<<
>>

Диалектика и синергетика.

Классическая наука XVII - XIX вв. представляла мир как линейный процесс, придавая особое значение закрытым статическим системам. В центре внимания - упорядоченность, устойчивость, равновесие.
Возникающая в XX в. и переживающая активное становление во второй его половине неоклассическая наука видит мир как нелинейный процесс, акцентируя открытые динамические системы. В центре внимания - неустойчивость, неравновесные состояния, нелинейное (вариативное, разнонаправленное) развитие.

Недостаточность логико-методологических построений классической науки особенно ярко выразилась в связи с вторым началом термодинамики: эволюция системы происходит в сторону "рассеивания" энергии, установления однородности, т.е. распада структур и дезорганизации (возрастание энтропии). Универсальность второго начала термодинамики была поставлена под сомнение, когда обнаружилось ПРОТИВОРЕЧИЕ между принципом возрастания энтропии и биологической эволюцией как движением к более сложным и организованным структурам. Отсюда определение жизни как негэнтропийного процесса.

Фактически в классической науке сложилась ситуация, когда для описания реальности потребовался логико-диалектический подход. Для описания тенденций усложнения или упрощения системы оказалось необходимо рассматривать систему связей "интеграция - дезинтеграция", "дифференциация - дедифференциа- ция". Оказалось, что процесс системной дифференциации можно охарактеризовать только через диалектику интеграции - дезинтеграции, поскольку этот процесс представляет собой одновременно усиление взаимодействия различных групп однородных элементов (в подсистеме) и ослабление взаимодействия однородных элементов (между подсистемами). Рост сложности системы можно представить как усиление структурно-функциональной дифференциации элементов системы и установлением новых интегральных связей между ними.

Таким образом, именно потребности развития современного научного знания актуализируют логику познания сложных саморазвивающихся систем. Однако развитие естественных наук в XX в.

не сопровождалось широким освоением диалектической логики. Диалектическая логика Гегеля, так сказать, "переоткрывается". Ученые -"естественники" создают собственные логико-методологические (философско-методологические) подходы, по существу родственные диалектическому, но основанные на ином терминологическом аппарате. Примером может служить синергетика.

Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее общие закономерности и принципы процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин "синергетика" (от греч. "совместное действие", "сотрудничество") был введен Г.Хакеном, обратившем внимание на сходное поведение элементов систем различной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образование макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к поряд- ку. Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития), создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Причем она быстро становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до познания и творчества. В работах Г.Хакена, И.Пригожина, Г.Николса синергетике придается именно широкий философско-методологический статус.

Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синергетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоорганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому применимая для научного исследования в любой предметной области. Кратко созданную синергетикой "базовую модель" процесса самоорганизации (саморазвития) можно представить следующим образом.

<< | >>
Источник: Крюков В.В.. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ,. 2006

Еще по теме Диалектика и синергетика.:

  1. Особенности синергетической картины мира
  2. Диалектика и синергетика.
  3. ЛИТЕРАТУРА.
  4. ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ
  5. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ТРИЕДИНСТВО СУЩЕГО КАК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ БЫТИЯ В.Л. Петрушак
  6. Литература
  7. Проблема самоорганизации мышления в работах С. Л. Рубинштейна А. К. Белоусова (Ростов-на-Дону)
  8. § 4. Проблема метода в философии
  9. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  10. Глава 5. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII—НАЧАЛА XIX В.