Марксистская философия.
Появление марксизма, как идеологии пролетариата, было обеспечено развитием науки: открытие и обоснование закона сохранения и превращения энергии, эволюционной теории Дарвина, клеточной структуры вещества и т.д. А также общественных наук: английской классической политэкономии, немецкой классической философии и утопического социализма.
Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс (1818 - 18883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895 гг.) После увлечения неогегельянством, фейербахианством и революционным демократизмом произошел их переход на коммунистические позиции, взаимное сближение и последующая совместная работа.
Основные направления исследований: сущность человека, отношение человека к миру, взаимоотношение людей, человек и общество, законы развития общества. В нашей стране и в других странах осуществлявших социалистическое строительство в течение десятков лет имело место безмерное возвеличивание Маркса и Энгельса. А в 90-х годах те же люди, которые восхищались Марксом и Энгельсом подвергли их труды столь же необъективной и необоснованной критике. В то время, как выдающиеся представители философской мысли ХХ века дают более объективную оценку К. Марксу, так Бертран Рассел писал, что К. Маркс был человеком, возродившим материализм, давшим ему новую интерпретацию и новое соответствие с человеческой историей. Кроме того, он - последний из великих системостроителей, преемник Гегеля, так же веривший в некую рациональную формулу, объемлющую развитие человечества.
Карл Поппер, критиковавший позиции марксизма, отмечал: Маркс часто подвергается критике, поэтому мне казалось, что суровую критику его теорий следует сочетать с сочувственным пониманием его поразительной моральной и интеллектуальной привлекательности. Макс Вебер оценил данное Марксом материалистическое понимание истории как первый шаг в познании капитализма, как научное открытие. Он считал, что многому у Маркса научился.В чем суть вклада К. Маркса в философию?
Ф. Энгельс указывал на два основных открытия К. Маркса: а) открытие и обоснование прибавочной стоимости, б) материалистическое понимание истории.
Теория прибавочной стоимости относится к экономическим наукам. Суть ее состоит в том, что часть стоимости товаров, производимых на капиталистических предприятиях, которая создается неоплаченным трудом наемных рабочих сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваивается капиталистом. По Марксу, это специфическая форма капиталистической эксплуатации работников.
Основной философский раздел марксизма - материалистическое понимание истории. Сущность его сводится к распространению последовательного материализма на историю общества. Иными словами - как в природе материя первична, а сознание вторично, производно. Так и в обществе - общественное бытие первично, а сознание вторично. Общественное бытие определяет сознание.
К. Маркс и Ф. Энгельс вычленяли в общественном бытие основные условия материальной жизни общества: географическую среду, плотность народонаселения и общественное производство.
Под географической средой К. Маркс и Ф. Энгельс понимали природные условия жизни человека. Уже в период жизни и деятельности Маркса в общественной мысли имели место географический детерминизм и геополитика. Представители географического детерминизма утверждали, что географическая среда играет решающую и определяющую роль в жизни народов и людей. Вытекающая из этой позиции геополитика основывалась на том, что в соответствующей географической среде формируются народы более талантливые, более способны и имеющие право поэтому на ряд преимуществ перед другими народами, в том числе и на расширение территории своего обитания за счет территории других народов.
Ярким примером такой политики была политика германского фашизма.
Маркс и Энгельс утверждали, что географическая среда имеет огромное влияние на жизнь человека. Без соответствующих географических условий человек и человечество не могут существовать. Вместе с тем, по их мысли, естественные условия безразличны к потребностям людей, но общество преобразует их и подчиняет своим целям. Ведущая и решающая роль в использовании и изменении географической среды принадлежит человеку. А масштабы, характер и формы этого изменения зависят от общественного строя и прежде всего от характера производственных отношений.Плотность народонаселения. Еще во 2-ой половине XVII века английский экономист Т. Мальтус сформулировал позицию, согласно которой численность населения имеет тенденцию раста в геометрической прогрессии, а средства существования людей могут увеличиваться только в арифметической прогрессии. В результате этого наступает перенаселение, с которым необходимо бороться естественными мерами: голод, эпидемии, войны и искусственным сокращением рождаемости. Эта позиция, получившая название мальтузианства, претерпела определенную эволюцию, но сущность её сохранилась. Маркс и Энгельс, признавая важность определенной плотности народонаселения, показали несостоятельность мальтузианства.
Они доказали, что решающее воздействие на жизнь и социализацию общества оказывает способ производства материальных благ. Это подтверждается всей историей развития цивилизации человечества, на протяжении которой наибольших успехов достигали народы, имевшие наиболее развитое производство. при этом упор Марксом и Энгельсом делался на производство материальных благ, обуславливающее социальный, политический и духовный процессы жизни общества вообще.
Способ производства - это исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений, это материальная основа общества, определяющая его особенности и развитие. Производительные силы - это система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих "обмен веществ" между обществом и природой в процессе производства.
Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении ее богатств. В ходе этого процесса воспроизводятся условия существования че- ловека и происходит убыстряющийся и совершенствующийся процесс становления и развития самого человека. Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества.Главная производительная сила - сами люди, участвующие в процессе производства. Их производственный опыт, трудолюбие, активность и трудоспособность, задачи, которые они перед собой ставят, определяют потенциал общественного производства. Порождением их ума и труда являются вещественные элементы производительных сил - средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, при помощи которых человек воздействует на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшую составную часть средств труда составляют орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). Средства производства образуют материально-техническую базу способа производства.
В настоящее время, в период бурного научно-технического прогресса в производительные силы включается наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Производственные отношения - это система материальных экономических отношений между людьми в процессе производства и движение общественного продукта от производства до потребителя. Это отношение собственности (отношение к средствам производства). Они пронизывают все сферы экономических отношений: производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Производственные отношения придают всем общественным явлениям исторически определенное социальное качество.
Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Вместе они составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных отношений, характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону производственные отношения определяются производительными силами и выступают как определенные социальные формы их развития.
Но, развиваясь, производительные силы перерастают рамки существующих производственных отношений, и последние тормозят дальнейшее развитие производительных сил.
Нарастает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, переходящее в конфликт. Он, согласно К. Марксу, разрешается социальной революцией, уничтожающей старые и утверждающей новые производственные отношения, новый способ производства.Исходя из материалистического понимания истории К. Маркс выдвигает и обосновывает свою теорию исторического прогресса. ядром ее является «формационный» подход к историческому развитию. Маркс применяет в исследовании исторического развития диалектический метод повторяемости и обновления, следуя которому выделяет общее и особенное в социальном строе различных стран в разные исторические периоды и обобщает их со- стояния в одно основное понятие - общественно-экономическая формация - это тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером.
Маркс и Энгельс вычленяют пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая последующая формация является более прогрессивной в области экономики, культуры, быта и других сторон человеческой жизни по сравнению с предыдущей. По мысли основоположников марксизма силой развития общества всегда был и будет народ. А результаты присваивали себе те или другие классы эксплуататоров. Первобытнообщинный строй - первая неантагонистическая формация. Последующие три формации являются классовыми и антагонистическими. Буржуазные производственные отношения Маркс считал последней антагонистической формацией. На смену ей должна прийти коммунистическая фармация, которая по мысли Маркса и Энгельса открывает подлинно человеческую историю. Переход от одной общественно-экономической фармации к последующей осуществляется революционным путем, т.е. путем насилия. Мера насилия зависит от силы сопротивления свергаемого господствующего класса и строя. Возможность обратного движения общества Маркс и Энгельс допускали только в виде временного зигзага.
Переход от антагонистических фармаций к коммунистической Маркс и Энгельс считали особенно сложным ввиду полной, категорической смены всех сторон общественной жизни.
Они утверждали, что с одной стороны у пролетариата нет иного пути, ибо капитализм неизбежно доведет его до полной «пауперизации». С другой стороны капиталисты теряют все. Острота противоречий неизбежно должна привести к особенно острой борьбе. Учитывая это, Маркс и Энгельс утверждали, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех странах или, опять же одновременно, в большинстве наиболее развитых капиталистических странах.После победы социалистической революции неизбежен переходный период от капитализма к коммунизму. На протяжении этого периода для окончательного подавления сопротивления свергнутых классов необходима диктатура пролетариата. Сама коммунистическая фармация должна состоять из двух фаз: а) социализм, б) коммунизм. Первая фаза опять же переходная с распределением материальных благ и духовных ценностей по труду. Вторая фаза - высший уровень производства и культуры, бесклассовое общество с распределением по потребностям.
В настоящее время формационный подход к истории К. Маркса и Ф. Энгельса подвергается критике. Ему противопоставляется цивилизационный подход. Суть его в том, что, во-первых, по мнению сторонников этого подхода, история развивается не скачкообразно, а эволюционно, постепенно. Во- вторых, ведущее место в общественном прогрессе играет не экономика, а культура в самом широком смысле этого слова. В-третьих, не меньшую, а в определенных случаях большую роль в общественном процессе, играют не объективные, а субъективные факторы. Некоторые сторонники этой позиции - С. Кара-Мурза и другие утверждают, что в природе все происходит по объективным законам, а в обществе такие законы не действуют. Это не ново. Такую позицию уже давно отстаивали французские просветители и русские народники.
По существу обе позиции имеют свои плюсы и минусы. Формационный подход: минусы - не все указанные Марксом фармации проявились во всех странах мира, фетишизация экономики. Цивилизационный подход: минусы - сплошная эволюционность в общественном прогрессе, необоснованное преувеличение субъективного фактора. И разве можно назвать цивилизацией господство фашизма в Германии 30-х - 40-х годов, атомную бомбардировку Японии, подготовленную человечеством угрозу атомной войны, экологического кризиса, небывалый размах терроризма и наркомании. Но обе позиции имеют и несомненные плюсы. Формационный подход - конкретность и обоснованность. Цивилизационный подход - ведущая роль культуры в широком смысле слова, включающей в себя и экономику.
После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса сложились два направления марксизма. Ведущими идеологами первого направления стали Э. Бернштейн (1850 - 1932 гг.) и Карл Каутский (1854 - 1938 г.г.) Ведущим идеологом второго был В.И. Ленин (1870 - 1924 г.г.) Последователями Бернштейна и Каутского являются правые социал-демократические партии современности. Последователями Ленина - коммунистические партии.
Э. Бернштейн утверждал, что марксизм устарел и предлагал вернуться к философии Канта. Выступал с критикой всей системы марксизма. Пытался опровергнуть теорию стоимости и обнищания масс. Выступал против пролетарской революции и диктатуры пролетариата, вообще против насилия и ка- тастрофизма. Утверждал, что пролетарская революция может привести к хаосу и разрушению производительных сил, что пролетариат не способен организовать производство. Отрицал возможность построения социализма. Социализм, по его мнению, это только идеал. Отстаивал программу постепенных реформ и компромиссов с целью улучшения положения рабочего класса под лозунгом: «Движение всё, конечная цель - ничто».
Карл Каутский (1854 - 1938 г.г.) был несколько ближе к марксизму, чем Бернштейн. Он, по его словам, пытался систематизировать и осовременить философские и социально-политические идеи Маркса. Но ряд основных принципов марксизма отвергал. Не принимал большевизм.
Каутский отрицал партийность философии. Доказывал совместимость научного социализма и немарксистских философских систем. Отрицал связь между господством монополий и политикой империализма. Выдвигал теорию «ультраимпериализма», как перспективу развития новой фазы капитализма, свободной от ряда негативных сторон, присущих капитализму современному К. Марксу. Отрицал неизбежность пролетарской революции. Октябрьскую революцию в России встретил враждебно. Был против диктатуры пролетариата. Противопоставлял ей «последовательную» демократию. Более или менее ортодоксальными последователями этого направления являются социал-демократические партии современности.
Ведущим идеологом другого направления признан Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924 гг.) Ленин - ортодоксальный марксист. Вёл решительную борьбу против Бернштейна, Каутского и их последователей. Он развивал теорию К. Маркса и Ф. Энгельса в плане ускорения пролетарской революции и ужесточения диктатуры пролетариата в условиях враждебного капиталистического окружения.
Ленин беспощадно критиковал идеализм и контрреволюцию. Развивая позиции К. Маркса и Ф. Энгельса, создал теорию социалистической революции. Он доказывал, что в новых исторических условиях начала ХХ века социалистическая революция может победить и в одной отдельно взятой стране, даже если эта страна не относится к числу наиболее развитых капиталистических стран. Для этого, по Ленину, необходима последовательно марксистская партия пролетариата. Ленин создал такую партию и руководил Октябрьской революцией.
Ленин создал план социалистического строительства в одной отдельно взятой стране. Существенной позицией этого плана была разработка новой экономической политики (НЭП), в которой содержались основные положения плана современных реформ, к сожалению не реализованных в СССР 20-х - 30-х годов.
Последователями Ленина в большей или меньшей мере являются современные коммунистические партии.
Еще по теме Марксистская философия.:
- 2. Исторические типы философии и их ведущие представители
- Марксистская философия.
- § 2. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ
- «НАУКА ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ И МАРКСИСТСКАЯ НАУКА ЛОГИКИ
- «Новая философия» в идеологической жизни современной Франции
- 2.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
- НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ КРИТИКИ И НАСЛЕДНИКИ
- Философия как ценность
- ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ Орлов В.В.
- ТЕОРИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА И ИСТОРИОГРАФИЯ ФИЛОСОФИИ: РАЗЛИЧИЯ И ВЗАИМОСВЯЗЬ Тарасюк М.В.
- ФИЛОСОФИЯ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ: ПОПЫТКА ОБОСНОВАНИЯ СТАТУСА М.Ф. Печенко