<<
>>

2.3. Особенности пореформенного развития России. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора на рубеже веков

Реформы середины XIX столетия положили начало этапу капиталистической модернизации страны по западному образцу. Перед Россией стояла проблема коренного обновления и усовершенствования важнейших сфер жизни, перехода к индустриальному обществу такого типа, который уже утвердился в передовых странах Европы и Северной Америке (странах первого эшелона капитализма).
Осуществляя вариант догоняющей модернизации, Россия на рубеже XIX - XX вв. должна была решить комплекс за- дач. В сфере народного хозяйства речь шла о создании индустриальной структуры экономики; о формировании новой инфраструктуры; о переходе к системе рыночных отношений. В области политических отношений стояла задача либерализации и демократизации общественных структур, создания институтов правового государства. Однако эти вопросы решались сложно и противоречиво. Экономическая и политическая отсталость страны, необъятные просторы, пестрый этнический состав, многоукладность, низкий уровень культуры порождали серьезные трудности. Кроме того, в силу особенностей обществ второго эшелона капитализма, к которым относилась Россия, модернизация встречалась здесь с особыми препятствиями. Догоняющий характер развития порождал скачкообразность, разрыв между различными структурами общества, диспропорции. Процесс капиталистического развития форсировался, что приводило к значительному социальному напряжению, общественным противоречиям и конфликтам. Особенностью российской модернизации был ее «верхушечный» характер. Основной силой, обеспечивающей развитие общества по капиталистическому пути, было государство. Однако будучи по своему социальному происхождению и социальным симпатиям силой далеко не буржуазной, оно не способно было к последовательным шагам. Процесс модернизации шел с хроническим отставанием и запозданием по отношению к требованиям времени, затягивался, на смену реформам шли контррефомы.
Осуществляя модернизацию, власть одновременно стремилась к расширению своих прерогатив, к сохранению полноты самодержавья, не желала допускать уступок конституционным настроениям. Ответом на это был рост оппозиционных настроений в обществе. В результате этап капиталистической модернизации России ознаменовался сменяющей друг друга чередой реформ и революционных всплесков. * * * Реформы 60 - 70-х гг. вызвали резкое ускорение процесса капитализации российской экономики. За сорок пореформенных лет страна добилась результатов, которых передовые государства добивались столетиями. В России завершился промышленный переворот, быстрыми темпами росла тяжелая индустрия, объем промышленного производства увеличился за эти годы в 7 раз; быстрыми темпами осуществлялось железнодорожное строительство; росла товарность сельского хозяйства. К 1900 г. Россия по абсолютным объемам промышленного производства вышла на пятое место в мире. Положение запоздавшей и догоняющей страны позволило России использовать опыт передовых стран, видоизменяя и сокращая необходимые этапы развития. В результате аналогичные с Западом процессы протекали в своеобразной форме. В отличие от традиционной европейской последовательности развития, в соответствии с которой аграрный переворот был следствием буржуазных революций и предшествовал промышленному перевороту, в России промышленный переворот начался за 20 лет до буржуазной революции, а аграрный переворот так и не завершился. Интенсивное строительство железных дорог в России, развернувшееся сразу после отмены крепостного права, скорее открывало промышленный переворот, чем завершало его, как это было на Западе. В иной последовательности, чем на Западе, происходило в России формирование кредитной системы. Она начала складываться путем создания крупных банков, а рост средних и мелких учреждений, с которых начиналось развитие кредитной системы на Западе, пришелся на более позднее время. Специфическим для России был ускоренный рост некоторых отраслей тяжелой промышленности и железнодорожного строительства путем прямого государственного вмешательства (таможенное покровительство, протекционизм, государственные заказы по ценам выше рыночных, субсидии), а также путем широкого привлечения иностранного капитала.
Характерным для России рубежа XIX - XX вв. была высокая концентрация и монополизация производства, сращивание банковского капитала с капиталом промышленным как результат финансирования банками российской промышленности. Одним из руководителей финансовой и экономической политики России, сыгравших важную роль в осуществлении промышленной модернизации страны, был С.Ю. Витте. Проведенная им в 1897 г. финансовая реформа обеспечила переход страны на золотое обращение, укрепила позиции рубля и обеспечила его конвертируемость. Витте последовательно проводил политику утяжеления структуры промышленности и с этой целью широко шел на заграничные займы, смело ставил вопрос о переходе на прямые иностранные инвестиции, шел на введение серии косвенных налогов. Западный капитализм сумел вооружить Россию приемами и средствами для рывка вперед, для обновления. Однако это обновление коснулось далеко не всех сфер народного хозяйства. В экономике страны имелись огромные диспропорции. Наряду с современными фабриками и заводами существовали тысячи предприятий, находившихся на мануфактурной стадии. Весьма высок был удельный вес докапиталистических форм промышленности. Сохранившиеся после реформы 1861 г. помещичье землевладение и общинный уклад сдерживали развитие капиталистических отношений в аграрном секторе. Крепостнические помещичьи хозяйства, хотя и перерастали постепенно в буржуазные, но процесс этот шел медленно и трудно. Прикрепление к общине, круговая порука, малоземелье тормозили процесс формирования крестьян-собственников. Община же нищала и деградировала. В значительно меньшей степени, чем крупных промышленных центров, модернизация коснулась провинции. Некоторые окраинные народы, входившие в состав России, едва начинали втягиваться в капиталистические отношения. Таким образом, капиталистическая эволюция затрагивала далеко не все население страны. В результате в России произошло своеобразное наложение друг на друга разных исторических эпох. Новые отношения, новые противоречия, новые стандарты мышления и модели поведения складывающегося капитализма накладывались на отношения и неустраненные противоречия, представления и нормы традиционного феодального общества.
Характер складывающегося в России капитализма в значительной степени определялся многочисленными пережитками феодализма. Специфика экономического развития пореформенной России породила и специфику развития социальных и политических процессов. Менялся социальный облик старых докапиталистических классов. Экономическая роль поместного дворянства, медленно перестраивающего свое хозяйство на капиталистический лад, постепенно снижалась. В то же время в социальной жизни, в сфере государственного управления представители дворянства - прежде всего владельцы крупных латифундий - сохраняли ведущую роль. Внутри старого патриархального крестьянства под влиянием развития капитализма шел процесс расслоения, сдерживаемый, однако, глубокими пережитками крепостничества в правовом положении этого класса пореформенной России. Капиталистическая модернизация ускорила темпы роста торговой и промышленной буржуазии, значение которой в экономической жизни страны возрастало вместе с развитием капитализма. Постепенно увеличивалась и роль буржуазии в общественно-политической жизни. Но по сравнению с дворянством ее социальная роль была значительно меньшей. Русская буржуазия вследствие насаждения капитализма «сверху» медленно консолидировалась в класс, предпочитая своим общеклассовым интересам групповые, политике дальнего прицела политику сиюминутных выгод. Результатом промышленного переворота было формирование нового общественного класса - промышленного пролетариата. Концентрация производства в России, жестокая эксплуатация периода первоначального накопления капитала ускорили консолидацию пролетариата в масштабах всей страны. Формирующийся из крестьянства, воспитанного в духе общинного коллективизма, этот класс легко поддавался органи- зации. В связи с этим российский пролетариат раньше, чем буржуазия, появился на политической арене. Своеобразие социальной структуре страны придавала разночинская интеллигенция, которая в отличие от прежней, дворянской, не принадлежала к господствующей верхушке и не имела доступа к власти.
Обостренное восприятие самодержавно-бюрократического произвола способствовало возникновению и распространению в ее среде революционных идей. Несмотря на существенные сдвиги, социальная структура российского общества оставалась архаичной по сравнению с обществами других индустриальных стран. В нем сохранились черты сословности, имел место огромный социальный и культурный разрыв между «верхами» и «низами» общества. На рубеже XIX - XX вв. Россия оставалась абсолютной монархией. Контрреформы 80 - 90-х гг., проведенные в период царствования Александра III (1881 - 1894 гг.), оказались серьезной преградой на пути наметившейся модернизации государственного строя. В результате самодержавие, феодальная государственность, феодальная политическая культура получили мощное законодательное подкрепление. Политика сохранения и укрепления самодержавной власти исключала возможность реформирования существующего режима, препятствовала модернизации политической и социальной областей. Противоречия экономического и социально-политического развития России второй половины XIX - начала XX вв. остро ставили проблему выбора путей общественного развития, вокруг которой развернулась ожесточенная борьба между кон- серваторами-охранителями, отстаивающими незыблемость сословно-монархической системы, и сторонниками модернизации страны. Консерватизм второй половины XIX в. был представлен именами ряда известных государственных деятелей, ученых и литераторов, определявших внутреннею политику империи в царствование Александра III. Огромное влияние на императора оказывал своеобразный квартет: К.П. Победоносцев - обер-прокурор Синода, профессор права Московского университета; А.Д. Толстой - представитель высшей петербургской бюрократии, ученый историк и философ, президент Академии наук; литераторы М.Н. Катков и князь В.П. Мещерский. Наиболее крупным идеологом этого направления был К.П. Победоносцев. Консерваторы были убеждены, что только государственные формы, освещенные самим творцом, способны удержать человека от гибели и хаоса.
Самодержавная власть, с их точки зрения, означала огромную ответственность перед Богом, жертву, приносимую во имя Отечества. Они категорически возражали против любого ограничения этой власти, которое бы освобождало государя от ответственности перед Богом и совестью. К середине XIX столетия в России оформились два течения общественной мысли, выражающие взгляды сторонников коренных изменений общественно-политического строя: либеральное и революционно-демократическое. Либеральный лагерь, начавший оформляться в России накануне реформы 1861 гг. и ориентировавшийся на западный путь развития, на общеевропейские гражданские ценности, сумел обеспечить серьезный сдвиг в деле модернизации страны и эволюции государственного строя в сторону буржуазной монархии (реформы середины XIX в). Его идеологи К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин защищали идеи абсолютной ценности человеческой личности, правового порядка, приоритетности закона перед политической властью. Осуществление своих требований (свобода совести, гласность, независимость суда, свободное проявление частной инициативы) идеологи либерализма связывали с идеей сильного государства, способного к осуществлению либеральной программы. Таким сильным государством, по их мнению, в то время являлась исторически сложившаяся власть - самодержавие. Идеологи российского либерализма выступали против любых попыток насильственных изменений, стремились к гражданскому согласию как важнейшему условию мирного обновления общества. Однако и в период подготовки, и в период проведения реформ и в пореформенный период либеральный лагерь подвергался мощному давлению как справа (консервативное дворянство), так и слева (радикальная интеллигенция). В результате он начал утрачивать свое влияние, не сумев противостоять контрреформам. Укреплению либерализма в пореформенной России мешало запоздалое развитие политической активности буржуазии. Главной опорой в борьбе за дальнейшие реформы в этих условиях становились земские учреждения, а носителем идей либерализма - представители поместного дворянства, игравшие важную роль в органах земского и городского самоуправления. Для земского либерального движения пореформенного периода был характерен процесс медленной эволюции в сторону выдвижения более смелых политических требований, побуждающих самодержавие к дальнейшим шагам по пути реформирования страны, расширения прав и свобод личности, местного самоуправления. Однако при этом самодержавие признавалось положительным явлением русской жизни. Глубокие социально-экономические сдвиги, происходившие в стране в конце XIX - начале XX вв., предопределили образование нового конституционалистского направления в либеральном движении. Раскол движения положил начало вытеснению дворянского либерализма неолиберализмом, в котором все громче звучали голоса представителей российской буржуазной интеллигенции (П. Струве, П. Милюкова, В. Набокова, П. Новгородцева, С. Муромцева и др.). Интеллигенция внесла существенный вклад в дальнейшее развитие либеральной доктрины (развитие идеи правового государства), обогатила либеральную политику элементами демократизма и социального реформаторства. Идеологи нового либерализма, выступая за более высокие темпы и эффективность капиталистической модернизации, остро осознавали возрастающее несоответствие между потребностями развития страны и отжившим свой век царским самодержавием, глубину социальной поляризации общества. Следствием этого стал переход от защиты самодержавия к пропаганде идей консти- туционной демократии (конституционной монархии с всеобщим избирательным правом; осуществления всего комплекса демократических свобод), выдвижение ряда экономических и социальных требований в поддержку рабочих и крестьян. Одновременное развитие либерализма с набиравшим силу социал-демократическим движением, теоретической основой которого был марксизм, обусловило влияние революционного социализма и на выработку концептуальных идей неолиберализма, и на характер его социально-политических требований. Это было связано с одинаковым видением и неолибералами, и социал-демократами коренных противоречий современного им капитализма. Однако пути и методы разрешения этих противоречий представлялись совершенно по- разному. Отрицая любые формы революционного экстремизма, неолиберальная интеллигенция видела задачу российского либерализма в том, чтобы помочь России найти средний путь политического развития, удачно проскользнуть между реакцией и революцией, прийти к идеалам социальной справедливости только демократическим путем на основе правового государства. Либеральная интеллигенция стала ядром оформившейся в начале XX в. (1903 г.) неолиберальной организации «Союза освобождения», теоретическая и практическая деятельность которой усиливала процесс дальнейшей европеизации российского либерализма. С середины XIX столетия в России набирает силу и революционно-демократическое движение. Основным носителем революционно-демократического мировоззрения становится разночинская интеллигенция. Не имея из-за своего происхождения доступа к власти, возможности заниматься законной политической деятельностью, разночинская интеллигенция оказалась той средой, в которой интенсивно начали распространяться революционные идеи, готовиться кадры революционеров. Признанными вождями революционно демократической интеллигенции конца 50 - начала 60-х гг. XIX в. были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский - теоретики русского общинного социализма, заложившие основы народничества. Идеи Герцена о праве крестьян на землю, об уравнительном разделе земли, об использовании общинного принципа для социалистического строительства, об освобождении общины от удушающего ига власти получили дальнейшее развитие в трудах Н.Г. Чернышевского, тоже рассматривавшего общинную организацию, соединяющую личные интересы с общественным характером производства, как исходный пункт будущего социалистического строя. Теоретики крестьянского общинного социализма обосновали возможность отличного от Западной Европы некапиталистического развития России от крестьянской общины до социализма. Этот путь, по их мнению, совсем не обязательно должен был сопровождаться революционными потрясениями. Однако теория общинного социализма была воспринята разночинской интеллигенцией, особенно ее радикальными слоями, как призыв к революционному действию. Свою цель они видели в освобождении России от самодержавия и деспотизма путем социальной революции, которая и обеспечит благоприятные условия перерастания общинного строя в социалистический. Стремление интеллигенции к защите народа, ее преклонение перед народом, осознание «вины» и неоплатного «долга» образованных слоев общества перед народом закрепили и за идеологией, и за движением разночинской интеллигенции название народничества. В 60-е гг. народники начинают революционную пропаганду, создают первые кружки, тайные общества. Их традиции продолжают революционеры 70-х гг. В революционном народничестве 70-х гг. существовали различные течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое, представленные именами М. Бакунина, П. Лаврова и П. Ткачева. Разделяя теоретические взгляды своих предшественников, новые идеологи народничества сосредоточили свое внимание на осмыслении конкретных путей осуществления социальной революции, роли революционной интеллигенции и народа в этом процессе, формах будущего политического устройства. Теоретиче- ская деятельность рассматривалась народниками как подготовительная деятельность, предшествующая пропаганде среди крестьянства. Массовый характер такая пропаганда приобрела в середине 70-х гг., когда революционная молодежь предприняла хождение в народ. Результаты движения оказались ничтожными: крестьяне остались равнодушными к призывам революционеров. Неудачи хождения в народ привели к перелому и в практике, и в сознании революционной части народников, которые перешли к созданию тайных революционных организаций, к политической борьбе, тактике индивидуального террора, рассчитывая с его помощью дезорганизовать правительство и вызвать революционный взрыв. Убийство Александра II (1 марта 1881 года) обернулось казнью главных организаторов покушения, многочисленными арестами, разгромом революционной организации «Народная воля». Революционное народничество вступило в полосу глубокого кризиса. Кроме сторонников исключительно насильственных революционных мер, среди народников были и приверженцы мирного, эволюционного пути развития России (либеральное народничество). В 70-е гг. (в период господства революционного народничества) это течение не играло заметной роли. Однако сделалось преобладающим в 80 - 90-х гг., когда революционное народничество переживало глубокий идейный кризис и эволюционировало в либеральное течение, выступившее за мирный прогресс в рамках законности. Разгром «Народной воли» тем не менее не ликвидировал народовольческого течения в русской общественной жизни. Подпольные леворадикальные кружки и группы пытались объяснить причину неудач не доктринальными построениями, а ошибочной практикой, чтобы в дальнейшем продолжить героические традиции семидесятников и «Народной воли». Из остатков этих народовольческих групп в начале XX в. (рубеж 1901-1902 гг.) образовалась партия социалистов-революционеров (эсеров), ставшая партией крестьянской демократии. Теоретическая платформа этой партии складывалась путем соединения неонародничества с отдельными положениями марксизма. Для террористической борьбы при партии эсеров была создана специальная боевая организация, «прославившаяся» в начале ХХ столетия серией громких террористических актов. В условиях кризиса революционного народничества в русском революционном движении утверждается новое марксистское течение, связанное с именем Г.В. Плеханова (бывшего народника, тайно выехавшего за границу в 1880 г.). Изучение Плехановым марксизма, знакомство с западноевропейским рабочим движением, анализ перемен в социальноэкономическом строе России, происшедших со времени крестьянской реформы, переосмысление опыта русского революционного движения привели его к пересмотру своих прежних теоретических установок. Г.В. Плеханов приходит к выводу об ошибочности народнической доктрины о некоем самобытном, некапиталистическом пути развития России; утверждается в мысли, что капитализм представляет собой необходимый этап эволюции человечества. Он по-прежнему считает, что социализм неизбежен, но путь к нему лежит не через крестьянскую общину, а через революционную борьбу пролетариата, который придет к политической власти в результате социалистической революции. Марксистское течение получило оформление с момента создания Г.В. Плехановым группы «Освобождение труда» (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии. В 80 - 90-е гг. в разных городах России возникают социал-демократические кружки и группы, марксистские положения увлекают социалистически ориентированную интеллигенцию. Распространение марксизма в России явилось следствием процесса модернизации страны, утверждения в сознании интеллектуальной элиты общества необходимости следования западно-европейской модели исторического развития. Распространение марксизма отражало процесс европеизации русской общественной мысли. Среди сторонников марксизма в этот период оказались и представители утверждающейся социал-демократии, и будущие либералы - «легальные марксисты», позже порвавшие с социал- демократией. Однако марксизм ими воспринимался по-разному. Если первые абсолютировали революционно-политическую сторону марксизма, брали на вооружение идею неизбежной социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, то вторые увлекались философией экономического материализма, реформистской стороной марксизма. Утверждение в России воинствующего марксизма, начало которому положил Г.В. Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, признав тезис о рабочем классе как основной преобразующей силе общества, В.И. Ленин сыграл огромную роль в распространении марксизма, в его соединении с рабочим движением, в создании российской социал- демократии. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП (процесс формирования партии, охвативший 1898 - 1903 гг., завершился на II съезде РСДРП). Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении царизма и установлении демократической республики; конечную - в установлении диктатуры пролетариата и построении социалистического общества. Однако с самого начала в РСДРП возникли две фракции - крайне левых радикалов (большевиков), изначально нацеленных на захват власти, и умеренных марксистов (меньшевиков), ориентировавшихся на опыт западных социалистических партий. Таким образом, в начале XX в. почти одновременно в России возникли две партии социалистической ориентации - социалистов-революционеров и социал-демократов, выступавших за насильственное разрушение старого политического и социального порядка, за построение социалистического общества. Однако эти партии принципиально различались своим видением хода революционной борьбы, реализации социалистического идеала, да и сам социализм понимали абсолютно по-разному.
<< | >>
Источник: Е.В. Илларионова А.С. Фомина, С.А. Гуськов. Отечественная история Учебно-методический комплекс. 2008

Еще по теме 2.3. Особенности пореформенного развития России. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора на рубеже веков:

  1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В.В. Боннер-Смеюха Ростовский государственный университет
  2. Общественно-политические взгляды.
  3. 31.1. Государственно-правовое регулирование классово-политической борьбы
  4. 6.1. 36-летние циклы социально-политического развития России: общее описание и особая роль в российской истории
  5. ТЕМА 6.Российская империя на пути к индустриальному обществу. Особенности промышленного переворота в России. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в.
  6. 6.5. Февральская (1917) революция в России. Расстановка политических сил в стране и проблема исторического выбора.
  7. 8.1.2. Общественно-политические движения
  8. Общественно-политическая мысль России в Екатерининскую эпоху.
  9. Общественно- политическая мысль. Литература
  10. Тема XII. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
  11. Тема XIII. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
  12. Тема XV. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1855-1881 гг.
  13. Тема XVII. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ в 1881— 1894 г.г.
  14. ТЕМА 2. Российская империя в XVIII - XIX вв. Проблемы модернизации страны
  15. 2.3. Особенности пореформенного развития России. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора на рубеже веков
  16. 3.2. Россия в Первой мировой войне. Нарастание общественно-политического кризиса в стране. Февральская революция
  17. Вопросы кэкзамену
  18. Тема 3. Россия на рубеже XIX-XX вв. Проблема исторического выбора в начале 20 в.: революция или реформа
  19. Тема 3. Россия на рубеже XIX - XX вв. Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?
  20. Тема 3. Россия на рубеже XIX - XX вв. Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?