Как может выглядеть звездная материя в ее собственной временной шкале?
Представим, что мы расположены вне Солнечной системы и наблюдаем вращение Земли вокруг Солнца с последовательностью кадров длительностью пять лет каждый. С точки зрения динамики самой системы это соответствует предположению, что отрезок времени в пять лет есть на ее уровне минимально различимое зерно событий.
Из таких предположений следует, что образ земного шара исчезнет из нашей картины реальности. Мы не увидим уже никаких шаров в их собственной сферической форме среди небесных тел, и окажемся неспособны их увидеть. Форма, в которой мы начинаем видеть динамическую связку Солнце-Земля, становится последовательностью дискретных отрезков их переплетенных траекторий, где каждый отрезок представляет собой штопорообразное тело Земли в пять спиральных оборотов вокруг слегка искривленной оси линейно-поступательного движения Солнца (легкое искривление образуется за счет собственного оборота Солнца вокруг центра Галактики в составе ее рукава). Земля и Солнце (как и другие планеты), всегда представленные нам как четко локализованные сферические твердые, жидкие, газообразные или плазменные тела, оказываются распределенными по всей пятилетней траектории своего движения; они находятся и здесь, и там, и в начале, и в конце линии своего движения, одновременно.
То, что мы подставили отрезок времени именно в пять лет как значение минимального кадра наблюдения и минимального зерна разрешения для самой системы, является вполне произвольным. Нашей целью было, с одной стороны, показать, что временное зерно событийного поля на звездном уровне будет значительно более растянутым и медленным, чем событийный темп, к которому мы привыкли в своей жизни, а, с другой стороны, указать такое значение, которое оставалось бы ощутимым, сохраняло связь с привычным миром и не рисовало бы совершенно неузнаваемую картину реальности.
Существует ли вообще Вселенная как целое? Чтобы существовать как целое, надо быть связанным.
Но как могут быть связанными, «знать друг друга», две ее противоположные области, свет, а значит и причинный, коммуникационный сигнал от которых не может взаимно достигнуть друг друга на протяжении всего их существования?Вопрос — в существовании той вышестоящей наблюдаемому миру галактик системы координат, только при наличии которой можно говорить о связанности Вселенной. Если она существует, то внутри такой системы по отношению ко всем ее элементам будет действовать не цепная, а синхронная причинность. Цепная причинность осуществляется во временной последовательности событий от элемента к элементу. Как падает весь ряд домино? Первая фишка падает на вторую, причинно вызывая ее падение, вторая на третью, в итоге падает последняя, то есть все. Но могут ли все упасть строго одновременно? Да, если причина находится вовне этого ряда, и управляющие нити от этого внешнего протягиваются к каждой фишке одновременно. На линиях «целое — каждая отдельная фишка» временная причинность все равно сохраняется (сигнал должен идти какое-то время), но в обшей системе координат реализуется синхронная причинность, поскольку все фишки упадут строго одновременно, хотя и с одинаковой для всех задержкой на пробег сигнала от центра. Там, где невозможно наблюдать действие этого управляющего целого и видны только отдельные фишки, создастся полное впечатление необъяснимой, несдирижи- рованной синхронности.
Говоря о «собственной шкале звездной материи» (космической шкале, шкале небесных тел), мы прибегли к очень сильному упрощению с целью отделить все вместе взятое «звездное» от собственной человеческой шкалы. В реальности же нет единой и общей собственной космической шкалы, а существует набор шкал, соответствующих иерархическим уровням звезд, звездно-планетных систем, галактик, скоплений галактик и др., которые сами на много порядков удалены друг от друга по пространственному и временному масштабу.
В любом случае — и к этому мы ведем — резонен вопрос, почему следует непременно полагать, что в своей собственной шкале небесные тела взаимодействуют с телами одного с ними иерархического ранга как сферические, точно локализованные и медленно движущиеся объекты, т.
е. в том облике и качестве, в каком мы их видим на небосводе. Ведь мы смотрим на них из другой, не из их собственной шкалы, и поправка на несоответствие шкал наблюдения процесса и протекания самого процесса должна быть введена. Наша временная шкала видения небесных тел как «биллиардных шаров» может оказаться неадекватной их собственному движению и способу взаимодействия и фактически обманчивой.Не логично ли предположить исходя из вышесказанного, что базисными единицами, вступающими во взаимодействие на собственной космической шкале, являются не тела-шары, а фрагменты траекторий движений тел? Или же траектории целиком, во всей их протяженности, если отойти от уровня минимального зерна и охватить звездную материю более широким взглядом. Именно в своем физическом облике как траекторий, задаваемом более протяженным временным зерном дискретизации, а не в облике шаров, небесные тела «распознаваемы» друг другом и открыты для взаимодействия. Если кому-то трудно расстаться с корпускулярным пониманием материи, он может в качестве частиц принять не классические тела, а дискретные фрагменты траекторий пролета тел через пространство.
Но что такое траектории, прорисованные объектами, периодически вращающимися вокруг собственной оси, вокруг центрально го тела и при этом движущимися поступательно вперед? Разве это не структуры осцилляции, т. е. волны? Если согласиться с таким взглядом, то отсюда последует заключение, что звездная материя в своей собственной шкале существует в форме волновых структур. Волновые взаимодействия, резонансы, интерференции — вот что будет доминирующим фактором в образовании и существовании звездной материи, а не классическо-механические и гравитационные взаимодействия твердых тел. В протяженной временной шкале проявляются прежде всего волновые свойства движения небесных объектов, а под влиянием этих свойств складываются те внешние сферические формы и орбиты вращения небесных тел как объектов классической механики, которые нам доводится наблюдать с нашей собственной, неспецифичной им самим шкалы.
В феномене корпускулярно-волнового дуализма волновая сторона дуальности должна относиться к более протяженной временной шкале, на которой представлен объект, корпускулярная сторона — к более краткой по длительности кадра шкале представленности того же самого объекта. Когда мы не проводим различия между этими двумя шкалами, мы утыкаемся в парадокс, следующий из предположения того, что оба представления объекта есть феномены одной и той же шкалы. Облик космического объекта как волны есть его свойство, сформированное его представленностью на одном временном уровне и оттуда донесшееся до нашего восприятия, его облик как частицы — свойство, донесшееся с другого временного уровня. Оба облика могут накладываться один на другой в едином акте наблюдения, образуя парадоксальный сдвоенный контур объекта.
Согласно представлению материи как волны Луи де Бройля, волновые свойства в движении тел классической механики имплицитно всегда присутствуют, но остаются актуально непро- явленными. Однако волновые свойства движения небесных тел не проявляются, согласно нашей концепции, не потому, что у таких тел очень большие масса и размеры в абсолютных величинах, оставляющие лишь исчезающе тонкую кайму волнового контура объекта, а потому, что за проявлениями волновых свойств нам следует обратиться к иной временной шкале представленности тех же тел, где такие свойства присутствуют всегда и доминируют. Отсюда может следовать и то, что для каждого из уровней материальной реальности мы будем иметь свои величины планковского типа, обозначающие низовую для этого уровня линию величин энергии, длины и времени.
Выдвинув предположение о траектории или ее дискретном фрагменте как базисной единице взаимодействия, мы считаем нужным и критически проэкзаменовать его.
Как можно взаимодействовать с траекторий? В любом случае вы будете взаимодействовать с той рисующей стрелкой, которая прочерчивает траекторию, т. е. с самим шаром как скрытым объектом, движение которого составляет скрытый параметр процесса.
Но этот невидимый для вас объект только и является реальным, вещественно-воплощенным образованием во всем наблюдаемом вами процессе, все остальное — лишь следы движения объекта.Если вы думаете, то вы дотронулись до всей траектории целиком как до единичного объекта, ткнув в нее вашим «космическим пальцем», вы на самом деле дотронулись до шара, который находится где-то на траектории, но не сразу на ней везде. Похожая на волну, периодически изгибающаяся линия, обозначенная проследовавшим объектом, есть не актуальная, активная волна, а всего лишь след, «кардиограмма» прошедшего события, нарисованная на воображаемой бумаге воображаемого пространства. Как вы будете взаимодействовать с отрезком траектории, отошедшим в прошлое и, тем более, с тем ее отрезком, которому еще только предстоит быть прочерченным в будущем? Даже если вы сами есть объект, представленный не в форме материального тела, а отрезка траектории.
Далее следует и такой вопрос: не может ли один фрагмент траектории объекта взаимодействовать или резонировать с другими фрагментами той же траектории, каким-то образом консолидируя ее всю как протяженную и цельную цепь? Не может ли траектория одного объекта перекрываться и переплетаться со следовым хвостом другого объекта, который проследовал через ту же область пространства некоторое время тому назад? Ведь если открытый в какой-то предыдущий момент кадр еще длится, еще не закрыт, то оба объекта следует признать охваченными одним и тем же кадром и присутствующими в одном и том же разделяемом ими месте.
Словом, мы наталкиваемся на типичные квантовые парадоксы и просто логические несоответствия, которые могут заставить усомниться в состоятельности волновой модели существования звездной материи. И все же мы продолжим развивать нашу мысль в избранном направлении и перейдем на следующую ступень, с которой открывается вид на периодическую повторяемость форм представленности материи при переходе ко все более охватывающим, крупнозернистым темпоральным ракурсам взгляда на реальность или в обратном направлении смены объективов «темпо- скопа» ко все более мелкозернистым ракурсам.
При более охватывающем взгляде нам придется фактически отказаться от введенного ранее представления о какой-то единственной и выделенной, собственной шкале процесса. Мы опять будем вынуждены придти к относительности понимания реальности, диктуемой изменчивостью позиции наблюдателя при взгляде на нее. Сухой объективный остаток все же останется — это наличие самой этой периодичности, сводящейся, по всей видимости, к ограниченному набору форм представленности материи, по меньшей мере двум — корпускулярной и волновой, а также,
Щ
скорее всего, промежуточным формам между ними.
Ни один из уровней физической реальности не является исключительным прибежищем той или иной формы представленности или состояния вещества. С регулярным переходом ко все более охватывающей шкале наблюдения облики в общем-то единой физической реальности последовательно сменяют друг друга, через какое-то число пройденных ступеней повторяясь снова, но совсем с другими «участниками» — телами как базисными элементами.
Мы отправлялись от наглядного и общепринятого видения Вселенной в форме 1) агрегата (набора) твердых, жидких или газообразных тел — «шаров», как классически-механических гравитирующих объектов, либо, что более применимо к горячим звездным, а не холодным планетным телам, агрегата плазменных «капель», свободно плавающих или падающих в пространстве (что, вероятно, и придает таким «каплям» правильную сферическую форму). Мы опустили в целях краткости рассмотрение 2) следующей за таким видением и более высокой по углу охвата формы, в которой звездная материя представлена в виде жидкостноподобной или газообразной среды, образованной статистическим множеством звезд в галактиках и характеризующейся типичными для гидро- и аэродинамики вихрями и турбулентностями. Далее, с подстановкой более протяженного временного зерна или кадра охвата, мы перешли к 3) предполагаемой волнообразной форме представленности звездной материи.
И вот теперь, вводя два еще более широкоохватных, чем все прежние, зерна или кадра, мы снова приходим, но на все более высоких уровнях организации материи, к ее представленности последовательно в форме 4) агрегата (набора) отдельных твердых, жидких, газообразных или плазменных тел и, на следующей ступени, 5) статистическо-механической, почти гомогенной среды, в которой отдельные тела делаются неразличимыми в качестве обособленных от всей массы тел, образующих среду.
Об изменении представленности для нас одной и той же материальной среды в зависимости от избираемой нами темпоральной шкалы ее наблюдения пишет И. А. Хасанов: «Ниже минимального интервала длительности, равного времени свободного пробега молекул, мы будем иметь не жидкость, подчиняющуюся законам гидродинамики и с усредненными траекториями молекул, а отдельные хаотические летящие в разных направлениях молекулы. Если же мы „спустимся" в микромир, то увидим, что этот „равный нулю" предельно малый интервал длительности макромира представляет собой значительный, а для некоторых объектов и процессов микромира даже „бесконечно большой", интервал длительности»[129]).
Скопления галактик, будучи относительно обособленными и примерно равноудаленными друг от друга материальными образованиями, могут быть сочтены теми базисными элементами, которые складываются на высшем из известных нам уровней в агрегат, а затем, в своей статистической массе, в среду тел. Скопления галактик на их уровне можно представить как аналог частиц воздушной или иной разреженной механической проводящей среды. Среда из скоплений галактик может оказаться способной проводить звуковые колебания, только космического порядка, отвечающие периодическим продольным уплотнениям или разрежениям среды, т. е. некоторым колебаниям расстояния между слоями частиц в направлении распространения звуковой волны.
Рассмотрим несколько подробнее, как при все большем увеличении кадра или рамки охвата агрегат тел принимает форму среды, способной передавать колебания. Представим себе статистическое множество механических частиц, расположив их для наглядности не во всех трех измерениях, а только на плоскости. Возьмем рамку сначала минимального размера и будем накладывать ее на плоскость. Рамка будет выхватывать небольшое число частиц, местами из-за неравномерности распределения больше, местами меньше. Охваты рамки в количественном, пространственном и темпоральном отношении будут тесно коррелировать: охваченность большего числа частиц подразумевает в тенденции больший пространственный охват, а последний подразумевает более долгий срок путешествия стандартного сигнала от края до края рамки.
Если мы имеем внутри рамки три, пять или десять частиц, т. е. их небольшую совокупность, в такой их совокупности сохранятся свойства частиц как обособленных образований, отделенных друг от друга слишком большими промежутками в сравнении с общим размером рамки. Будем все более увеличивать охват рамки. С каждым увеличением охвата частицы будут оказываться все более плотно сконденсированными в пределах рамки, превращаясь из набора индивидуализированных элементов в статистическую массу или среду, способную распространять механические вибрации. Один и тот же элемент в рамке одного охвата будет выступать индивидуализирований, а в рамке другого, большего охвата — уже как проводящий элемент среды из множества ему подобных элементов. Все качества в нем будут сочетаться и существовать одновременно, но проявляться только на том уровне, которому со- масштабна рамка.
Меняющаяся рамка охвата, т. е. в конечном счете наблюдатель, и будет главным «вызывателем» качеств из всего их потенциально данного для разномасштабных и по-разному резонирующих сред набора. Накладывание рамки — это как зажим струны в разных местах на грифе (другой конец уже зажат, и всегда одинаково), благодаря чему из одной и той же струны извлекаются звуки разной высоты.
Кто именно осуществляет такую перемену охвата кадра, по достижении определенного уровня оказываясь в состоянии добыть свойство звучания среды? Никто. Это свойство звучания появилось для нас как эмерджентное после последовательных проб по увеличению охвата кадра. Но на самом уровне, до которого мы, наконец, добрались, это свойство всегда присутствовало. На определенных уровнях организации материи и при определенных масштабах кадрирования звуки всегда присутствуют, всегда поданы для восприятия. Материя в целом, сама по себе остается одной и той же, но, как многорезонансный ящик, она по-разному откликается на инициирующие вызовы ее общей среды, по-разному резонирует в меняющихся колебательных контурах и при варьирующих величинах квантизации.
Слушатель возникает там, где есть что слышать. На уровнях, где материя представлена как среда, способная проводить сигнал, пригодный для того, чтобы быть воспринятым, вероятно и появление воспринимающего субъекта. С помощью такого критерия можно объяснить, почему живые существа на Земле группируются в более или менее близкой пространственной и временной нише. С его помощью можно попытаться предвидеть, на каких уровнях организации материи возможно существование живых и познающих существ космического масштаба. Вот только как контактировать с теми, чей единичный кадр восприятия, вероятно, длится дольше, чем весь срок жизни, отведенный человечеству?
Еще по теме Как может выглядеть звездная материя в ее собственной временной шкале?:
- 7.4 Молекуляризм М.Даммита
- 10.9 Аргументы когерентной теории обоснования и перцептуальные утверждения
- 1.3. Технологии и методы специального образования
- I. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП, ИЛИ ЗАКОН ПРИРОДЫ? ДА, СУЩЕСТВУЕТ
- О СУЩНОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКИ ВООБЩЕ И ЕЕ ОТНОШЕНИИ К СОВРЕМЕННОМУ СОСТОЯНИЮ ФИЛОСОФИИ В ЧАСТНОСТИ
- Глава VРАЗБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОЖЬЕГО,ДАННЫХ ДЕКАРТОМ, МАЛЬБРАНШЕМ,НЬЮТОНОМ II Т. Д.
- КАТЕХИЗИС ПРИРОДЫ, ИЛИ БЕСЕДА ОБ ОСНОВАХ МОРАЛИ2
- Искусство задавать вопросы
- ПРИЛОЖЕНИЯ Антидезаптационная триада
- Слухи — как фактор манипуляций
- §10. Поиск аподиктических основ в феномене жизни (Эдмунд Гуссерль)
- Особенности психического развития, выявленные в обследовании:
- Оглавление
- Свойства реальности, проявляемые наблюдением в различных временных шкалах