<<
>>

Методология исследования социальных явлений.

Социальная философия — составная часть философии и одновременно наиболее общая социологическая теория. Это наука об общих законах функционирования и развития человеческого общества.
Как философская концепция исторического и онтологического процесса, социальная философия представляет собой распространение философских принципов и подходов на общество.

Основной философский принцип о первичности материи и вторично- сти сознания конкретизируется в социальной философии как признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. При этом общественное бытие выступает как совокупность материальных общественных явлений и процессов, существующих независимо от воли и сознания индивидов или общества в целом, а общественное сознание является своеобразным отражением общественного бытия. В основе такой позиции лежит простой и естественный факт: общественное сознание органично связано с индивидуальным сознанием, ибо мыслят люди и в результате их мышления формируется не только индивидуальное, но и общественное сознание. А мыслят люди при помощи мозга, который материален, как и сам человек.

Эмпирически наблюдаемые и с научной точностью констатируемые общественные отношения позволили применить в исследовании общественных процессов критерий повторяемости, благодаря которому оказалось возможным выделить общее в социальном развитии разных народов и стран в различные периоды их функционирования. На этой основе стало возможным создание формационных и цивилизационных моделей описания развития общества. Согласно формационному подходу история общества делится на общественные формации, различающиеся главным образом по способу производства материальных благ. Сторонники цивилизационного метода утверждают, что идеал, цель, социальная модель играют огромную инструментальную роль в познании общества. В этом плане ключевыми являются такие понятия, как индивидуальность, свобода личности, богатство общества, духовность, демократия.

Система этих ценностей служит основанием становящегося идеала как образа цели, инструмента построения модели будущего.

Формационный метод был долгое время в нашей стране господствующим. Его сторонники обвиняют сторонников цивилизационного метода в идеализме, в недооценке материальных факторов в обществе. В свою очередь цивилизационники обвиняют формационников в догматизме. Они утверждают, что формационный метод ошибочен, ибо не все народы прошли указанные в трудах основоположников марксизма пять общественно-исторических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Народы Северной Европы, России не прошли ра- бовладельческой формации, никто еще не построил коммунистическую формацию.

Нам представляется этот спор бесплодным. Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы. На современном этапе, на рубеже второго и третьего тысячелетий развития цивилизованного общества оба метода должны дополнять друг друга и принципы каждого из них могут быть использованы в соответствии с целесообразностью их применения в решении задач, в тех или иных условиях.

Конференция ООН, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, не только доказала неприемлемость существующих механизмов развития общества, но и раскрыла основные принципы и признаки общества нового типа, которое должно установиться в мире в начале третьего тысячелетия. Это общество , основанное на началах всестороннего общечеловеческого прогресса, добра, взаимопонимания, взаимопомощи, общего благополучия, последовательной демократии и высокой морали. Конференция в Рио не предложила механизма становления такой цивилизации. Эту задачу должна решить или, по крайней мере, определить пути ее решения, социальная философия.

Естественно, каждый образованный гражданин, если он хочет общественного блага, должен знать социальную философию и уметь пользоваться ее методологией. Социальная философия по своему объему очень широка и многопланова. Она включает в себя, в той или иной степени, весь комплекс проблем, стоящих перед человечеством. Объем работы не позволяет охватить значительное количество этих проблем, поэтому мы избрали для изложения наиболее характерные для современного уровня социальной философии:

а) роль общества в жизни человека;

б) социальная структура и ее динамика;

в) общественное сознание.

<< | >>
Источник: Крюков В.В.. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ,. 2006

Еще по теме Методология исследования социальных явлений.:

  1. Новиков А.М., Новиков Д. А.. Методология научного исследования, 2010
  2.   Глава 1» Методология исследования психологических проблем
  3. Методология исследования
  4. Спектор М.Д.. Методология и методика научных исследований (Учебное пособие), 2009
  5. § 1-3 Методология военно-психологического исследования
  6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.
  7. ГЛАВА З МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  8. Глава 7 МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЯДРО ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  9. ЛЕКЦИЯ 2. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
  10. Раздел 3. Методология клинико-психологического исследования
  11. ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ А.С. Червинский
  12. ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ
  13. Комарова З. И.. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие, 2012
  14. Глава I МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИДЕОЛОГИИ1
  15. Теория коммуникации как интегральная научная дисциплина. Коммуникативный подход к социальным явлениям
  16. Глава 5 НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  17. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ВЫРАЖЕНИЕ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ