Информационное общество: идея или реальность.
Четкие критерии, по которым общество можно назвать информационным, уже разрабатывались в таких проектах, как, например, программа Европейского сообщества FAST. Программа FAST задает пять главных стратегических направлений: ключевые технологии, положение Европы в мировой информационной и коммуникационной системе, разобщенность или сплоченность в информационном обществе, занятость населения и общее или специальное образование. Дж. Мартин предлагает свой набор критериев, уточняя, что это не строгое деление, а скорее пересекающиеся подклассы.
Это задействованные комплексно: 1)
технологические критерии (информационная технология занимает лидирующее положение и широко внедрена в конторах, производстве, образовании и в быту); 2)
социальные критерии (информация определяет качество жизни, широко распространено информационное сознание и доступ пользователей к высококачественной информации); 3)
экономические критерии (информация становится ключевым экономическим фактором как ресурс, услуга, источник дополнительной стоимости и определяющий фактор занятости); 4)
политические критерии (свобода информации должна вести к повышению участия и согласия в политической жизни); 5)
культурные критерии (признание культурной ценности информации в интересах национального и индивидуального развития).
В целом же информационное общество Дж.
Мартин определяет как такое общество, в котором качество жизни, а также перспективы социальных изменений и экономического развития зависят все больше от информации и ее использования.Ряд теоретиков "информационной революции" (У. Дизард, Дж. Мезонруж, Ф. Уильямс и др.) считают создание "глобальной сети информации всеобщим "электронным спасением", которое положит конец "географической тирании". По мнению Э. Тоффлера, концепцию которого, как наиболее развитую, мы рассмотрим отдельно, грядущее постиндустриальное общество - это качественно новая ступень - "третья волна". Этому обществу будут свойственны децентрализация, равные взаимосвязанные "субэкономические" хозяйства, а основной его социальной единицей станет "электронный коттедж", т.е. каждая семья в сельской местности иди городе получит одинаковый доступ ко всем новым услугам и удобствам "информационного века. Однако, констатируют М. Хепуорт и К. Робинс, эти и подобные им выводы поспешны, безответственны и принципиально ошибочны: их неадекватность есть следствие принципа технологического детерминизма. Технический прогресс нельзя рассматривать вне контекста общественной, политической и культурной жизни. Как правильно указывают Г. Мердок и П. Голдинг, "выбор в информационном обществе зависит от возможности платить деньги".
Спектр мнений ученых о том, как будет проходить продвижение общества к своему информационному состоянию, очень широк. Это определяется самой практикой реализации в конкретных обществах информационного идеала, возникающими при этом сложностями как для государства, так и для конкретных граждан. Если такие ученые, как Й. Масуда ("оптимисты"), считают, что общество претерпит драматические изменения не через войны и революции, а благодаря постепенным технологическим трансформациям, то другие ("пессимисты") советуют не заниматься футурологическими утопиями и говорят не о технологических революциях, а просто о дальнейшем подчинении социальных нужд и ценностей технологической рационализации потребностям рынка.
Ясно, что в том и другом случае для более отсталых стран существует угроза проигрыша в экономической конкуренции вплоть до потери национального суверенитета из-за широкого развития межгосударственного потока информации.
Для граждан же, и в варианте "оптимистов" и в варианте "пессимистов", в свою очередь, возможна угроза для частной жизни (около 30 государств приняли уже те или иные законы о защите права на частную жизнь в связи с компьютеризацией). "Выглядит насмешкой, - отмечает Дж. Мартин, - что в Великобритании, известной давними традициями парламентской демократии, соображения безопасности до сих пор препятствуют принятию законодательства о свободе информации". Осложнения, которые вызовет принятие соответствующего законодательства для власть имущих, должны несомненно стать частью платы за то, чтобы жить в открытом обществе. В целом Дж. Мартин приходит к выводу, что потребуется определенное время для того, чтобы информационное общество из "социального конструкта" превратилось в некоторую реальность. Сейчас это скорее идея, хотя на пути к её осуществлению уже много сделано.Техногенная культура: Элвин Тоффлер, известный американский футуролог, социолог и теоретик информационного общества (или общества "третьей волны"), считает информационное общество приходящим на смену индустриальному (или обществу "второй волны"). В свою очередь, общество массового промышленного производства приходит, по Э. Тоффлеру, на смену обществу "первой волны", в котором господствует сельское хозяйство и натуральный обмен произведенными продуктами.
Биография Э. Тоффлера весьма поучительна. Родился он в Ныо-Йорке 4 октября 1928 г. После окончания школы поступил в Нью-йоркский университет, где в течение пяти лет сочетал обучение с работой на заводе в качестве слесаря, монтера, сварщика, трубочиста, шофера, сборщика на конвейере и рабочего других массовых профессий. Все это помогло ему на практике постичь "реальную жизнь" и со знанием дела, уже будучи ученым, говорить об условиях труда рабочих, о забастовках, профсоюзных проблемах и т.д. В 1961 г. знаменитая фирма IBM по производству компьютеров поручила Э. Тоффлеру написать доклад о социальном значении ввода в производство сети компьютеров и расширении сферы труда "белых воротничков".
Это было одним из первых исследований социальных последствий компьютеризации общества; до Э. Тоффлера ещё никто не говорил о научной организации труда в "офисе" завтрашнего дня, да и сами компьютеры преимущественно использовались лишь в валютно-финансовых операциях.В дальнейшем Э. Тоффлер читает в респектабельных американских институтах и университетах лекции о взаимосвязи между достижениями науч- но-технического прогресса и изменением системы социальных ценностей. В 1983 г. в работе "Прогнозы и предпосылки" он напишет об этом времени: "Громадные социальные и технологические изменения сотрясают американское общество, а наше правительство не замечает этого - оно уделяет мало внимания будущему и не способно предвидеть даже наиболее фундаментальные сдвиги. Политики редко могут заглянуть дальше следующих выборов".
В работах "Прогнозы и предпосылки", "Третья волна" (1980) и др. Э. Тоффлер говорит о качественно новой, информационной, цивилизации, приходящей на смену отживающему индустриальному обществу. В этом обществе будущего нет массового, поточного производства и распределения товаров, характеризующих образ жизни и модели поведения предшествующего индустриально развитого общества. "Центральное утверждение моей книги, - пишет Э. Тоффлер о своей работе "Прогнозы и предпосылки", - что сегодняшний кризис не является кризисом перераспределения, перепроизводства, недостаточного производства или низкой производительности труда (что бы это ни значило), но кризисом реструктурирования, упадком старой, индустриальной эры экономики и возникновением экономики новой, "третьей волны", функционирующей в соответствии с другими принципами" [29].
Самый главный при этом принцип - право собственности на информацию как новый тип собственности, отсутствовавшее (или почти отсутствовавшее) в обществе "второй волны". Отсюда контроль в сфере принятия ключевых решений осуществляет тот, кто владеет информацией. Это, в концепции Э. Тоффлера, новый класс "когнитариат" (cognitariat - производное от слов "знающий": cognitive и "пролетариат") - класс, контролирующий процессы производства и распределения информации.
Тоффлер не признает категории "класс" в марксистском ее понимании, поскольку, считает он, устарела вся система фабричного производства.В "Прогнозах и предпосылках" так же, как и в "Третьей волне", Э. Тоффлер разрабатывает концепцию "электронного коттеджа", связанную с перемещением рабочих мест непосредственно в дома, что распутывает клубок проблем современного американского общества. В обществе "электронных коттеджей" изменяется характер труда и производственных отношений. Люди возвращаются к натуральному хозяйству, как бы примитивному обществу "первой волны", но только на другой, более высокой, электронной основе. Лиц, потребляющих продукцию собственного производства, Тоффлер называет "просьюмерами" и утверждает, что им принадлежит экономика будущего. Само слово "просьюмер" (prosumer) - производное от английских слов "производитель" (producer) и "потребитель" (consumer).] По Тоффлеру, просьюмер совмещает в одном лице функции производителя и потребителя материальных благ.
"Движение назад - к дому" позволит корпорациям и государству снизить расходы на недвижимость, повысит производительность труда, облегчит работу транспорта, уменьшит затраты энергии и загрязнение окружающей сре- ды, поможет разрешить социально-психологические конфликты, в основе которых лежит отчуждение работника от результатов его собственного труда, потеря стабильных эмоциональных связей между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами и т.д. С идеей "электронного коттеджа" Э. Тоффлер связывает надежды на изменение "всего технического базиса" американского общества, считая, что существует возможность превращения наемных рабочих в независимых предпринимателей, или, иными словами, увеличения числа тех, кто владеет средствами производства (в данном случае, электронным оборудованием). По мнению теоретика информационного общества, такая перестройка поможет устранить многие социальные конфликты: "Это образованные рабочие, - пишет Тоффлер, - которые, используя свои домашние компьютеры, видео- и телекоммуникационные средства связи, смогут организовать новую сеть, "электронные гильдии", новые профессиональные ассоциации и т.д.
Станут реальными и новые формы коллективного действия, и вполне вероятно, что в один прекрасный день мы будем наблюдать "электронные забастовки".Надо отметить, что Э. Тоффлер, говоря о новом информационном обществе, отвергая "индустриализм" как отживающий общественный порядок, объединяет в этом отношении наиболее технически развитые страны разной политической ориентации. Несмотря на различия в осуществлении властных полномочий, индустриализм придаёт всем этим странам определенные общие характеристики, а именно: те структурные черты, которые повсеместно отрицаются "третьей волной", то есть зависимость от полезных ископаемых, массовое производство, массовое распределение, поставленные на индустриальную основу средства массовой информации, массовая культура, нуклеар- ная (от лат. nucleus - ядро, объединенный вокруг ядра) семья как основная ячейка общества, урбанизация, одни и те же принципы стандартизации, синхронизации, централизации, максимизации и т.д.
Тоффлер показывает, что индустриальное общество обречено, везде и всюду терпит крах, некоторые симптоматичные характеристики которого только что были перечислены. В результате этого кризиса возникает новая супериндустриальная цивилизация, которая предполагает новые типы межличностных отношений, новые половые и семейные ценности, новый тип восприятия реальности. Он предполагает новую экономическую среду, которая, в свою очередь, сформирует корпорацию нового стиля.
"Вторая волна" "Третья волна"
(индустриальное общество - прошлое, (общество будущего, нарождающееся сохраняющееся ещё сегодня) уже сейчас)
1. Отношение к природе и ее ресурсам Борьба с природой. Разбазаривание Сотрудничество с природой. Ориен- невосстанавливаемого "капитала при- тация на возобновляемые источники роды" (уголь, газ, нефть, леса и т.д.) энергии и активный их поиск
2. Лидирующие области науки и техники. Тип научно-технического развития
Техника - на основе знаний, выходящих из научных лабораторий. Ведущие области науки и техники: квантовая электротехника, информатика, молекулярная биология, в том числе генная инженерия, наука о космосе, экологические знания, океанология Рост, но ограниченный и сбалансированный
Гигантский прогресс механической техники. Решающие отрасли - машиностроение, электромашиностроение, химическая индустрия. Главные науки: механика, впоследствии - учение об электричестве, химия
Неограниченный рост во имя роста
3. Основные принципы социальной организации и социальной деятельности в экономике, политике, других областях 6 принципов "индустриализма": Принципы нового общества: 1)
стандартизация 1) индивидуализация 2)
специализация 2) комплексная интеграция 3)
синхронизация 3) синхронность, но нового ритма 4)
концентрация 4) деконцентрация 5)
максимизация 5) мини-формы 6)
централизация 6) децентрализация 4. Система коммуникаций, Почтовая служба, средства массовой коммуникации (газеты, радио, кино, телевидение), работающие на основе вышеперечисленных принципов индустриализма. Общение между людьми - иерархическое, стратифицированное, атомистическое, случайное. Учреждения образования и культуры построены по типу фабрики и также массифицированы
"Индустриальный" индивид: ориентирован на производство и потребление; культ денег, власти, господства - подчинения, пассивности; "автоматизированная" повседневная жизнь; коммерсиализированный секс и "нук- леарная семья"; Труд в недрах огромных организаций - принуждение, жёсткий временной режим, рутина
образования, культуры
"Аудиокоммуникация" на основе новейшей информационной техники, " демассифицированные" средства коммуникации; "сети" индивидуализированных неофициальных коммуникаций по интересам, желаниям, без иерархии, нацеленные на взаимопомощь. Перестройка деятельности в сфере образования и культуры - в соответствии с вышеперечисленными принципами нового общества Новая личность: ориентирована на духовные ценности и творчество; многомерность ориентаций и понимание другого человека как способ общения; новый вид сексуальных и семейных отношений. Труд в небольших организациях и на дому; скользящий график труда; добровольный, творческий труд 5. Отношения между странами и народами Приоритет национального (на- Приоритет интернационального; ори- ционализм, шовинизм, реваншизм), ентация на глобальные проблемы и их экономика и политика на уровне от- совместное разрешение; реальное ра- дельных стран или их блоков; воору- зоружение, прочные договоры между жение и война как способы "разреше- странами, возможность предотвращения" международных конфликтов ния военных конфликтов
Еще по теме Информационное общество: идея или реальность.:
- 2.1. Информационная Сеть в зеркале аксиологии
- 2.3. Ценности информационного общества
- 2.1. Информационная Сеть в зеркале аксиологии
- 2.3. Ценности информационного общества
- 2.2. Модели субъектных оснований воспроизводства общества
- 4.1. Статус и роль объекта в формировании бытия и порядка общества
- 4.2. Исторические формы субъектного конституирования порядка общества
- Информационное общество: идея или реальность.
- 4.5. ОНТОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА: ИДЕЯ НОВОГО «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА»
- 1. Информационно-психологические войны
- ЧТО ДЕЛАТЬ СТРАУСУ НА КАМЕННОМ ПОЛУ, или О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И.В. Котляров