Эффекты растра и муара
Помимо учащения смены кадров в одном и том же потоке, можно предложить и более сложное объяснение ускорения восприятия. Оно состоит в следующем.
Как мы видим из эффекта усвоения частоты световых мельканий, возможно троекратное ускорение смены зрительных кадров с нормы 0,1 с до 0,03 с.
Но дальше ускорению препятствует собственная предельная скорость срабатывания нейронов. Значит, кадр не поддается беспредельному ужиманию. Однако задумаемся: как поступила бы природа, если бы она имела недостаток скорости срабатывания отдельного нейрона, но избыток «безработных» нейронов? Она бы могла предусмотреть такой механизм, чтобы при экстренной нужде подключать и резервные нейроны — путем запуска второго или третьего потоков, но с частичным перекрытием кадров из разных потоков по времени. Такой механизм работал бы по растровому принципу. Если одна сетка с мельчайшей временной ячейкой 0,03 с не ловит два сигнала, отстоящих друг от друга на 0,02 с, так как они попадают в одну и ту же ячейку и принимаются за один, то три одинаковых сетки, наложенных друг на друга, но не узел на узел, а со смешением узлов, уже уловят эти два сигнала.Если допустить наличие двух и более потоков кадров, то уместно предположить, что потоки должны как-то взаимодействовать, сличаться между собой. Здесь можно вспомнить об эффекте муара. Эффект муара возникает при наложении друг на друга двух или более периодических структур, приведение их в движение одна относительно другой, и получение из такого наложения в движении некоторого нового бегущего или застывшего узора [97]).
В пояснение приведем две иллюстрации. Если идти вдоль сетчатого забора, за которым просвечивает другой подобный забор, то может казаться, что по ним бегут наискосок регулярные темные полосы или более сложные узоры. Если остановиться, полосы и узоры исчезнут. Если взглянуть через комнатный вентилятор, то есть круговое поле размазанных в движении лопастей, на экран работающего телевизора, то будут видны темные полосы, либо застывшие, либо бегущие в разных направлениях в зависимости от изменения скорости вращения лопастей и от плоскости их вращения относительно экрана.
Все это и есть эффекты муара (фр. пкмгё — переливчатый оттенок или рисунок на ткани или бумаге, волнистый блеск).Биоэлектрическая активность мозга строится как сложная совокупность устойчивых волновых ритмических структур, соответствующих различным частотным диапазонам. Наиболее примечательными и «вездесущими» являются альфа-ритм (около 10 колебаний в секунду), связанный со зрительной активностью, и гамма- ритм (в норме около 40 колебаний в секунду, в пределе до 80 колебаний в секунду), которому приписывают роль общего мозгового таймера и водителя всех иных ритмов5'). Логично предположить, что все эти волновые структуры накладываются друг на друга и интерферируют между собой, производя эмерджентные, т. е. не похожие на своих «волновых прародителей» и не сводящиеся к ним муаровые структуры. Вопрос в том, являются ли муаровые структуры лишь пустыми эпифеноменами и вредными шумами, или в работе мозга им отводится какая-то важная роль. Мы гипотетически допускаем последнее.
Растровый принцип подсказывает только, как можно повысить разрешающую способность восприятия. Эффект муара, по нашей гипотезе, имеет более широкое значение и способен приблизить к пониманию общих механизмов восприятия и работы сознания. Говоря о кадрах, мы оставили в стороне очень важную вещь: чтобы заметить различие двух сменивших друг друга кадров, нужен внешний им, перекрывающий их кадр, наполнением которого как раз и будет различие тех двух. Нужен наблюдатель. Ведь картинка с движущимся актером существует только в глазах кинозрителя, тогда как на каждом отдельном кадре кинопленки актер запечатлен недвижимо, пусть и в разных положениях.
5|) Гамма-ритм привлекает все большее внимание исследователей активности мозга. Родольфо Йинас (Rodolfo Llinas) отводит ему центральную организующую роль во всем ритмическом «хоре» нейроосцилляций, считая главным объективным коррелятом нейрофизиологического «сейчас». На упомянутой в Предисловии к книге конференции “Quantum Mind 2007” было сделано несколько докладов, в которых показывалось, что в состоянии глубокой медитации у опытных дзен- буддистов, а также при умелом приеме психоактивного вещества аяхуаска ЭЭГ испытуемых имеет значительно большую когерентность, т.е.
выраженность, четкость и ритмичность в области гамма-ритма, чем при обычных состояниях. См: Echen- hoferF. EEG Gamma Coherence Changes and Spiritual Experiences During Ayahuaska// Quantum Mind 2007. Salzburg, Austria. July 17-20, 2007. Conference Abstracts. Plenary Talks. [Special Issue of the Journal of Consciousness Studies. Pages 1 through 113.J P. 7-8.Если в дополнение к двум потокам, производящим, «высекающим» картинку своим взаимным скольжением один вдоль другого, мы введем третий поток, считывающий картинку, мы будем иметь минимальный, но в принципе достаточный механизм производства и восприятия образа. Муаровая картинка, возникающая при запуске и взаимном соотнесении в движении двух потоков, автономна — в том смысле, что не содержится ни в том, ни в другом потоке, она «висит» между ними, поданная для считывания третьим потоком-наблюдателем, — хотя при изменении или остановке одного из потоков картинка изменится или исчезнет.
Можно пойти дальше и предположить, что третий поток не только считывает, но и хранит картинку — как целостный и устойчивый, хотя и в каком-то смысле фантомный образ. Образ же, согласно такому предположению, способен управлять потоками ради поддержания самого себя. Если скорость или наполнение подчиненных потоков отклоняется, устойчивый образ-аттрактор из третьего потока может быть способен «напомнить» им о должном и возвратить их к требуемой динамике.
Следующий мыслительный шаг в применении модели муара мог бы состоять в допущении множественности муаровых волновых картинок, сложно взаимодействующих между собой, и соотнесении с каждой из них определенной когнитивной структуры или ментальной инстанции. Можно даже предположить, что взаимодействие муаровых волновых структур есть собственный язык мозга.
Если сопоставить модель муара с распространенной голографической моделью работы мозга, то первая будет выгодно отличаться своим динамизмом. Голографическая модель в основном статична, показывая пространственное распределение волновых интерференций, тогда как модель муара схватывает временной аспект взаимодействия волновых структур. Ее предметом, в сущности, тоже являются интерференции, но во временной динамике. Поэтому голографическая и муаровая модели могли бы продуктивно дополнить друг друга.
Еще по теме Эффекты растра и муара:
- Оглавление
- Эффекты растра и муара
- ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ ДОКУМЕНТОВ Г.В. ВЕРНАДСКОГО В БАХМЕТЕВСКОМ АРХИВЕ БИБЛИОТЕКИ КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НЬЮ-ЙОРКЕ
- НЕИМПЕРАТИВНЫЕ ПРЯМЫЕ ФОРМЫ ВНЕШНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА