<<
>>

Мышление и понимание

Поток кадров предполагает серийность, когда на смену одному без пропуска приходит другой, единообразный ему кадр. Модель серийных кадров можно легко распространить и на процесс вербально-логического мышления, где наполнением кадра будет не элементарный зрительный или иной сигнал, а элементарная речевая единица, скорее всего, слог, и минимальный логический шаг, или ход.

Мы принимаем предположение Варелы о том, что когнитивный процесс, а не только зрительное и не только восприятие, имеют дискретную природу. Сама логика механизма кадрирования выглядит настолько универсальной и общеприменимой, что вместо нее трудно придумать какую-то другую столь же эффективную. Допуская процессуальность и временную развернутость когнитивного потока, но при этом исключая его внутреннюю дискретизацию, мы получаем уравнение деления без знаменателя. Первично поступающий информационный поток сам-то по себе останется цельным, в каком-то смысле даже менее искаженным, как всякий аналоговый сигнал, но при этом будет неусваиваем для когнитивного субъекта.

Речь, впрочем, идет о когнитивной активности именно как процессе, потоке. Но есть и другой тип когнитивных актов, таких, как акт понимания, схватывания, которые осуществляются одномоментно, целиком, без всякой, даже имплицитной или скрытой временной развертки. Эти акты можно назвать холистическими. Акт понимания имеет не серийный, а разовый характер. Это понимание мгновенное — в смысле одномоментности, неповторяе- мости акта, а не в смысле отсутствия у него вообще какой-либо длительности.

Но как же тогда применить нашу модель серийных кадров к такого рода разовому целостному схватыванию ситуации?

Чтобы достичь формальной всеохватности концепции кадров и не оставлять из нее исключений, можно и холистический акт инстайта называть кадром, поскольку и он, на более высоком, синтетическом уровне, схватывает реальность, упаковывает множество плывущих и неоднозначных вводных данных в единую рамку понимания.

Но такой ход будет скорее словесным ухищрением, чем решением затруднения по существу. По существу же надо предположить, что акт инстайта относится к работе иной когнитивной инстанции, чем восприятие и вербально-логическое мышление.

Эту инстанцию можно назвать операционным умом, и работает она не по серийно-кадровому принципу, а по принципу одноразового схватывания смысла происходящего.

Такого рода операционный ум присущ и развитым животным. Он представляет собой более высокую по сравнению с восприятием когнитивную ступень, поскольку интегрирует данные всех органов восприятия, а также подсказки памяти и проекты ближайшего хода событий. Лев бежит наискосок предполагаемому пути антилопы, в чем и выражается проектирование хищником ее ближайших действий. При виде хозяина, запирающего калитку, щенок понимает, что тот вот-вот покинет его, и что надо любыми силами и как можно быстрее разгрызть поводок и бежать за ним. Это именно понимание смысла происходящего, а не действие какого- то инстинкта или условного рефлекса.

Говоря о «понимании смысла происходящего», мы хотим подчеркнуть, что такой тип понимания вытекает из взаимодействия живого существа с другими живыми существами и окружающими материальными объектами. Он предполагает складывание всех наличных ситуативных факторов и диспозиций материальных объектов в рабочую когнитивную систему и извлечение из такой соотнесенности факторов и объектов некоего жизненно значимого смысла, наталкивающего на последующее телесное действие. Операционному уму недоступно понимание соотнесенности абстрактных сущностей и идей, это есть функция исключительно человеческого разума, но сам механизм понимания как одномоментного схватывания и там и там, похоже, одинаков.

У человека в ходе развития речи и рассудочных способностей операционный ум покрылся оболочкой вербально-логического мышления. С одной стороны, такой тип мышления делает понимание более полным и всесторонним. Но, с другой стороны, следование необходимым речевым и логическим ходам существенно замедляет мышление.

Так может быть, при стрессе у человека и сбрасывается оболочка вербально-логического мышления и из под нее высвобождается операционный ум, позволяющий реагировать быстрее? Стресс действует по механизму высвобождения эволюционно более простого, животного, но скоростного операционного ума из-под оболочки вербально-логического мышления как эволюционно более продвинутого, но медленного. Такая гипотеза кажется нам правдоподобной. Причем она не отвергает, а дополняет гипотезу кадров.

Каждая из двух форм когнитивной деятельности подходит для своих задач и условий. В экстремальных да и просто трудных ситуациях надо решать и действовать как можно быстрее, и потому высвобождается операционный ум. А вся полнота и сложная взаимосвязь обстоятельств может быть уяснена только рассудочным мышлением. Даже из простого самонаблюдения видно, что понимание почти всегда включает две составляющие: во-первых, разовое схватывание, во-вторых, пошаговое словесно-логическое объяснение, растолкование самому себе. Составляющие могут комбинироваться разным образом: иногда бывает достаточно схватывания, иногда понятое надо дополнительно проговорить самому себе, разжевать, а иногда только из долгого словесного растолкования складывается зачаток или иллюзия понимания[62]).

<< | >>
Источник: Алюшин Алексей Львович, Князева Елепа Николаевна. Темпомиры: Скорость восприятия и шкалы времени. М.: Издательство ЛКИ, 2008— 240 с.. 2008

Еще по теме Мышление и понимание:

  1. §3. Проблема понимания и перевод О разрывах мыслительных связок и проблеме понимания
  2. МЫШЛЕНИЕ
  3. К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ. (К СЕМИОТИКЕ ПОНИМАНИЯ ТИПОВ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ)
  4. Глава 3. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия *
  5. Нарушения мышления при поражениях мозга
  6. Конкретный характер мышления. Переход от конкретного к обобщенному. Непоследовательность мышления. Некритичность суждений.
  7. Очерк 2 МЫШЛЕНИЕ КАК АТРИБУТ СУБСТАНЦИИ
  8. ПАРАДИГМА МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Л.С. Кармазинов
  9. Мышление и понимание
  10. Миропонимание В. В. Розанова
  11. Современное значение программы С. Л. Рубинштейна по исследованию деятельности понимания К. В. Кабанов (Калуга)
  12. Современное значение программы С. Л. Рубинштейна по исследованию деятельности понимания К. В. Кабанов (Калуга)
  13. Значимость идей С. Л. Рубинштейна о целостности человеческой активности для изучения практического мышления А. В. Панкратов (Ярославль)
  14. 3.3. ЯСНОСТЬ РЕЧИ. ПОНИМАНИЕ