Логическое и диалектическое противоречие.
Центральный закон формальной логики - это закон непротиворечия. Закон непротиворечия сформулирован Аристотелем, основоположником классической логики. Этот закон представляет собой запрет на противоречивое представление о предмете: "Нельзя приписывать предмету одновременно два прямо противоположенных (противоречащих друг другу) признака". Закон непротиворечия - логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными, поскольку образуют формально-логическое противоречие.
Логическое противоречие - это два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Поскольку в одном высказывании что-то утверждается о предмете, а в другом высказывании это же самое отрицается, наше представление об этом предмете становится неотчетливым, запутанным, ошибочным. На- пример, высказывания "Железо является химическим элементом" и "Железо не является химическим элементом" образуют логическое противоречие, так что истинным может быть только одно из этих высказываний. В логических символах закон непротиворечия имеет вид следующей формулы:
"Неверно, что p и не-p"
~ ( Р & ~ Р ) »
где: p - некоторое высказывание; & - конъюнкция ("и");
~ - отрицание (читается как "не", или "неверно, что").
Итак, истинное высказывание соответствует действительности, ложное высказывание - не соответствует действительности.
Закон непротиворечия позволяет избавиться от непоследовательного, путаного представления о реальных предметах. Поэтому формальная логика утверждает: "Отсутствие противоречия в нашем знании о предмете - критерий истинности знания".В "Науке логики" Гегеля понятие "противоречие" по-прежнему остается в центре логики, но Гегель формулирует странную на первый взгляд мысль: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения". Как это понимать?
И в повседневной практической деятельности, и в научном познании человек сталкивается с противоположностями, исключающими друг друга. Это не вызывает затруднений, пока не обнаруживается связь противоположностей. Понимание мира как сложного и изменяющегося порождает вопрос: "Изменчив или устойчив мир?" На такой вопрос можно дать противоположные ответы. "Да, изменчив, поскольку в мире со временем все утрачивает прежние черты, ничто не существует вечно". "Нет, устойчив, поскольку при всех изменениях нетрудно заметить за внешней подвижностью явлений устойчивые, сохраняющиеся структуры, процессы, черты". Ни один из противоположных ответов нельзя ни принять, ни отбросить. Для понимания сложноорганизованных саморазвивающихся объектов оказываются одинаково необходимыми обе характеристики: для арифметики - положительные и отрицательные числа, для физики - положительные и отрицательные заряды, для химии - ассоциация и диссоциация, для биологии - наследственность и изменчивость и т.д. Но первоначально все эти противоположности рассматривались как антиномии, т.е. как непреодолимые противоречия между двумя определениями, поскольку каждое из этих определений может быть убедительно обосновано.
Диалектическая логика предлагает способ формализации, в рамках которого возможен синтез - объединение синтеза и антитезиса. В основе такого способа формализации лежит диалектическое противоречие. В связи с этим и встает вопрос о понимании различия между диалектическим и формально-логическим противоречиями.
Обратим внимание на два обстоятельства.1. Существует различие между формально-логическими (или просто "логическими") и диалектическими противоречиями. Логические противоречия рассматриваются специальной наукой - формальной логикой, диалектические подлежат изучению в философской науке - диалектической логике. При этом формулируется требование: диалектические противоречия должны формулироваться (описываться) логически непротиворечиво.
2. Диалектические противоречия выступают первоначально в форме антиномий - проблем. Однако решение таких проблем (разрешение диалектических противоречий) осуществляется не на пути устранения антиномии в результате изменения смысла одного из противоположных высказываний, поскольку антиномия предполагает истинность и достаточную точность тезиса и антитезиса. Путь разрешения диалектических противоречий - нахождение посредствующих звеньев ("среднего термина"). Диалектическое противоречие с помощью "среднего термина" связывает противоположные высказывания в логически непротиворечивое понятие (целостность, единство).
Например, в XIX веке биологов озадачивала противоречивость наследственности и изменчивости, пока они не были объяснены как две стороны единства в рамках эволюционной теории; физики противопоставляли волновые и корпускулярные свойства материи, пока эти свойства не были объединены квантовой механикой; биологическое и социальное в человеке рассматривалось как антиномия, но и сейчас еще не создана общепринятая социологическая теория, объединяющая эти противоположности.
Таким образом, научные теории уже в середине XIX - начале XX века начинают использовать диалектику как элемент научно-теоретического мышления. И именно Гегель связал собственно теоретическое мышление с логической формулой:
"А равно и в то же время не равно А" (А = А ) & (А = ~ А)
Эта формула означает, что конкретное тождество - это тождество с различием. Там, где необходимо понять вещь как изменяющуюся, развивающуюся, себетождественность вещи сочетается с ее нетождественностью самой себе. Таким образом, Гегель формализует структуру переходных состояний. Предмет может изменяться лишь в том случае, если в любой отдельно взятый момент он тождествен самому себе и в то же время не тождествен, т.е. в какой- то степени стал другим. Формализация структуры переходных состояний позволяет понимать и описывать реальные предметы и процессы, которые характеризуются изменчивостью, динамичностью, способностью к саморазвитию. Диалектическое противоречие - это и есть структура переходного состояния не статичных, но динамичных вещей; диалектическое противоречие как структура представляет собой 1) тождество противоположностей, присущих вещам и 2) способ уяснения и описания этого тождества теоретическим мышлением (разумом).
Еще по теме Логическое и диалектическое противоречие.:
- Философская методология: диалектическая логика.
- Отрицательно-разумная форма логического.
- Логика формальная и диалектическая
- Диалектическое понятие.
- Логическое и диалектическое противоречие.
- Основные законы диалектической логики.
- Очерк 11 АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ
- Очерк 12 ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО
- Очерк 13 ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
- Очерк 15 МАТЕРИАЛИЗМ ВОИНСТВУЮЩИЙ – ЗНАЧИТ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
- § 4. Роль логики в формировании логической культуры юриста
- § 3. Закон противоречия
- Ошибки переоценки и недооценки противоречий
- 3.4. ПРОТИВОРЕЧИЕ 3.4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЯ
- А. А. Васильев ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ АРИСТОТЕЛЯ И ЛОГИКА ХРИСТИАНСКОЙ АНТИНОМИИ (Н. А. ВАСИЛЬЕВ, о. п. ФЛОРЕНСКИЙ, с. Л. ФРАНК)
- 1. Соотношение исторического и логического у Маркса и Энгельса и некоторые его трактовки
- Глава 17 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
- О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКЕ ФАКУЛЬТАТИВА «ОСНОВЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ))
- Основные методологические принципы формальной и диалектической логики