<<
>>

Отрицательно-разумная форма логического.

Здесь мышление осуществляется на уровне разума, но в отрыве от рассудка. Роль разума заключается в том, что он видит противоречивость реальных предметов, которая на ступени рассудка игнорируется и подавляется формально-логическим определением.
Однако разум, не опирающийся на рассудок, оказывается неспособен охватить противоречие как целостность особого рода. Предмет как бы "расщепляется" из-за внутренней противоречивости, потому что наше мышление на этой ступени не умеет "свести концы с концами".

Такое мышление характеризуется Гегелем как "негативно-диалектическое". "Диалектичность" заключается в способности видеть противоречие, "негативность" - в неспособности целостно представить внутренне противоречивый предмет. Проявлениями негативно-диалектического мышления являются и софистика, и гносеологический скептицизм, доведенный до агностицизма. 3.

Положительно-разумная форма логического. Мышление объединяет на этой ступени и рассудок, и разум. "Союз" рассудка и разума приводит к абстракциям, которые объединяют противоположности, тем самым наиболее полно, то есть конкретно отражая действительность. Предмет конструируется в понятии как КОНКРЕТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЦЕЛОЕ, единство противоположностей.

Диалектическому мышлению, "улавливающему" противоположности и объединяющему эти противоположности, соответствует диалектическая логика, позволяющая конкретно-целостно представить противоречивую и развивающуюся сущность предметов.

Диалектическое мышление - это мышление, рассматривающее "вещи": 1) во взаимосвязи внутренних противоположностей, 2) в процессе саморазвития, 3) а потому наиболее полно и, следовательно, 4) целостно (Рис. 1).

Диалектическая логика, по Гегелю, это наука о формах правильного мышления (как и формальная логика), но в отличие от формальной диалектическая логика есть способ "восхождения" мысли (знания) "от абстрактного к конкретному", то есть способ построения конкретно-целостного "диалектического понятия", вбирающего односторонне-абстрактные "общие понятия" формальной логики.

<< | >>
Источник: Крюков В.В.. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ,. 2006

Еще по теме Отрицательно-разумная форма логического.:

  1. Философская методология: диалектическая логика.
  2. ТРИ ФОРМЫ ЛОГИЧЕСКОГО
  3. Отрицательно-разумная форма логического.
  4. 2.3.2. Поиск информационных ресурсов
  5. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  6. Раздел первый. На какие виды делится суждение на основании материи и формы
  7. НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛОГИЧЕСКОМ ПОЗИТИВИЗМЕ
  8. «НАУКА ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ И МАРКСИСТСКАЯ НАУКА ЛОГИКИ
  9. Ь) Отрицательное суждение
  10. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ173
  11. VII. В. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ.—ИСТИНА.—МАТЕРИАЛЬНАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ, ИЛИ ЛО-ГИЧЕСКАЯ ИСТИНА.— КРИТЕРИИ ЛОГИЧЕСКОЙ ИСТИНЫ.— ЛОЖНОСТЬ И ОШИБКА.— ВИДИМОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ОШИБКИ.—СРЕДСТВО ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ ОШИБОК
  12. Категориально-логическая характеристика идей социализма и коммунизма
  13. ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  14. Имидж государства как инструмент идеологической борьбы
  15. Построение психологического знания
  16. Глава 9 КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ