<<
>>

2.3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ

Организация новой системы управления путями сообщения в первые годы Советской власти проходила непросто. Из-за отсутствия опыта пришлось вести поиски форм и методов в этой области.

Вопрос об управлении транспортом ставился в августе 1917 г. на I Всероссийском учредительном съезде железнодорожников. Съезд поддержал переход к новой административной структуре, которая включала районы, объединяющие линейные подразделения и округа; в последние входили группы железных дорог. Такое решение вызывалось тем, что руководство из центра транспортным хозяйством, разбросанным по огромной территории страны, представлялось крайне затруднительным. Тогда же при Временном правительстве был образован Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профессионального союза (Вик- жель). В нем ключевые посты заняли чиновники прежнего министерского аппарата, стремившиеся взять на себя руководство транспортом.

28 февраля 1917 г. Комитетом Государственной Думы в целях овладения руководящими постами были направлены комиссары в МПС и другие министерства . Особенно «отличился» комиссар А. А. Бубликов, который, пользуясь неопределенностью обстановки, объявил себя даже руководителем Министерства путей сообщения .

В первые дни после Октябрьской революции резко обострился вопрос об управлении отраслью. 8 ноября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов принял постановление «Об утверждении Совета Народных Комиссаров». Этим, же постановлением был образован Наркомат по делам железнодорожным"3, переименованный в декабре в Наркомат путей сообщения (НКПС) в связи с тем, что в его состав вошли управления внутренним водным транспортом и безрельсовыми наземными дорогами. В НКПС входили управления: эксплуатационное, техническое, хозяйственно-материальное, финансовое, общих дел, мобилизационное, а также Центральный комитет по перевозкам. Викжель встретил новое руководство отраслью враждебно и саботировал его решения.

В январе — феврале 1918 г. собрался Чрезвычайный Всероссийский железнодорожный съезд, который избрал Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников (Викжедор). Руководство НКПС и Викжедор объединились в противостоянии Викжелю. Они подобрали состав коллегии, которая вместе с наркомом руководила деятельностью Народного комиссариата путей сообщения. Во главе управлений НКПС стояли комиссары — члены коллегии.

Имея значительное влияние на местах, Викжедор укрепил свое положение соответствующим подбором кадров на железных дорогах. Декретом СНК от 23 марта 1918 г. «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности» повышалась и роль НКПС. В этом документе подчеркивалось, что все другие государственные, областные и местные организации власти не имеют права вмешиваться в управление транспортом ввиду того, что «дороги хотя и проходят по определенной территории, но по существу своему экстерриториальны, ибо служат нуждам всей республики»4. Декретом правительства от 23 марта 1918 г. НКПС получил всю полноту власти, а Викжедор стал контролирующей профсоюзной организацией отрасли.

Первым положением об НКПС, принятым декретом ВЦИК Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов 31 мая 1918 г., были установлены основные функции наркомата с учетом мероприятий, проведенных ранее Викжедором и НКПС. Положение способствовало сплочению работников аппарата НКПС — сторонников новой власти3. Тем же декретом был создан Главный совет путей сообщения — высший орган, направляющий транспортную политику. В него входили представители правительства, всех видов путей сообщения и ряда наркоматов. Кроме того, при НКПС были созданы совещательные органы — Советы: технический, по новым путям сооб-

щения, хозяйственно-финансовый, по перевозкам, тарифный и другие. После создания новой структуры управления транспортом летом 1918 г. Викжель был распущен. В марте 1919 г. в связи с созданием ЦК профсоюза рабочих и служащих транспорта перестал функционировать и Викжедор.

Кроме НКПС для решения особо важных и неотложных задач государственного значения, связанных с управлением транспортом, создавались разного рода комиссии, например: Всероссийская эвакуационная; для разгрузки Московского железнодорожного узла. В апреле 1918 г. была учреждена Междуведомственная комиссия по смешанным железнодорожно-водным перевозкам для координации деятельности НКПС и Главного управления водных сообщений. 7 октября 1919 г. был создан Высший совет по железнодорожным перевозкам при CHK из представителей НКПС, Реввоенсовета, ВСНХ, Народного комиссариата продовольствия и Всероссийской эвакуационной комиссии.

В 1920 г. в составе НКПС для руководства работой железных дорог было образовано Главное управление путей сообщения . При Наркомате учредили Главное политическое управление с соответствующими органами в низовых территориальных подразделениях. В том же году из финансового ведомства передали в ведение НКПС тарифное дело. В 1921 г. в Наркомат путей сообщения были включены и другие управления, ведавшие речным, морским и местным транспортом.

Начиная с 1918 г., когда железные дороги были переведены на военное положение и в период послевоенной разрухи, в управлении транспортом был установлен жесткий централизм. Во главе округов", дорог и линейных подразделений до 1922 г. стояли военные комиссары. В Декрете ВЦИК от 24 апреля 1922 г. указывалось, что работа на транспорте из политической переходит в сферу экономическую.

В начальный период НЭПа в целях повышения самостоятельности железных дорог и уменьшения их зависимости от управлений НКПС были образованы правления дорог.

Для улучшения перевозочной работы и взаимодействия транспорта и клиентуры создали акционерное общество «Транспорт». Формулируя его задачи, председатель совета общества народный комиссар путей сообщения Ф. Э. Дзержинский указывал, что оно организовано в целях борьбы со взяточничеством и хищениями, с частными конторами и должно вести к уменьшению расходов на перевозки, увеличению грузооборота железных дорог.

Приказом НКПС от 14 августа 1923 г. началась дальнейшая реорганизация в отрасли: бывшие управления транспорта, входившие в состав наркомата, были преобразованы в центральные правления (железнодорожного — ЦУЖел, речного — ЦУРек, морского — ЦУМор, местного транспорта — ЦУМТ). Кроме того, создали ряд общих управлений, комитетов и отделов (административный, нормирования труда, статистики, финансово-контрольный и т. д.). Однако проведенные преобразования еще не полностью решали возникавшие (проблемы. Жизнь требовала принятия таких форм управления, при которых экономические и технические аспекты сливались бы воедино и обеспечивали четкость и выс.окую эффективность работы транспорта. Такие формы стали складываться в'последующие годы.

<< | >>
Источник: H. E. Аксененко. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917 — 1945 гг. — СПб.,. — 416 е. 1997

Еще по теме 2.3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ:

  1. Компьютер и формирование нового типа мышления и познавательной деятельности
  2. § Ї. Изменения в десятичной системе управления
  3. 8.4. Совершенствование системы управления библиотечным делом
  4. § 5.3. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ
  5. § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
  6. § 5.6. РАЗРАБОТКА ОРГПРОЕКТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
  7. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Черкашин Б.Н.
  8. 2.3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ
  9. § 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
  10. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ МЫШЛЕНИЯ О.А. Дольская
  11. Система управления Венецианской республики в УП-ХУвв.