<<
>>

34.3. ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. ДОРОГА ПОБЕДЫ

В ноябре — декабре 1942 г. войска Красной Армии готовились к решающим сражениям за Ленинград и освобождение Октябрьской магистрали. Мощными ударами наших частей фашисты были изгнаны 24 ноября из Малой Вишеры, 9 декабря из Тихвина и 16 декабря из Калинина и железнодорожного участка Клин — Калинин.

12 января 1943 г, началась наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов под кодовым названием «Искра». 18 января, сломив яростное сопротивление противника, войска соединились и в ожесточенных боях прорвали блокаду Ленинграда, освободив левый берег Невы и южное побережье Ладожского озера. В этот же день Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны на узком участке отвоеванной земли вдоль южного берега озера. Это позволяло восстановить транспортную связь Ленинграда со страной через Волховстрой, Тихвин и Вологду (в обход Мги, занятой противником).

На выполнение задания отводилось всего 20 суток. Производство работ было возложено на УВВР-2, которое возглавил начальник Ленметростроя И. Г. Зубков. В полосе строительства пришлось провести работы по технической разведке и разминированию — было обнаружено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб, 52 артиллерийских снаряда. Линию прокладывали через лесные массивы, болота, в условиях бездорожья и трескучих морозов. Быстрыми темпами произвели разбивку и расчистку трассы, возвели временные здания и сооружения. Дорогу строили по облегченным техническим условиям, допускались крутые подъемы и кривые малых радиусов. Из-за нехватки шпал нередко прямо на снег укладывали бревна и на них рельсы, снятые с неработающих линий.

Трасса проходила в нескольких километрах от вражеских позиций и подвергалась постоянным бомбардировкам и артиллерийским обстрелам, поэтому железнодорожники называли дорогу «коридором смерти». 1

См.: Летопись ратных подвигов линжтовцев в годы Великой Отечественной войны (1941— 1945) /Под ред.

В. В. Румянцева. Л.: ЛИИЖТ, 1989. С. 16. 2

См.: 1418 дней войны. М.: Политиздат, 1980. С. 653. 3

Берггольц О. Ф. Ленинградская поэма. Л.: Изд. художественной литературы, 1973. Т. 2.

С. 66.

И. Г. Зубков (1904—1944)

Наиболее трудным оказалось сооружение низководного деревянного моста длиной 1300 м через Неву у Шлиссельбурга. Проектировщикам удалось найти в Балтийском пароходстве и архивах необходимые материалы о реке. По ним для строительства мостового перехода было выбрано место, где глубина реки не превышала 6 м. Это давало возможность строить мост в виде свайной эстакады, начинавшейся у левобережного шлюза Ладожского канала, пересекавшей Неву почти перпендикулярно и выходившей на низкий правый берег. Мост был рассчитан на работу в зимнее время, до начала ледохода. Сваи вбивались сквозь лед в дно реки, скованной морозом.

Изготовление рабочих чертежей производилось в процессе строительства. Инженер Ленгипротранса В. А. Правоторов писал: «На освобожденной Неве лежал снег, политый кровью героев штурма Шлиссельбурга. Немцы

посылали снаряд за снарядом в то место, где изыскатели намечали сооружать опоры. Некогда было ждать, когда прекратится обстрел. Всю ночь в землянке, освещенной коптилкой, составляли чертежи моста. С рассветом на льду Невы уже строем встали копры и закипела работа... Изыскатели четко давали строителям необходимые створы, а проектировщики прямо на льду быстро решали все технические вопросы строительства» .

Мост вступил в строй 5 февраля 1943 г. Это позволило ввести в эксплуатацию железнодорожную линию Шлиссельбург — Поляны длиной 33 км с тремя разъездами, мостами через реки Нева, Назия, Черная, устройствами связи и водоснабжения. Линия была построена досрочно — за 17 дней и вошла в летопись Великой Отечественной войны как Дорога Победы. Большой вклад в ее создание внесли 9-я и И-я железнодорожные бригады УВВР-2 под командованием подполковника В. Е. Матишева и полковника Г. П. Де- больского, спецформирования НКПС, возглавляемые Д.

М. Реховским, 3. М. Глезеровым, П. А. Трубицыным, Н. А. Нариняном, И. А. Хлебниковым, работники Ленметростроя, студенты транспортных учебных заведений.

Эксплуатацией линии Шлиссельбург — Поляны руководил начальник Ленинград-Финляндского отделения движения А. Т. Янчук, организацией перевозок на участке Шлиссельбург — Волховстрой — начальник Ленинград-Московского отделения движения Н. И. Иванов. 5 февраля 1943 г. со станции Волховстрой был отправлен в Ленинград первый поезд. Его вел машинист И. Л. Пироженко, сопровождал уполномоченный НКПС В. М. Ви- ролайнен. 7 февраля старшему машинисту паровоза П. А. Федорову было поручено вести поезд из Ленинграда на Большую землю.

1 Правоторов В. А. Мост на Большую землю // Сборник, посвященный 250-летию Ленинграда. Л.: Ленгипротранс, 1957. С. 177.

Трасса линии на протяжении около 10 км проходила всего лишь в 3—4 км от вражеских позиций и на открытой местности хорошо просматривалась; поезда подвергались частым артиллерийским обстрелам, вызывавшим разрушения пути и подвижного состава. В связи с этим было введено движение только в ночное время, причем одностороннее — одну ночь к Ленинграду, другую — в обратном направлении. Поезда шли с потушенными огнями, по принципу поточного, «караванного» движения; они отправлялись вслед, то есть друг за другом через определенный интервал времени с обеспечением видимости машинистом хвоста впереди идущего поезда. При этом приходилось двигаться с малой скоростью и особой осторожностью. Тяговое обслуживание обеспечивала 48-я паровозная колонна особого резерва НКПС. В каждом поезде А. К. Угрюмов §ыл так называемый турный вагон, в

котором между дежурствами отдыхали объединенные бригады — паровозная, кондукторская и вагонные мастера. В Ленинград поезд вела одна бригада, обратно — другая, сменная.

Первые дни эксплуатации линии показали, что указанный метод организации движения не обеспечивает потребной пропускной способности. Для ее увеличения по предложению заместителя начальника службы движения дороги А.

К. Угрюм ова и заместителя начальника службы сигнализации и связи Д. А. Бунина было принято решение временно создать на трассе простейшие сигнальные посты полевого типа, которые получили название «живая блокировка». Суть ее состояла в следующем: на перегоне на расстоянии 2— 3 км друг от друга столбы-посты с подвешенными на них телефонами, связанными полевым кабелем. Около каждого поста устанавливался необычный «светофор» — укрепленная на металлической мачте стрелочная флюгарка с красным и зеленым стеклами и керосиновой лампой внутри. Дежурный у проходного светофора, получив от соседа извещение по телефону о выходе поезда, поворачивал в его сторону светофор с зеленым огнем. После прохода поезда дежурный извещал предыдущий пост о прибытии, а последующий — об отправлении поезда. Занятый участок пути ограждался красным огнем сигнального светофора. Посты обслуживали опытные инженеры службы движения. Первая смена «живых светофоров» находилась на своих постах несколько дней и ночей, на открытом воздухе, часто под обстрелом. Вскоре для дежурных у сигналов были построены специальные дощатые укрытия.

Благодаря «живой блокировке», введенной 7 мая 1943 г., вся трасса, по которой следовало одновременно более 10 поездов, находилась под наблюдением, и диспетчер, руководивший движением, мог оперативно влиять на обстановку. В сочетании с движением поездов вслед «живая блокировка» по-

1 А. К. Угрюмов — впоследствии профессор ЛИИЖТа, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Умер в 1995 г. на 86-м году жизни.

зволила пропускать по линии Шлиссельбург — Поляны за ночь 16—20 поездов. В конце мая на этой линии была введена двузначная автоблокировка облегченного типа для двустороннего движения поездов . Питание автоблокировки осуществлялось от аккумуляторных батарей, которые заряжались на станции Шлиссельбург и доставлялись на посты автодрезиной.

Для пропуска возросшего числа поездов на участке Шлиссельбург — Мельничный Ручей временно, до устройства автоблокировки, разрешили отправлять грузовые поезда вслед с разграничением в, 10 минут .

22 мая 1943 г. на перегоне Левобережная — Междуречье был введен в эксплуатацию обходной путь, проложенный на 2—3 км дальше от вражеских позиций, чем основной путь; это позволило увеличить объем перевозок для города и фронта и повысить безопасность движения поездов.

Острой проблемой к весне 1943 г. стало обеспечение бесперебойного движения поездов на мостовом переходе через Неву. Существовавший низководный мост не был рассчитан на пропуск ладожского льда. Военное командование поставило задачу — срочно, до 1 апреля, построить временный высоководный железнодорожный мост. Проектировали его в процессе строительства инженеры А. А. Померанцев, Д. М. Реховский, В. А. Чежин, Д. И. Васильев и другие специалисты. Первыми шли изыскатели. Их задача заключалась в определении для мостового перехода места с наименьшей глубиной и шириной реки, минимальным объемом земляных работ на подходах, а также удобным примыканием к станциям на обоих берегах. Здесь, как и при проектировании трассы низководного моста, была использована архивная карта-план Невы, что помогло значительно сократить объемы строительных работ. Мост спроектировали высоким, на прочных деревянных опорах, с большими, чем у низководного моста, пролетами. Для повышения прочности и ускорения строительства опоры сооружались на сваях, с устройством вокруг них ограждений в виде сплошной стенки с засыпкой камнем.

Мостовой переход возводили подразделения железнодорожных войск и спецформирований НКПС. Монтаж пролетных строений осуществлялся с помощью консольного крана «Ленинградец» конструкции инженера Д. Иг Васильева. 18 марта строительство моста было закончено. Его длина составила 850 м, высота — 8,21 м. 19 марта по нему пошли поезда. Свайно-ледовую эстакаду сохранили, но эксплуатировать опасались из-за возможного разрушения при ледоходе.

Главный инженер УВВР-2 В. Н. Иванов писал: «В конце мая 1943 г. гитлеровцы нащупали створ нового моста и обстрелом из дальнобойных орудий повредили несколько опор и пролетных строений.

Надо было закрывать движение поездов. На восстановление моста требовалось не менее семи суток. Как быть? Военный совет фронта поставил задачу перед Зубковым: найти выход из создавшегося положения, не прерывая движения» . И он пошел на риск: попробовал пропускать поезда по низководной эстакаде с пониженной скоростью. Лично проехал в кабине паровоза по мосту и, не обнаружив существенных дефектов, разрешил временное движение поездов со скоростью не более 5 км/ч. Инженерная интуиция не подвела. Эстакада работала в течение нескольких дней, пропуская более 10 пар поездов в сутки.

В течение всего времени эксплуатации железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны не прекращались артиллерийские обстрелы и бомбардировки ее противником. С марта до июня 1943 г. мосты через Неву повреж- 1

АОЖД. Т. 1. Оп. 12. Л. 62—68. Д. 12. Л. 25—30. 2

РГИА. Ф. 2275. Оп. 10. Д. 306. Л. 57. 3

Октябрьская фронтовая: Воспоминания железнодорожников. Л.: Лениздат, 1970. С. 36. Высоководный мост через Неву у Шлиссельбурга. 1943

Железнодорожный мост через Волхов, разрушенный фашистской авиацией. 1943

дались 18 раз, и каждый раз разрушенную часть быстро восстанавливали, так как у мостов дежурили железнодорожники и военные строители. Мужество и стойкость проявляли поездные и локомотивные бригады. Каждая поездка была подвигом. Вот один из эпизодов, приведенный в дневнике начальника 48-й паровозной колонны резерва НКПС Н. И. Кошелева: «Паровоз 718-30 подвергся обстрелу. Повредило тормозную магистраль. Путь засыпало землей. Исправление магистрали и расчистка пути произведены силами бригады. При очередном обстреле сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста — Баранов и Амосов, кочегар Кли- ментьева. После перевязки Амосов вернулся к реверсу и довел поезд. Вся бригада вела себя героически, от огня спасены многие вагоны» .

В этом же трудовом коллективе работала кочегаром паровоза Эу-70883 Таня Лысова, которую все любили за ее бесстрашие. В одну из мартовских ночей 1943 г. противник нанес страшный бомбовый удар по станции Тихвин. Таня вместе с паровозной бригадой тушила пожар, обожженными руками перевязывала раненых бойцов. 14 июня 1943 г. ей торжественно вручили медаль «За оборону Ленинграда». В тот же день бригада отправилась в рейс. Он был последним для Тани. Утром 15 июня на подходе к станции Поляны фашисты накрыли поезд артиллерийским огнем. Осколком снаряда ее сразило насмерть. Похоронили отважную девушку недалеко от входных стрелок станции. «С тех пор каждый раз, проезжая мимо могилы нашей Тани, — вспоминал машинист паровоза B.

А. Еледин, — мы салютовали ей паровозными свистками»

Во время блокады вся страна посылала в осажденный город продовольствие, медикаменты, вооружение, боеприпасы. Страдания ленинградцев отзывались болью в сердцах советских людей . В последние месяцы блокады отдельные бригады со своими паровозами были командированы в Москву для производства ремонта, который трудно было выполнить в Ленинграде. В столицу ехали кружным путем через Тихвин — Хвойную — Красный Холм — Савелово. Весть о движении паровозов быстро распространялась по линии. На каждой станции во время остановки к бригадам подходили десятки людей. Расспрашивали о Ленинграде, о жизни в осаде, у многих были слезы на глазах. С трогательной теплотой подносили блины, творожники, крынки с молоком, с благоговением рассматривали медаль «За оборону Ленинграда», бережно касаясь ее, вслух читали надпись . 1

Октябрьская фронтовая: Воспоминания железнодорожников. Л.: Лениздат, 1970. С. 168—

170. 2

Там же. С. 190—193.

* В тылу не жалели сил, времени, душевного тепла для оказания помощи эвакуированным, особенно старикам и детям. Только на Куйбышевской дороге железнодорожники приютили и обогрели около 5 тыс. детей блокированного Ленинграда.

4 См.: Октябрьская фронтовая: Воспоминания железнодорожников. Л.: Лениздат, 1970. C.

196—197.

А. Б. Шаталов

В боях за Ленинград особое значение имел Бологовский железнодорожный узел, через который осуществлялись перевозки для Волховского, Ленинградского, Северо-Западного и Калининского фронтов. Учитывая это, враг ожесточенно бомбил станции, депо, служебные здания. Железнодорожники проявляли мужество и героизм, спасая, людей, грузы, подвижной состав. В таких условиях им удавалось еще формировать и отправлять поезда. Работой узла руководил заместитель начальника Бологовского отделения движения И. И. Родионов.

14 января 1944 г. с помощью созданных к этому времени устойчивых транспортных коммуникаций наши войска под Ленинградом перешли в наступление. 27 января гитлеровские войска были отброшены от Ленинграда. 900 тяжелых дней и ночей блокады остались позади. Огромная радость и великий праздник наступили для всех ленинградцев, защитников города и всей страны. 23 февраля 1944 г. из Ленинграда в Москву по восстановленному главному ходу был отправлен первый после снятия блокады грузовой поезд, а 20 марта машинист В. И. Волосюк повел в столицу экспресс «Красная стрела», главным кондуктором поезда был М. Г. Кардаш.

Ратные и трудовые подвиги железнодорожников в дни героической обороны Ленинграда отмечены высокими правительственными наградами. Многим вручили ордена и медали. Звания Героя Социалистического Труда удостоены старшая стрелочница А. Н. Александрова, начальник Кировской железной дороги П. А. Гарцуев, старший машинист паровоза В, М. Елисеев, начальник УВВР-2 И. Г. Зубков , главный кондуктор М. Г. Кардаш, машинисты М. И. Кушнер и И. П. Першукевич, начальник мостовой колонны Н. А. Наринян, начальник Волховстроевской дистанции пути А. И. Рыков, начальник Октябрьской железной дороги Б. К. Саламбеков, инженер-связист А. Б. Шаталов (отец будущего космонавта).

Битва под Ленинградом в 1941—1944 гг. была самой продолжительной из всех сражений в Великой Отечественной войне. Главнокомандующий союзными войсками в Европе Д. Эйзенхауэр назвшт мужественную оборону Ленинграда одной из самых памятных в истории .

Огромный вклад в прорыв блокады и разгром фашистских войск под Ленинградом внесли военные железнодорожники и труженики стальных магистралей.

28 июня 1944 г. И. Г. Зубков по заданию военного командования вылетел на место строительства моста через Свнрь. Самолет потерпел катастрофу. Тысячи ленинградцев и воинов железнодорожных войск провожали Ивана Георгиевича в последний путь. Около месяца он не дожил до сорока лет. На площадке у Александро-Невской лавры возвышается памятник ему — выдающемуся строителю, отдавшему свой талант и жизнь за освобождение Ленинграда.

1 См.: Эйзенхауэр Дуайт. Крестовый поход в Европу: Военные мемуары. М; Воениздат.

1980. С. 520.

'i^yr

<< | >>
Источник: H. E. Аксененко. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917 — 1945 гг. — СПб.,. — 416 е. 1997

Еще по теме 34.3. ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. ДОРОГА ПОБЕДЫ:

  1. 1. Первый этап Северного похода НРА (9 июля —8 ноября 1926 г.)2
  2. Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века
  3. Решающие сражения Великой Отечественной войны
  4. Противостояние законодательной и исполнительной власти (1992-1993)
  5. 34.1. ГОРОД И ОКТЯБРЬСКАЯ ДОРОГА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ
  6. 34.2. ЛЕНИНГРАД В КОЛЬЦЕ БЛОКАДЫ. ДОРОГА ЖИЗНИ
  7. 34.3. ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. ДОРОГА ПОБЕДЫ
  8. ЛИТЕРАТУРА
  9. В ПЛЕНУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОДЫ
  10. Вопрос 73. Освобождение территории СССР в 1943 - 1944 гг.
  11. Приложение 3. Библиография
  12. Революция
  13. И о научно-исторических изысканиях, наконец
  14. Глава XVI СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ