Генезис сознания.
Имеют место три позиции возникновения человека и его сознания.
Первая - позиция религии, возникла в глубокой древности. Согласно ей - человека создал господь Бог. "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину - соворил их". Вторая позиция - выдвинута и обоснована Ч. Дарвином во второй половине XIX века. Это позиция антропогенеза: процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Третья позиция - космическое происхождение человека. Она возникла в период полетов человека в космос. Высказывается два направлении по этой позиции. Первое - некогда на землю прибыли инопланетяне, но улететь обратно не смогли. От них и произошел человек. Аргументы: на египетских пирамидах выбиты фигуры, напоминающие экипировку современных космонавтов. Далее - если подняться на высоту птичьего полёта над Южной Америкой - можно увидеть следы гигантских плановых разметок территории. Другое направление - человечество было посеяно на земле инопланетянами с экспериментальной целью.Наиболее научно обоснованным представляется теория антропогенеза. Но и она имеет слабое звено: отсутствие достаточно доказательного переходного звена от животного к человеку.
Согласно современному пониманию антропогенеза человек произошел не просто от обезьяны, а от специфического обезьяноподобного животного - гоминида. Гоминиды спустились с деревьев на землю, видимо ввиду недостатка корма на деревьях. Это повлекло за собой ряд последующих изменений в жизни и организме предков человека.
Прежде всего - это переход к прямохождению.
Это обеспечило расширение кругозора и освобождение передних конечностей с последующим изменением их роли в жизни гуманоида. Освободившаяся конечность из органа опоры превращается в орган, позволяющий выполнять различные трудовые операции, - в руку. Свободная рука стала целиком использоваться (на первых порах) для применения найденных в природе готовых "орудий". Действие с природными орудиями труда совершенствовало руку, она приобретала все большую ловкость движений, изменялось и ее анатомическое строение. Совершенствование руки и ее операционных навыков, использование готовых орудий привело к новому качественному скачку в развитии наших предков - переходу к изготовлению первых орудий труда. Это неизбежно должно при- вести к переходу от простой жизнедеятельности к человеческому труду - сознательной целенаправленной деятельности. В ней особое место занимает процесс изготовления предком человека орудий труда.В этом процессе все более совершенствуется человеческий труд и постепенно исчезают его животные формы. Осознание необходимости производства орудий труда и их назначения, конечных целей трудовых операций неизбежно делало труд общественным. Именно с тех пор, как труд стал человеческим, он в то же время стал общественным, первобытные люди вынуждены были действовать сообща, коллективно, а не изолировано друг от друга.
В совместном труде и была заключена причина возникновения первой формы общественной организации людей - рода, родовых связей и отношений. Это объясняется тем, что в процессе трудовой деятельности первобытных людей развивались не только операционно-технические функции сознания по отношению к объекту труда, но и отношения людей друг к другу, их производственные отношения.
Процесс становления человеческого рода как социальной организации одновременно был процессом подавления животных инстинктов. Род становился не только носителем производственного опыта, но и социального опыта поведения людей, норм и правил поведения в первобытном коллективе.
Именно здесь истоки возникновения нравственно-эстетических норм поведения первобытных людей, а также отдельных форм общественного сознания.В процессе перехода к человеческому труду, от стада к роду животная система сигналов преобразовывалась в человеческий язык и речь.
Люди не могли производить, не вступая в определенные связи, не передавая друг другу опыт, унаследованный от предков, и свой опыт, знания и умения. Именно на этой основе возникает потребность в более совершенных знаках, понятиях, представленных в форме слов, ритуалов, рисунков - возникают человеческие языки и речевая форма общения.
Язык - это система знаков, служащих средством общения между людьми, средством мышления и выражения мысли. Речь - это материализация мысли. Мысль, язык и речь - специфически человеческие средства хранения и передачи информации.
Человеческая речь, как и речевой аппарат, является результатом длительного исторического развития. Язык и сознание существуют в единстве и неразрывной связи. Язык выступает средством общения между людьми, средством обобщения и логического анализа.
Язык есть непосредственная действительность мысли. Слово - это материальная и, следовательно, доступная для восприятия форма передачи мыслей, но слова могут выражать мысль только в логически стройной системе. Речь - это наиболее распространенная и естественная форма бытия сознания. По мере развития абстрактного мышления язык становится более разнообразным и одновременно более формализованным.
Наряду с развитием естественного языка возникают, развиваются иску- ственные языки: языки науки (математики, физики, химии, географии, кибернетики), языки искусства (живопись, музыка, балет) и т.д.
Еще по теме Генезис сознания.:
- Генезис сознания.
- Генезис идей рациональности в философии
- § 1. Понятие и генезис прав человека
- ОТ ДЕЙСТВИЯ К КЛАССОВОМУ СОЗНАНИЮ: ГЕНЕЗИС КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ У МАРКСА
- Тема IV. Психолого-педагогические условия развития сознания субъекта творческого труда в изобразительной деятельности дошкольника
- КОЛЛЕКТИВНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Б.М. Лепешко
- ВАРИАЦИЯ ШЕСТАЯ (QUASI-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) Генезис н парадоксы схолатической культуры.
- Проблемы теории познания. Обоснование принципа единства сознания и деятельности
- Сознание: контекстный подход В. Г. Калашников (Стерлитамак)
- Роль символической функции сознания в становлении субъектности А. М. Поляков (Минск, Беларусь)
- Концептуальные идеи сознания В. В. Розанова и С. Л. Рубинштейна В. П. Седов (Магнитогорск)
- К проблеме генезиса сознания Е. А. Стебляк (Омск)
- ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА СОЗНАНИЯ
- Генезис и эволюция науки. Эпистемологическое обоснование научных концепций
- Лекция 7. Язык и формирование сознание
- 1. Условия возникновения сознания
- 1. Генезис сознания
- 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
- §3.1. Проблема саморефлексии и генезис представлений о субъекте атрибуции