Предисловие
В 1909 г. эстонский зоолог Я. фон Икеюоль (1864-1944) впервые сформулировал1^, а к 1930-м гг. подробно развил2) свою концепцию жизненного мира (Lebenswelt). Согласно этой концепции свойства внутреннего мира живого существа определяют, каким предстает для него внешний мир.
В то же время помещенность в определенную внешнюю среду обитания обусловливает формирование черт внутреннего мира. Внутренний и внешний миры находятся в отношении взаимной согласованности, складываясь в целостный жизненный мир живого существа.Для особей разных биологических видов характерны свои типические жизненные миры. Из-за больших различий пространственно-временных масштабов и действующих на их уровне физических сил и природных явлений жизненные миры биологических видов могут практически не пересекаться, быть почти полностью изолированными или опосредоваться очень длинными цепочками взаимосвязей. Но и миры индивидуальных особей могут до определенной степени отличаться один от другого из-за специфики реального внешнего окружения и конкретно сформировавшегося набора внутренних свойств особи.
Идея согласованности внутреннего и внешнего миров живого существа и существования множества жизненных миров биологических видов и отдельных особей была наиболее подробно развита
0 UexkiiU J. von. Umweit und Innenwelt der Here. Berlin: J. Springer» 1909.
Uexkull J. von. Die Lebenslehre (Das Weltbild, Bucher des lebendigen Wissens. Hrg. Hans Prinzhom. Bd. 13), Potsdam: Muller und Kiepenheuer Veriag, und Zurich: Orell Fussli Veriag, 1930; Idem. Staatsbiologie: Anatomie—Physioiogie—Pathologie des Staates. Hamburg: Hanseatische Verlagsanstalt, 1933; Idem. Streifziige durch die Umwelten von Tleren und Menschen: Ein Bilderbuch unsichtbarer Welten. (Sammlung. Verstandliche Wissenschaft. Bd. 21.) Berlin: J. Springer, 1934 (mit Kriszat G.); Idem. Niegeschaute Welten.
Die Umwelten meiner Freunde. Ein Erinnerungsbuch. Berlin: S. Fischer, 1936; Idem. Der unsterbliche Geist in der Natur. Gesprache. Hamburg, 1938; Idem. Niegeschaute Welten. Die Umwelten meiner Freunde. Ein Errinnerungsbuch. 8. Aufl. Berlin, 1939.именно Икскюлем, получив в его опытных работах по зоологии подкрепление большим конкретно-научным материалом. Поэтому Икскюля следует признать первооснователем всего того исследовательского направления, содержанием которого является выявление взаимосвязи внутреннего и внешнего миров живых существ и множественности жизненных миров.
Однако Иксюоль был не первым и далеко не единственным в прокладывании этого исследовательского пути. Сходную идею десятилетием ранее Икскюля, но только в общей форме сформулировал А. Бергсон. Почти параллельно с Икскюлем, в 1930-х гг., но тоже в весьма общей форме ее высказывал В. И. Вернадский. В 1940-х гг. вариации такой идеи получили развитие у К. Левина и М. Мерло-Понти. В 1970-х-1980-х гг. идея получила новое развитие в рамках синергетики, в частности, в концепции темпомиров, развитой синергетической школой С. П. Курдюмова. В 1990-х гг. идею жизненного мира подхватили и развили представители телесного подхода в когнитивной науке, лидером которого был Ф. Варела. Эндофизика стала самым новым по хронологии научным направлением, принявшим с начала 2000-х гг. исследовательскую эстафету, старт которой был дан Бергсоном и Икскюлем.
Специфическое обрамление и конкретно-научное наполнение концепции жизненных миров менялось, но ее проблемное ядро оставалось примерно тем же. Оно — в вопросе соотношения субъекта и объекта жизненной и познавательной активности, субъекта восприятия и воспринимаемого, наблюдателя и наблюдаемого.
Логическая структура данной книги такова. В первой части мы проследим, какое развитие проблематика взаимной прилаженное™ внутренней и внешней сторон жизненного мира получила в рамках синергетики (первая глава) и телесного подхода в когнитивной науке (embodied cognition approach) (вторая глава).
Во второй и третьей частях книги мы подробно остановимся только на одной из составляющих всего того набора, который образует в своей совокупности целостный жизненный мир живого существа. Речь пойдет о темпоральной составляющей: временной шкале восприятия мира, скорости движений и реакций, обшей продолжительности жизни. У одних живых существ временная шкала смещена в сторону сжатости и быстроты, у других — протяженности и замедленности.Как и чем задаются временные шкалы живых существ, и каков может быть унифицированный параметр, позволяющий соотнести и сравнить все эти шкалы? Мы покажем, что в качестве унифицированного параметра соотнесения шкал может быть взята длительность кадра восприятия.
Стержневой для всей книги является концепция, согласно которой поток данных от органов восприятия обрабатывается в мозгу в дискретной форме, в виде нейрофизиологических кадров. Концепция кадров получила достаточно прочное экспериментальное обоснование в отношении зрительного восприятия, в частности, у Ф. Варелы. Можно полагать, хотя и с меньшей долей экспериментальной обоснованности, что не только восприятие, но и когнитивный процесс вообще строится как последовательность дискретных единиц, или кадров. Авторы книги исходят именно из такой обобщенной гипотезы, охватывающей как восприятие, так и иные виды когнитивного процесса, включая вербально-логическое мышление.
Во второй части книги (третья глава) мы раскроем содержание концепции кадров и выдвинем наше объяснение феномену измененного восприятия течения времени (четвертая глава). Ключом к объяснению станет предположение об изменении при определенных воздействиях нормальной для данного биологического вида и индивидуальной особи длительности кадра. Объяснение феномена явится для нас не самоцелью, а дополнительным подтверждением работоспособности самой концепции кадров и ближе подведет к основной новаторской идее книги, излагаемой в третьей части (пятая глава). Что это за идея?
Временные шкалы живых существ, при всем разбросе их значений, сгруппированы все-таки в довольно узкой нише.
Можно ли выглянуть за ее пределы? Мы предложим метод, который позволил бы гипотетическим образом моделировать восприятие реальности в тех временных шкалах, которые простираются далеко за пределами темпорального жизненного мира всех реальных индивидуальных живых существ. Из двух сторон — сверхбыстрых и сверхмедленных процессов (шкал) — нас будет интересовать пре- жде всего вторая сторона — протяженные, замедленные временные шкалы, а также то, как совмещенный с ними гипотетический, или виртуальный, наблюдатель мог бы воспринимать мир.Предлагаемый нами метод моделирования исходит из той же концепции кадров, которая применяется для характеристики темпоральной стороны жизненного мира реальных живых существ. Только в имитационной модели длительность кадра восприятия экстраполируется до очень больших, небывалых значений. Метод моделирования заключается в том, чтобы путем подстановки произвольных значений длительности кадра задать соразмерные этим длительностям временные шкалы восприятия и воссоздать гипотетический облик реальности, видимый при большем или меньшем временном угле охвата событий в каждом кадре.
Мы применим наш метол моделирования к воссозданию того растянутого во времени жизненного мира, в котором мог бы обитать биологический вид как гипотетически автономный субъект жизненной и познавательной активности (подразделы 4 и 5 главы 5).
Понятие «шкала» содержит двойной смысл. С одной стороны, это субъективная сетка с большими или меньшими временными или иными делениями, которую наблюдатель набрасывает на внешний мир и через которую смотрит на него. С другой стороны, шкала — это один из объективных уровней самой реальности, на котором существует (или не существует) наблюдатель. Существование на этом уровне задает и соразмерные ему деления субъективной сетки. Надо учитывать эту двойственность и стараться отдавать себе отчет в том, идет ли речь о шкале как субъективной сетке видения реальности или об объективном уровне самой реальности. Ради ясности мы будем, как правило, употреблять слово «уровень» применительно к объективной стороне реальности и ее собственному темпоральному строению, а слово «шкала» — применительно к темпоральному ракурсу наблюдения и восприятия ее субъектом.
Наблюдатель, будь то реальный или гипотетический, играет в нашей схеме моделирования центральную роль, неизменно накладывая сетку субъективного на «чисто» объективное. Более того, похоже, инстанция наблюдателя в принципе не устранима из такой схемы, как не устраним знаменатель из формулы деления.
Свой подход мы называем эндофизическим, следуя недавно, в конце 1980-х гг., появившемуся и, на наш взгляд, весьма удачному термину. Эндофизика — это подход к изучению реальности не как взятой строго самой по себе, в чем ранее почти всегда состоял идеал естествознания, а с неустранимой насечкой находящимся в ней наблюдателем ^.
Термин «эндофизика» (в противовес традиционной «экзофизике» — взгляду на физическую реальность извне и без непременного учета роли и места наблюдателя) был впервые употреблен математиком Давидом Финкельштейном в его письме к реальному основателю самого этого направления немецкому химику-теоре- тику из университета Тюбингена Отто Рёсслеру (p. 1940)4[1].
В своих работах Рёсслер подчеркивает, что существуют два способа видения мира: изнутри и извне. Эндофизика означает изучение природного мира изнутри его самого. Позиция внутреннего наблюдателя накладывает определенные ограничения на процесс наблюдения. Во-первых, нужно моделировать не только мир, но и самого наблюдателя. Во-вторых, интерфейс как промежуточная зона между внутренним наблюдателем и самим миром становится единственной реальностью, которую наблюдатель может воспринимать. Эццофизика сближается тем самым с физикой сознания и теорией мозга. То, что нам дано, что доступно нашему наблюдению, — это только срез реального мира. Человек облечен в свое тело и чувствует себя в нем комфортно, хотя оно изначально оіраничивает его возможности познания мира. Человек привык доверять своему прибору-сознанию, хотя, как показывает Рене Декарт в «Рассуждениях о первой философии», можно помыслить возможность существования демона в нашем сознании, который намеренно вводит в заблуждение наше восприятие. Не демон как таковой, а специфические аспекты функционирования нашего со-
знания, его спонтанность и телесная обусловленность, а также ме- зокосмическая природа человеческого тела накладывают ограничения на возможности восприятия и постижения мира.
Познавая мир, человек или иное живое существо не может не примешивать к картине восприятия или мысленной картине реальности свою собственную природу.Основатели эндофизики ссылаются также на Архимеда (287— 212 гг. до н. э.) и Р. И. Бошковича (1711-1787) как на своих предшественников. Архимед, который изобрел многие простые механизмы и открыл некоторые законы физики, предположил возможность существования позиций, с которых можно было бы двигать саму Землю, т. е. малой силой сдвинуть тело, обладающее любым, даже огромным весом. Это предположение было им сделано не в механическом, а в теоретическом плане. Итальянский математик, астроном и физик хорватского происхождения Руджер Иосип Бошко- вич осознал, что невозможно измерить движения и превращения, происходящие в мире, без учета того, что весь мир, включая все измерительные приборы и всех наблюдателей, которые ими пользуются, подвергаются влиянию этих движений и трансформаций.
То, что эндофизика оперирует представлением не только о реальном, но и о виртуальном наблюдателе, имеет для нас особое значение. Виртуальный наблюдатель выступает как основополагающий элемент мысленного экспериментирования, в ходе которого строятся виртуальные реальности и целостные миры по принципу, как если бы нечто воображаемое или предполагаемое было реальным, а недоступное нормальному человеческому восприятию — зримым и осязаемым. Задача авторов и состоит в том, чтобы вместо человеческой субъективности в ее темпоральном аспекте подставить нечеловеческую субъективность, с тем чтобы выйти на те темпоральные контуры мира, которые могут оказаться видны в новой сетке.
Идея эндофизики состоит в том, что каждый наблюдатель в силу его собственных телесных и когнитивных качеств вызывает из реальности особенный ее контур и воспринимает реальность именно и только в нем. Обыденная — или даже научная в экзофизике — кажимость «мира без наблюдателя» при тщательном всматривании всегда оказывается именно кажимостью, поскольку наблюдатель в любом случае — мы сами. Рефлектирующий наблюдатель может попытаться увидеть мир и в иных его контурах, данных иным существам.
Парадокс, но не случайный, а который следует принять и с которым следует смириться, состоит в том, что чем меньше мы говорим о наблюдателе, тем меньше мы способны сказать и о самой реальности, тем менее рельефной и наполненной она дается нам. А при попытке и вовсе элиминировать наблюдателя реальность оказывается пустой. Уместно привести буддийскую задачку: что такое хлопок одной ладонью? Без двух ладоней хлопка не будет, а каждая пара ладоней производит звук немножечко отличный от других.
Эндофизическая идея может быть выражена и как идея синергизма, взаимной прилаженности субъекта и объекта, по принципу: какую исходную маркировку несет в себе поле зрения твоего наблюдательного «бинокля», так для тебя и насечется реальность; какими, или чьими, глазами будешь глядеть на мир, то в нем и разгладишь. Есть здесь и элемент антропного принципа, только сделанного общезначимым для всех живых существ, а не только для людей.
Чем же отличаются тогда синергетика и эндофизика? В синергетике на первом плане находится динамическое взаимодействие и со-действие материальных сущностей, как, например, синер- гийное нелинейное взаимосогласование излучения отдельных атомов в лазере. Эндофизика же, несмотря на присутствие «физики» в своем названии, адресуется не к взаимному действию и со-дей- ствию материальных тел или умов, а к всегдашнему и неустранимому присутствию проявлений и свойств наблюдателя в наблюдаемом. Синергетика содержит главным образом энергийный элемент, но не только физический, и, например, социальный и духовный, отражающий движения и порывы людских масс, тогда как эндофизика содержит главным образом эпистемологический элемент.
В завершающем разделе третьей части (шестая глава) мы попытаемся условно вынести за скобки фактор присутствия субъ- екта-наблюдателя и раскрыть многоуровневое темпоральное строение реальности самой по себе, а также рассмотреть, как соотносятся между собой вышележащие и нижележащие по иерархии временного охвата уровни. Впрочем, мы не ставим задачу до конца элиминировать наблюдателя даже и при попытке такого предельно объективированного взгляда на реальность. Фактор «наблюдения», хотя и поставленного в осторожные кавычки, останется и здесь. Мы будем исходить из той позиции, что одна материальная целостность или один уровень самим фактом вступления во взаимодействие с другой целостностью или другим уровнем «замечает» их, выделяет из всей массы иррелевантной для взаимодействия материи, и тем самым те и другие выступают по отношению друг к другу как некие бессубъектные «наблюдатели».
В июле 2007 г., когда эта книга находилась на подготовке в издательстве, в австрийском городе Зальцбурге состоялась конференция под названием «Quantum Mind 2007» («Квантовый ум 2007»).
К. Прибрам и А. Л. Алюшин. Конференция Quantum Mind 2007й
До этого конференции данной серии проходили в США в г. Флагстафе в Аризоне в 1999 г. и в г. Тусоне в Аризоне в 2003 г. Основным организатором этих конференций является Центр по изучению сознания (Center for Consciousness Studies) при Университете Аризоны в г. Тусоне. В 1999—2004 гг. Центром руководил Дэвид Чалмерс (David Chalmers), затем его возглавил Стюарт Ха- мерофф (Stuart Hameroff). С Центром активно сотрудничает Журнал по изучению сознания (Journal of Consciousness Studies), издаваемый английским издательством Imprint Academic. Журнал, в частности, публикует материалы конференций и отдельные статьи их участников. Центр по изучению сознания при Университете Аризоны организует также конференции другой регулярной серии: «Towards a Science of Consciousness» («К науке о сознании»). Эти конференции проводятся в г. Тусоне один раз в два года. Первая конференция прошла в 1994 г., очередная (восьмая по счету) состоится в апреле 2008 г.
«Quantum Mind 2007». На параллельной сессии им был представлен доклад на тему, затрагиваемую в разделе 4.9 настоящей книги 5). Важнейшим для себя событием он считает личную встречу и беседы с Карлом Прибрамом (р. 1919) — американским ученым чешского происхождения, который по праву считается отцом- основателем современной нейронауки, или науки о мозге.
Прибрам выступил с пленарным докладом, где развил представление об интерференционно-волновой структуре мозга как голограмме в связи с идеями своего коллеги, известного физика Дэвида Бома (1917-1992) о скрытом и развернутом порядках (implicate and explicate order) в приложении как к сознанию, так и к устройству космоса.
В тезисах своего доклада Прибрам отметил: «Научная революция, символом которой стало возникновение квантовой физики, заставила нас признать роль наблюдения в конструировании данных... Дэвид Бом писал, что, если бы мы смотрели на космос не через линзы наших телескопов, мы бы видели в нем лишь голограмму. Я распространил идею Бома на линзы в оптической системе человеческого глаза. Рецепторы уха и кожи работают по сходному принципу. Без этих линз и операций, подобных расщеплению
Alyushin А. Мо1Гё Wave Patterns as the Own Language of the Brain // Quantum Mind 2007. Salzburg. Austria, July 17-20, 2007. Conference Abstracts. Concurrent Sessions. [Special Issue of the Journal of Consciousness Studies. Pages 1 through 113]. P. 25-26. The Conference web site: http://www.sbg.ac.at/brain2007/ и фокусировке света линзами, все наши восприятия были бы нераздельно сплетены (entangled), как это имеет место в голограмме» .
Идея Прибрама о мозге и космосе как голограммах и созвучная ей идея Бома о скрытом порядке как неразделенном на осмысленные фрагменты, не представленном наблюдателю в виде определенной картины, «непросвеченном» (подобно ждущей просвечивания вторым лучом физической интерференционно-волновой «заготовке» голограммы) и развернутом порядке как логично фрагментированном, осмысленном для конкретного наблюдателя под «лучом» его расшифровывающего взгляда очень близки тем позициям, с которых написана эта книга. В духе используемой авторами книги терминологии взгляды Прибрама и Бома без всякой натяжки можно было бы назвать эндофизическими. Близость к идеям двух современных классиков — Прибрама и Бома, — безусловно, прибавляет авторам исследовательского энтузиазма.
* * *
Авторы выражают благодарность рецензентам: доктору философских наук, профессору Ю. М. Хрусталеву и доктору философских наук А. М. Анисову за подробный анализ рукописи и высказанные рекомендации по ее улучшению, а также сотрудникам сектора эволюционной эпистемологии Института философии РАН и, прежде всего, доктору философских наук, профессору И. П. Меркулову и доктору философских наук И. А. Герасимовой за детальное обсуждение и поддержку нашей работы. Один из авторов, Е. Н. Князева, выражает признательность Российскому гуманитарному научному фонду за поддержку ее исследований телесного подхода к познанию в 2004-2009 гг. (№04-03-00130, №07-03-00196, № 07-03-00254) и Российскому фонду фундаментальных исследований за поддержку ее исследований нелинейно-динамического и синергетического подходов к пониманию когнитивных процессов (№07-06-00293).
Pribram К. Minding Quanta and Cosmology // Quantum Mind 2007. Salzburg, Austria, July 17-20, 2007. Conference Abstracts. Plenary Talks. P. 15-16. (Здесь и далее переводы иитат из оригинальных английских, немецких и французских источников сделаны авторами книги,)
Еще по теме Предисловие:
- ПРЕДИСЛОВИЕ (переводчика)
- Предисловие
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Предисловие к русскому изданию
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Л. С. Выготский ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ КНИГИ В. КЕЛЕРА «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫХ ОБЕЗЬЯН»1
- Предисловие к русскому изданию