<<
>>

2.1. Мировая история: переход к новому времени. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны

В мировой истории переход от средневековья к новому времени положил начало преобразованиям, для обозначения которых употребляется понятие «модернизация». В истории, социологии под модернизацией понимают процесс изменения общества в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVI - XVII вв.
и по XX в. включительно и распространились по всему миру. Таким образом, модернизация означает переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. Модернизация охватывает все сферы общественной жизни. Экономическая модернизация связывается с применением технологии, основанной на научном знании, с индустриализацией, с развитием рынка товаров и труда, с существованием стимулов для создания и внедрения новшеств. В социальной области модернизация означает специализацию людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности. Эта специализация все меньше зависит от пола, возраста, социального происхождения и все больше - от личных качеств человека, его квалификации, образования. Политическая модернизация включает разделение властей, установление политической демократии, способность государства к структурным изменениям в экономике, политике и социальной сфере при сохранении стабильности общества. В области культуры модернизация означает приобщение крупных групп населения к ценностям культуры, многообразие школ и течений в философии и науке, конфессиональный плюрализм. Все указанные модернизационные процессы осуществлялись в странах западной цивилизации в течение нескольких столетий. В XVIII в. они проявились в первую очередь в экономической и культурной областях. В экономике усиливались следующие явления: капиталистическая мануфактура превратилась в центр развития производительных сил; развивались европейский и мировой рынки; европейские государства проводили политику меркантилизма, являющуюся важным фактором развития промышленности и торговли; продолжался процесс первоначального накопления капитала; благодаря расширению сферы колониальных захватов увеличился объем заморской торговли ряда стран.
На основе экономического роста, колониальной экспансии и политики меркантилизма происходило возвышение промышленной и торговой буржуазии. Однако экономическое значение буржуазии не соответствовало ее социальному статусу. Разрешение этого противоречия требовало как теоретического обоснования, так и практических действий. И именно в XVIII столетии был сделан решающий шаг в этом направлении. Не менее отчетливо, чем в экономике, модернизацион- ные процессы проявились в области культуры, в изменении общественного сознания. XVIII век вошел в историю как «век Просвещения». Просвещение - это идейное течение, которое выступало против феодального строя с его системой сословных привилегий и распространилось в Англии во второй половине XVII - XVIII вв., в других западноевропейских странах - в XVIII в. Просветители (в Англии - Дж. Локк, во Франции Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер) продолжали развивать идеалы Возрождения. Но просветительская критика феодализма была глубже и затрагивала всю структуру общества и государства. Просветители ставили вопрос о практическом устройстве будущего общества с точки зрения рационализма и здравого смысла. Они исходили из теории естественного права, которая утверждала, что все люди созданы равными и от рождения наделены Творцом естественными и неотъемлемыми правами: правом на жизнь, свободу и собственность. На основе этой доктрины была разработана теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший в результате договора, заключенного между людьми. Эта теория давала народу право лишать власти государя, правительство, не выполняющих условия договора, не защищающих естественные права граждан. С доктриной естественного права связана и теория разделения властей. Согласно этой теории государственная власть понимается как совокупность законодательной, исполнительной и судебной властей, осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами. Реализацию своих идей просветители представляли себе по-разному.
Некоторые из них возлагали надежды на «просвещенного монарха», имея в виду, что абсолютизм проведет необходимые буржуазные реформы. Отсюда - идея просвещенного абсолютизма. В то же время другая часть просветителей отстаивала идеи народного суверенитета (источник власти - народ) и демократической республики. Идеи просветителей начали претворяться в жизнь уже в конце XVIII в. Война за независимость в Северной Америке (1775 - 1783 гг.) и Великая Французская революция (1789 - 1794 гг.) на- несли серьезный удар по «старому порядку» и традиционному обществу в Европе. XVIII век был важным этапом в истории не только западных стран, но и России, модернизацию которой начал осуществлять император Петр I (1682 - 1725). Необходимость петровских преобразований была обусловлена, во-первых, социально-экономическими процессами, которые проходили в стране в XVII в. и выразились в реформах деда, отца и брата Петра; во-вторых, прогрессирующим отставанием России от Запада; в-третьих, приверженностью Петра I западному рационализму, европейскому образу жизни. Таким образом, перемены во всех сферах общественной жизни России были объективно необходимы. Целью реформ было превращение страны в мощное обороноспособное государство, с которым должны были считаться ведущие европейские державы. Руководствуясь политикой меркантилизма, Петр I провел целый ряд существенных экономических преобразований. Проявлениями протекционистской политики были государственная монополия на часть товаров (соль, вино, табак и пр.) и развитие промышленности путем учреждения мануфактур (через Мануфактур-коллегию). Развитие торговли стимулировалось с помощью расширения внешнеторговых связей, фактически государственной монополии на внешнюю торговлю, а также путем укрепления позиций русского купечества, для чего была определена его юрисдикция (разделение на 2 гильдии, управление через коммерц-коллегию). В социальной области наиболее существенными были следующие преобразования: произошло слияние вотчины и поместья: по указу о единонаследии (1714 г.) поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну, другие же должны были идти на гражданскую или военную службу; государственная служба регулировалась «Табелью о рангах» (1722 г.), которая вводила 14 рангов - ступенек карьеры для служащих и принцип служебной выслуги; вместо подворной была введена подушная подать, благодаря которой увеличилась доходная часть бюджета. Ряд преобразований был проведен в области управления.
По областной реформе (1708-1710 гг.) страна была разделена на губернии. Губернатор обладал судебной, административной, полицейской и финансовой властью. Вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат (1711 г.) - высший орган, регулирующий работу всех государственных учреждений. Приказы были заменены коллегиями (1717 - 1721 гг.), отличающимися четким разграничением обязанностей. Был учрежден Святейший Синод (1721 г.), который упразднил патриаршество и сделал церковь частью государственного аппарата. Также была введена рекрутская повинность (1705 г.), на основе которой была создана регулярная армия. Иерархию государственной власти возглавлял император, в 1721 г. Россия стала империей. Создание централизованной административной системы, подчиненной верховной власти, означало утверждение в России абсолютной монархии. Преобразования Петра I - один из самых спорных вопросов русской истории. Со времен Петра I и по сей день исследователи неоднозначно оценивают его деятельность. Одни считают петровские реформы оптимальной моделью политического реформаторства, так как благодаря им в России были созданы современная армия и флот, страна получила выход в Балтийское море, усилилось развитие промышленности и торговли, был реорганизован государственный аппарат. По мнению других исследователей, реформы означали разрыв преемственности в развитии страны и имели целый ряд отрицательных последствий: жесточайшую эксплуатацию и истощение сил населения, рост бюрократизма и превращение бюрократии в привилегированный слой, усиление закрепощения крестьян. Кроме этого, некоторые историки указывают на то, что реформы тормозили развитие капитализма в России. Дело в том, что перепись населения и массовое возвращение беглых крестьян их владельцам лишали частные мануфактуры наемной рабочей силы. Чтобы решить эту проблему, частные мануфактуры по указу 1721 г. получили разрешение покупать крепостных крестьян, что в конечном итоге превратило мануфактуры в разновидность феодальной собственности и деформировало процесс складывания русской буржуазии.
В ряде работ речь идет о катастрофическом, тормозящем развитие страны самодержавии Петровского времени, типично средневековых методах реформирования России, о поверхностности проводимых реформ. В условиях петровских преобразований нарастали противоречия между основными составляющими системы абсолютизма. К моменту смерти Петра I Россия была перенапряжена тяжелыми войнами и реформами. Все это не могло не вызвать реакцию, выразившуюся в дворцовых переворотах, лихорадивших страну с 1725 по 1762 г. (период «расслабления»). Еще одна попытка модернизации страны в XVIII в. была предпринята Екатериной II (1762 - 1796). Историки по- разному оценивают ее деятельность. Одни считают, что, надев маску либерала, императрица проводила свою крепостническую, продворянскую политику в форме просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм действовал в интересах дворянства и государства, но при этом способствовал развитию капиталистического уклада и при помощи законов ослаблял остроту социальных противоречий. Другие авторы полагают, что Екатерина II действительно собиралась осуществить либеральные реформы в русле идей Просвещения. Но, столкнувшись с сопротивлением дворянства и опасаясь потерять корону без его поддержки, императрица отказалась от многих своих проектов. Наконец часть исследователей исходит из того, что российское общество, обреченное существовать в суровых природно-климатических условиях и получать лишь минимум совокупного прибавочного продукта, в XVII - XVIII вв. породило механизм, обеспечивающий поступательное развитие общества и государства. Таким механизмом стало крепостное право. Во второй половине XVIII - начале XIX вв. крепостное право еще нельзя было отменить ибо стремительное пере- ключение огромной массы жителей Нечерноземья на истинно городские занятия могло подорвать интересы дворянства. Отсюда - утверждение о том, что просвещенный абсолютизм Екатерины II был важным этапом в обновлении законодательной основы государства, в саморегуляции общества. Совершенно очевидно, что Екатерина II способствовала распространению и утверждению в России идей Просвещения.
Наиболее ярким проявлением просвещенного абсолютизма был созыв в 1767 г. комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. В 1768 г. комиссия была распущена, однако вопросы, обсуждавшиеся в ней (особенно о крепостном праве), вышли за ее пределы и получили широкий общественный резонанс. Изданная в 1785 г. Жалованная грамота дворянству укрепила и расширила права и привилегии сословия землевладельцев (в том числе освобождение их от обязательной государственной службы). В результате дворянство получило некоторую независимость от монарха, возможность улучшить образование, приобщиться к ценностям западной цивилизации. Таким образом, деятельность Екатерины II способствовала переменам в общественном сознании России, что в конечном счете привело к переходу передовой части дворянства в оппозицию самодержавию и крепостничеству. В XVIII веке Россия встала на путь радикальных преобразований, благодаря которым она превратилась в империю, с которой стали считаться европейские государства, заметно вырос ее экономический потенциал, значительно увеличилась ее территория и численность населения, армия и флот стали одними из лучших в мире. Однако преобразования проводились на старой самодержавно-крепостнической основе, поэтому в России не сложились действительно капиталистические экономика и социальные отношения. Проблема модернизации по-прежнему оставалась актуальной.
<< | >>
Источник: Е.В. Илларионова А.С. Фомина, С.А. Гуськов. Отечественная история Учебно-методический комплекс. 2008

Еще по теме 2.1. Мировая история: переход к новому времени. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны:

  1. Глава 8 Европа: переход к Новому времени
  2. О ВНУТРЕННИХ ОТНОШЕНИЯХ в ВЮРТЕМБЕРГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО О НЕДОСТАТКАХ КОНСТИТУЦИИ, КАСАЮЩИХСЯ УПРАВЛЕНИЯ МАГИСТРАТОВ
  3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
  4. 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
  5. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
  6. Государство и культура России нового времени (первая половина XVIII века)
  7. Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства
  8. Глава9 МЕСТНИЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  9. Всеобщая история нового времен
  10. ГЛАВА 8 ЕВРОПА: ПЕРЕХОД К НОВОМУ ВРЕМЕНИ
  11. Лекция 7. Эпоха раннего Нового времени
  12. Лекция 8. Эпоха Нового времени
  13. Лекция 9. Эпоха Новейшего времени
  14. Список сочинений и печатных материалов, относящихся к истории России в царствование Александра Первого