ПРЕДИСЛОВИЕ Интеллектуальный бенефис
В какой-то момент стало казаться, что жанр публичной лекции непоправимо устаревает, что новые, технически поддержанные формы интеллектуальных выступлений навсегда сменят лектора с портфелем из пресловутого общества «Знание».
Однако сейчас возник неожиданный всплеск интереса к классической форме публичного научного размышления, адресованного заведомо многосоставной аудитории (в отличие от «моно-слушателей», например, студентов), объединенной лишь сильным интересом к предмету, а чаще — к личности выступающего. Наступивший момент — появление нового круга молодых зрителей актуального искусства, часть из которых пробует силы В собственном творчестве, расширение диапазона междисциплинарных интересов, поиски убедительных приемов популяризации contemporary art — остро поставил вопрос о «базисе», которым, безусловно, является понимание современного визуального языкаI
философией, главной наукой о сущностях. Поэтому так важно было Непосредственно услышать позицию ученых. Ведущие современные российские философы, работающие с проблемами визуальности, «єна Петровская и Олег Аронсон, и раньше неоднократно сотрудничали с нашим центром. Теперь же согласились прочитать цикл «Современная философия и современное искусство» — именно в Нижнем (Новгороде, не в последнюю очередь потому, что поверили в нашу аудиторию.
Философы — не самая популярная профессия в современном Мире. Их отчасти заменяют художники: новые визуальные образы выявляют рефлексивные практики нынешнего времени. Актуальное
Предисловие 5
искусство пока еще сложно воспринимается: нет навыка дискуссии, навыка внутренней работы с трудными вопросами. Возможно, главный пробел именно в том, что зритель не чувствует прямую связь между философскими вопросами и художественными ответами на них. Петровская и Аронсон блестяще ликвидируют этот зазор в своем глубоком анализе философских текстов и разнообразного визуального материала, уделяя особенное внимание фотографии и кинематографу. В тексте лекций максимально сохранена устная интонация, она чрезвычайно ценна в данном случае: эффект присутствия позволяет убедить слушателя (а теперь — читателя), как нужно смотреть и что видеть, чтобы понимать искусство. За эту убедительность и широту взгляда мы так признательны нашим авторам.
Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека, в Белом зале которой были прочитаны эти лекции, выступила в данном проекте настоящим гуманитарным центром, притягательным и знаковым местом. Мы благодарны всем ее сотрудникам во главе с директором Натальей Кузнецовой, и надеемся на продолжение взаимодействия.
Анна Гор,
директор Приволжского филиала ГЦСИ