<<
>>

Основные законы диалектической логики.

Традиционно называют три основных закона и ряд категорий диалектической логики. Отметим, что "основные законы" представляют собой связь и взаимодействие "категорий" диалектики, так что фактически закон - это развернутые, соотнесенные определенным образом категории.

Закон противоречия.

Важнейшее место в системе диалектики занимает категория "противоречие", трактуемая именно как диалектическое противоречие, в отличие от противоречия формально-логического. Противоречие - это взаимосвязь и взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они взаимополагают, взаимопроникают и одновременно взаимоисключают друг друга. Диалектическое противоречие - это единство взаимополагающих и одновременно взаимоисключающих противоположностей (сторон, тенденций).

Противоположности - различные, противостоящие элементы, стороны, свойства, тенденции единого, целостного материального или идеального образования. Противоположность, таким образом, - это один из двух моментов конкретного единства; это сторона, тенденция единства, которая, будучи полярной (прямо противоположной) другой стороне, тенденции, не может существовать отдельно от данного конкретного единства. Следовательно, диалектическое противоречие не есть логически непреодолимая антиномия, т.е. формальное противоречие тезиса и антитезиса. Оно есть состояние , способ бытия целостного объекта, в структуре которого противоположности (1) взаимополагают, (2) взаимоотрицают, (3) взаимопроникают, т.е. взаимодействуют друг с другом. Как это понимать?

Противоречие не есть нечто застывшее, статичное. Противоречие - это процесс, то есть оно возникает и функционирует. Между противоположностями существует связь по происхождению (генетическое единство) и связь в процессе сосуществования (функциональное единство). Существование этих связей - частный случай проявления принципа всеобщности отношений.

Принцип всеобщности связи - это принцип, согласно которому реальности, вещам и процессам присуща внутренняя организованность, то есть существует определенная соотнесенность как между частями некоторой целостности, так и между целостностями разного рода.

Смысл принципа связи заключается в том, что любая целостность имеет внутреннюю структуру и, одновременно, будучи частью более широкого целого, является элементом внешней структуры . Исходное понятие здесь - это понятие "отношение".

Отношение - это наличие двух или более вещей, свойств, понятий и т.п., сопоставимых друг с другом. Поскольку все существующее так или иначе сопоставимо друг с другом, то отношения всеобщи. Иначе говоря, можно всегда сопоставить вещь, свойство или понятие с другой вещью, иным свойством или понятием, т.е. установить некоторое отношение.

Связь - это такое отношение, которое выражает зависимость между предметами или явлениями, их взаимообусловленность. Таким образом, связь всегда представляет собой отношение, но такое отношение, когда изменение одного члена отношения влечет за собой изменение другого члена отношения. Отношения многообразны, поскольку за ними кроются различные типы связей, различные типы взаимозависимостей.

Генетической называется связь, при которой явления имеют общее происхождение, общее основание своего возникновения и существования. Функциональной называется связь, при которой явления взаимозависят таким образом, что изменение одного из них влечет изменение другого.

Генетическая связь отражает ситуацию следования во времени "одно после другого". Примером генетических связей могут быть семейно-родственные связи "родители-дети", "брат-сестра". Брачная связь "муж-жена" - это уже функциональная связь. Примером функциональной связи будет также математическая функция - переменная, принимающая определенные числовые значения в зависимости от значений другой переменной (аргумента), и выражаемая формулой: У = f (x).

Поскольку противоречие является процессом, разворачивающимся во времени, генетическое и функциональные связи между противоположностями не статичны, не заданы раз и навсегда. Поэтому можно выделить этапы возникновения и развития (функционирования) противоречия.

Этапы возникновения противоречия описал Гегель, причем в его понимании эти этапы соответствуют формированию понятия о противоречии в мышлении человека.

Этапы описания противоречия совпадают с этапами формирования этого противоречия в самобытии рассматриваемого объекта. Развернутое описание противоречия (знание о данном противоречии) является не только указанием на конкретное единство противоположностей, но должно включать описание противоречия как процесса с помощью категорий "тождество", "различие", "противоположность", "противоречие" (Рис. 4). 1

этап. Тождество . Первоначально возникающий предмет в онтологическом аспекте представляет собой нерасчлененное, бесструктурное единство. Однако это единство (тождество) содержит в себе в зародыше (потенциально) различия. Первое, исходное знание о предмете также является нерасчлененным, бесструктурным представлением, "целостным образом". Такое знание позволяет опознавать предмет, отличать этот предмет от всех прочих, но такое знание себетождественно, т.е. содержит лишь потенциальную возможность высказать какие-либо подробности о предмете. 2

этап. Различие . При общей основе в объекте формируются существенные части, стороны, тенденции, не соответствующие друг другу и оформляющиеся как различия. В гносеологическом плане знание о предмете начинает обогащаться различными "подробностями" - свойствами, характеристиками, признаками данного объекта.

В онтологическом плане с различия начинается наличное бытие "вещи". "Всякое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное бытие. С одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны, обладает отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с этими двумя определениями, есть реальность", - писал Гегель. 3

этап. Противоположность . Различия в самобытии предмета достигают стадии конкретных, противоположных сторон, тенденций, которые оформляются как противоположности. На этом этапе наше знание начинает фикси- ровать противоположные характеристики, черты предмета, которые противоречат друг другу, порождают "странности", антиномии.

4 этап. Противоречие. Противоположности начинают попарно взаимодействовать, взаимоисключая и взаимодополняя друг друга, оформляясь как единое противоречивое целое (Рис.

4).

ЭТАПЫ (ПРОЦЕСС) ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ 1 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап ПЛ

Тождество

2 f Пр 1 j Пр 2 Различие Противоположность Противоречие Р и с. 4.

Отметим, что генетическое единство противоположностей формируется на протяжении всех четырех этапов возникновения противоречия, а функциональное единство - на четвертом этапе.

Итак, в гносеологическом плане понять и описать предмет как противоречивое целое можно только на уровне диалектического мышления, например, воспользовавшись логической цепочкой категорий "тождество-различие- противоположность-противоречие" и владея смыслом понятия "диалектическое противоречие". На уровне диалектического мышления можно описать внутреннюю структуру предмета как конкретное диалектическое противоречие. В противном случае наше знание о предмете остановится на стадии описания антиномий, а наше понимание предмета останется парадоксальным и неотчетливым.

Сформировавшееся противоречие не статично, динамика его развития также описана Гегелем, зафиксировавшим следующие этапы развития противоречия: "гармония-дисгармония-конфликт-преодоление" (Рис. 5).

ЭТАПЫ (ПРОЦЕСС) РАЗВИТИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Гармония Дисгармония Конфликт Преодоление

Р и с. 5. 1

этап. Гармония. Противоположностям на первом этапе свойственно взаимоукрепление: при гармоническом развитии единство системы постоянно укрепляется, наращивается темп позитивных изменений, увеличивается устойчивость и надежность системы. Ведущей стороной противоречивого единства здесь является взаимополагание. 2

этап. Дисгармония. Взаимодействие противоположностей становится дисгармоничным, когда развитие одной из противоположностей начинает осуществляться за счет другой. Дисгармония неизбежно приводит к расшатыванию общих структур, поскольку ведущей стороной противоречивого единства здесь выступает взаимоотрицание.

Противоположности утрачивают гармонию как совместное однонаправленное изменение, преобладающей становится разнонаправленность их развития. 3

этап.

Конфликт . Дисгармония противоположностей достигает предела, они поляризуются как антагонистические (т.е. непримиримые), что ставит под вопрос само существование развивающегося системного целого. 4

этап. Преодоление (разрешение)противоречия . Это заключительный этап развития противоречия, на котором происходит переход от одной целостности к другой. Антагонистические противоположности на стадии разрешения противоречия (преодоления конфликта) исчезают: либо происходит переход противоположностей в иное качество в новом единстве, либо происходит гибель противоположностей, а новое единство формируется на иной основе, порождающей иные исходные противоположности.

Гегель утверждал, что противоречие есть "источник всякого развития". Чтобы понять это утверждение, необходимо ясно представить, что само по себе противоречие, взятое статически , еще не означает развития. Развитие есть там, где есть противоречие как процесс , где есть процесс движения противоречия, представленный в виде описанных структур возникновения и развития противоречия.

Гегель сформулировал положение, задающее логику познания сложных саморазвивающихся систем и звучащее как афоризм: "Противоречие - вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить".

Закон противоречия (в традиции диалектического материализма этот закон называют "законом единства и борьбы противоположностей"), следовательно, отвечает на вопрос "Почему происходит развитие?", указывая на самодвижение противоречия как источник развития.

Закон противоречия можно сформулировать так: развитие объективной реальности и ее познание осуществляются раздвоением исходного единства на противоположности, которые образуют противоречивое целое и, взаимодействуя друг с другом, порождают импульс к изменению и развитию этого целого.

Закон количественно-качественных переходов.

Закон количественно-качественных переходов отвечает на вопрос "Как происходит развитие?" Этот закон называют также "законом перехода количественных изменений в качественные", так что само название содержит указание на внутреннее содержание процесса развития.

Развитие как процесс направленного качественного изменения системы описывается категориями "количество", "качество", "мера", "скачок".

Качество - это внешняя и внутренняя определенность предмета, теряя которую предмет перестает быть самим собой.

Категория "качество" обозначает функциональное единство объекта, обладающего относительной устойчивостью. Гегель писал: "Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть".

Количество - это внешняя определенность предмета, изменение которой не ведет к изменению качества предмета. Таким образом, изменение количественных характеристик предмета не мешает предмету быть самим собой. Количественные характеристики выражаются числом, которое представляет собой мысленную (теоретическую) форму описания количества.

Количество и качество - это две противоречивые, взаимодополняющие друг друга характеристики предмета. Неразрывная взаимосвязь количественной и качественной сторон системных объектов отражена в словах Гегеля: "качество есть в-себе-количество, а "количество есть в-себе-качество".

Мера - это количественные рамки (интервал количества), в пределе которых изменение количества не ведет к изменению качества. Мера, таким образом, является выражением взаимосвязи количества и качества:

<< | >>
Источник: Крюков В.В.. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ,. 2006

Еще по теме Основные законы диалектической логики.:

  1. 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
  2. Основные законы диалектической логики.
  3. «НАУКА ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ И МАРКСИСТСКАЯ НАУКА ЛОГИКИ
  4. Очерк 3 ЛОГИКА И ДИАЛЕКТИКА
  5. Очерк 4 ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИКИ
  6. Очерк 9 О СОВПАДЕНИИ ЛОГИКИ С ДИАЛЕКТИКОЙ И ТЕОРИЕЙ ПОЗНАНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА
  7. Очерк 11 АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ
  8. Очерк 15 МАТЕРИАЛИЗМ ВОИНСТВУЮЩИЙ – ЗНАЧИТ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
  9. § 4. Роль логики в формировании логической культуры юриста
  10. §5. Основные этапы развития логики
  11. § 1. Понятие формально- логического закона
  12. § 2. ЛОГИКА КАК НАУКА
  13. § 5. ОБЗОР ИСТОРИИ ЛОГИКИ
  14. Основные участники философского процесса
  15. Философская мысль в послевоенный период: основные черты
  16. Законы как ключевые элементы научных теорий.
  17. О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКЕ ФАКУЛЬТАТИВА «ОСНОВЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ))
  18. Основные методологические принципы формальной и диалектической логики