6. 1.3. Философия истории Канта и Фихте: общие перспективы мирового развития
  7. § 1. Пограничная безопасность: проблема формирования концептуальных основ
  8. А. В. Шерис СФЕРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВЛИЯНИЯ в КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  9. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В.Н. Ухванов
  10. Понятие «безопасность», подходы к определению. Субъект и объект безопасности
  11. Безопасность: концептуальные подходы Концепция национальной безопасности и национального интереса
  12. Концепция общей безопасности
  13. Организационно-правовые основы обеспечения национальной безопасности РФtype="1"> Совет Безопасности Российской Федерации как основной конституционный орган обеспечения национальной безопасности страны
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -