Воздействие психоактивных веществ
Начнем с эффектов наиболее распространенного наркотика — алкоголя. Принято считать, что алкоголь замедляет восприятие и внутренний ход времени. Следовало бы, однако, уточнить, что его действие зависит от фаз.
Стремительный поток мыслей, ускоренное схватывание впечатлений и обостренное воображение при первоначальной эйфории сменяется замедлением и депрессией. Но с многодневным отравлением возможен переход снова в ускоренный (и изматывающий) режим. В таком взвинченном режиме иногда пытаются работать художники, как это делал Ван 1ог.Большинство «серьезных* психоактивных веществ, при всех различиях в их действии, сходны в том, что они делают ход внешнего времени малоощутимым — время как бы застывает или делается безразличным, но интенсивность внутренних ощущений возрастает.
Большой массив свидетельств указывает на появление под воздействием наркотиков, особенно гашиша, марихуаны, и психоделиков ЛСД, псилоцибина и мескалина, необычных ощущений в отношении течения времени. Иногда эти ощущения описываются как ускорение времени, иногда, наоборот, как замедление и даже остановка времени или исчезновение его присутствия. Впрочем, если внимательно изучить свидетельства, то становится видно, что речь идет об одном и том же феномене. Он заключается в ускорении внутреннего потока ощущений и мыслей и, на контрастном сопоставлении с таким ускорением, в кажущемся замедлении хода внешнего времени — мира часов, материальных движений и событий, всякой жизни вокруг. Часто функциональные проявления и действия собственного тела воспринимаются и описываются в свидетельствах отстраненно, как часть внешнего, замедлившегося мира, что иногда и приводит к неясности относительно того, что же ускорилось, а что замедлилось.
Т. де Куинси в своих экспериментах с опиумом отмечал иллюзию огромного расширения времени, когда ему казалось, что он прожил семьдесят или сто лет за одну ночь[67]).
К. Кастанеда передает опыт приема псилоцибина, содержащегося в «волшебных грибах». Опыт свидетельствует об ускорении восприятия. Его наставник, мексиканский шаман, утверждал: «Черви, птицы, деревья могут сообщить нам невероятные сведения, если достичь скорости, на которой сообщение становится понятным. Для этого и используют дымок: он разгоняет человека» |3). («Дымок» — это, по всей видимости, растертые в порошок грибы, которые они курили.)
У.дела Марре записал впечатления своего друга Дж. Р. Андерсона от воздействия гашиша. «...Первый эффект — и так продолжалось в каждом последующем случае — заключался в изменении оценки времени. Время так чрезвычайно удлинилось, что оно практически перестало существовать... Но это оцепенение касалось только физических событий, например, моих собственных движений и движений других людей; оно не касалось процессов мысли, которые, казалось, весьма ускорились... Я думал так же быстро, как во сне, но с остротой и логической последовательностью, очень редко встречающейся в снах»|4).
С. И. Виткевич описал свой эксперимент с приемом экстракта из кактуса пейотль, содержащего мескалин. Яркие зрительные галлюцинации — трехмерные орнаменты, фантастические чудовища, лица и фигуры знакомых и незнакомых людей, беспрерывно сменяли друг друга на протяжении двенадцати часов. В самом первом, необработанном отчете Виткевич писал: «Скорость ужасающая. Казалось, прошли часы (дни?) — а миновало лишь четверть часа*. Чуть далее: «Гашу лампу и решаю не записывать. Не могу. Века прошли, а на часах — всего 7 минут после полвторого*!5).
На основе процитированного выше первичного отчета, опубликованного в 1928 г., было подготовлено и опубликовано в 1932 г.
Щ
развернутое эссе. В этом эссе он рассказывает об эффектах от вдыхания эфира, которым он увлекался в подростковом возрасте: «Вот то немногое, что сохранилось в моем нормальном сознании: время словно замедляет ход, тянется неимоверно долго — хотя прошло всего несколько секунд»[68]).
О пейотле он пишет в эссе: «...Впоследствии я убедился, как обманчива оценка длительности пейотлевых видений. Я назвал это на „языке пейотля" — „разбуханием времени"»,7).
«В довершение всего, — пишет Виткевич, — это прямо-таки дьявольская проработка деталей исполнения! Пейотлевая действительность похожа на нашу, если за ней наблюдать в микроскоп — разумеется, лишь в смысле точности „отделки"» [69]V
Таким образом, по Виткевичу, переход в ускоренный временной масштаб сопровождается переходом в более мелкий пространственный масштаб. «Разбухание времени», как он его описывает, более походит не на собственно увеличение скорости, а на углубление внутрь секунды, подобно микроскопическому всматриванию вглубь миллиметра.
Впечатление об уплотнении внутренних событий хорошо передано Ш. Бодлером, описавшим опыт приема гашиша. «...Соотношение между временем и личностью совершенно нарушено, благодаря количеству и интенсивности ощущений и мыслей. Можно сказать, что в течение одного часа переживается несколько человеческих жизней»[70]).
А вот переданное Ш. Бодлером описание приема гашиша молодой женщиной. «Только что была глубокая ночь, а теперь — день! А между тем я прожила долгую, о, очень долгую жизнь! Представление о времени или, вернее, чувство времени отсутствовало, я измеряла эту ночь только количеством пронесшихся в моем мозгу мыслей. Однако, хотя с этой точки зрения она представлялась мне бесконечно долгой, все-таки мне казалось, что она длилась всего несколько секунд или, быть может, даже вовсе не отняла ни мгновения у Вечности...»[71]).
Опытное принятие мескалина, описанное Олдосом Хаксли, также свидетельствует о трансформации временного восприятия.
«...Наряду с безразличием к пространству наблюдалось даже еще более полное безразличие ко времени.
— Кажется, что его уйма, — вот все, что я ответил, когда исследователь попросил меня сказать, как я ощущаю время.
Уйма времени, но сколько точно, к делу совершенно не относилось.
Конечно, я мог посмотреть на наручные часы, но мои часы, как я знал, находились в иной вселенной. В действительности я переживал неопределенную длительность или, наоборот, непрерывное настоящее, созданное из постоянно изменяющегося апокалипсиса»2|).Приведем свидетельство А. Шульгина, известного американского биохимика русского происхождения, который экспериментировал (на легальной основе) с созданием новых психоактивных веществ, а затем испытывал их действие на себе. «Как-то раз я решил покурить травы просто для борьбы со стрессом после проведения одного по-своему тонкого эксперимента с новой комбинацией наркотиков. И вдруг обнаружил, что совсем не по моей воле у меня начались переживания, связанные с замедлением времени. Эти ощущения были действительно пугающими. ...Для меня произошло значительное субъективное изменение хода времени, несоразмерное со временем, которое показывают часы»[72]).
Он позвонил знакомой и попросил подождать у телефона, пока сам сходит в кабинет, чтобы сопоставить кажущееся и реальное время отсутствия. «Как долго, по твоему, ты отсутствовал? — Двадцать-тридпать минут? — Тебя не было одну минуту или на несколько секунд больше. Итак, коэффициент составил 20 : I»[73]).
А вот отчет человека, принявшего около 10 грамм сухих «магических грибов» Psilocybe Cubenis, что примерно втрое превышает умеренную дозу, и рискнувшего в таком состоянии пойти на рок- концерт. Он пишет следующее. «Как раз в этот момент грибы ускорили меня. Я имею ввиду, что в открытом театре, где восемнадцать тысяч слушателей только что толкались, прыгали и теснились поближе к своей любимой группе, Я (Я все еще был Я) вдруг оказался единственным двигающимся человеком. Движения всех остальных замедлились до плавных, медленных колыханий или просто застыли во времени. Это была самая чудная вещь, которую я когда-либо видел. ...Я взглянул со своего места вниз на группу. Они казались как будто в миле от меня. Они играли так: сыграют одну ноту — испустят одинокий звук гитары или клавишных, и замрут.
Где-то, как мне казалось, минут через десять, изойдет еше одна одинокая нота. Они стояли бездвижные, свесив руки и головы к земле, как робот в фильме „Затерянные в пространстве", когда кто-то „ выключил его". Я не мог поверить своим глазам! Музыки, такой, чтобы ее слушать, для меня не было, шли просто разрозненные ноты через каждые несколько минут. Это было жутко!»[74]).Помимо захлестывания потоком субъективных событий и кажущегося затормаживания внешнего мира, увеличение скорости смены кадров должно, по логике самого механизма, выразиться и в повышении разрешающей способности восприятия, как зрительного, так и слухового. Например, лучше должна быть видна собственная форма быстро перемещающихся объектов, таких как «пролетающие стрелой» птицы, слух должен сделаться более тонким, с точки зрения способности расчленить общий звуковой поток на более мелкие акустические составляющие. Именно на такие изменения указывают некоторые личные свидетельства. О научных экспериментах, которые были бы здесь, наверное, технически легко выполнимы, нам неизвестно.
Приведем один из отчетов об изменении зрительного восприятия при приеме ЛСД. «...Еще я стал замечать у движущихся объектов легкий шлейф типа трассирующих следов. У меня был ярко раскрашенный резиновый мячик, и когда я подбрасывал его вверх и ловил, то за мячиком оставался отчетливый след. Я хочу пояснить, что эти следы были не полосками яркого света, как я вначале подумал. Мячик оставлял прозрачные, четкие как картинки изображения самого себя там, где только что пролетел. Следы исчезали через секунду или две, и их было очень интересно наблюдать»[75]).
Следующее самонаблюдение еще более ярко подтверждает гипотезу укорочения кадров. Человек, принявший ЛСД, стал разглядывать глаза другого человека. «Я не мог оторвать своего взора от его глаз, пока он вдруг не мигнул... Его большие веки опустились вниз, затем поднялись обратно вверх, и все это движение казалось серией неподвижных фотографий, снятых с промежутком в миллисекунды»[76]).
Объяснить такой эффект можно было бы следующим образом. Если подброшенный мячик падает за 0,5 с, то нормально функционирующий аппарат зрения успевает сделать с него только пять снимков по 0,1 с, тогда как «ускоренный» наркотиком, скажем, уже десять снимков. Если за одинаковый промежуток времени делается большее число снимков, то может быть обратно перейден тот порог, который обеспечивает сплавление раздельных картинок в нашем мозгу в плавно меняющийся зрительный образ (что и лежит в основе кинематографии). «Киносъемочный» аппарат мозга начинает выхватывать большее число фиксированных изображений из непрерывного события падания мячика. И потому траектория падения, обычно размытая, начинает видеться как ряд раздельных изображений. Это, должно быть, и происходило в описанном случае. Можно предположить, что добавилось и какое-то нарушение в виде ненормально долгого сохранения прежних зрительных образов. Чем-то это напоминает функцию показа шлейфа предшествующих изображений курсора, которую можно установить в компьютере.
Коснемся теперь акустических эффектов. К. Кастанеда описывает довольно характерный, судя по другим свидетельствам, эффект прорисовки отдельных звуков и даже образующих их периодических колебаний. В один из приемов «магических грибов», пишет Кастанеда, его наставник шаман дон Хуан «несколько раз подряд призвал меня сосредоточиться на звуках и особенно — на „дырах" между ними... Каждый звук был составным элементом единого звукового орнамента, а паузы, когда я обращал на них внимание, — „дырами" в нем... Я еше отчетливее различил звуковой орнамент, взаимное расположение звуков и пауз. Я услышал невероятное количество отдельных звуков, пожалуй, все звуки и все паузы между ними»2?).
Описанный эффект, как нам кажется, ярко свидетельствует в пользу гипотезы уплотнения перцептивного потока и повышения разрешающей способности акустического восприятия за счет сокращения длительности кадра.
Приведем фрагменты дискуссии об изменении восприятия времени под воздействием психоактивных веществ, развернувшей- ся на одном из форумов интернета (ради краткости опустим «клички» — ники участников обсуждения, даты поступления их сообщений, но сохраним оригинальный язык)28).
«Зачинатель» дискуссии пишет:
- Интересно, замечал ли кто-нибудь необычные эффекты, связанные со временем? Может были путешествия в прошлое или будущее? Или кто-нибудь зависал во временной петле? Пишете, это интересно!
Затем идут комментарии и обмен личным опытом.
- Ничего необычного, но, to my mind, интересно однажды довелось (уж, простите) накуриться перед непосредственным общением с у-жасно замкнутыми и молчаливыми готичками. Время «раздвинулось», как браслет из пластинок на резинке. Между «пластинками» обычного времени — всякие рефлексии, пересмотры и проч. А в течение «пластинок» мой товариш говорил что-нибудь смешное (он дико остроумный по накур- ке), и я смеялся. Позднее понял, что для готичек-то время текло, как и прежде. Выходит, для них я смеялся постоянно.
- Наблюдал очень интересный момент — во время трипа постоянно смотрел на часы и мне казалось что время идет слишком медленно, после чего время послушалось и начало идти быстрее, намного быстрее! Полчаса на 3 моих субъективных минуты. Вообще, управление временем во время трипа меня очень заинтересовало.
- Под сальвией время идет как обычно, но это только кажется. 40 минут сжимаются до 8-10. Причем так всегда. Так что старайтесь планировать свое время с учетом этой особенности.
- Да. А время очень интересно смотрелось для меня из-под саль- вии. А дело было просто — решил я сделать 2 хороших-прехо- роших напаса. Но не учел-того факта, что сальвия была 20х. Как всегда — хорошего должно быть много — жадный все-таки я человек. Ну вот сижу и помню: «Положить нужно бульбик
на стол». «Стол», «бульбик», «а пое...». Неожиданно для себя опустился в горизонтальное положение. И вот оно — «Продолжение Без Конца» или «Вечное Начало (и конец)». Огромные испещренные туннели окон пространств и хитросплетения времен. А вот и огромные вечнотикающие часы бесконечности. Бесконечность — это как пропасть, попадая в которую летишь вечно. А вот и моя привычная материя нарисовалась: «Привет! Ты еще тут?». Ого? Вот оказывается оно как было. Романтика, блин. Вывод — счастие есть, оно тут.
- В грибах время почти остановилось — 5 минут шли дольше, чем весь 7-й часовой трип. В прошлогодней аявасске тоже время растянулось — продумал и переосмыслил за восемь часов столько, сколько продумываю за год. Тогда же перемешался во времени, в свое прошлое на 11 лет и в прошлое мира на 40 000 лет, смотрел на живших тогда существ.
- В грибах постоянно уходил в свое прошлое, т. е. становился дитем и младенцем. Время при этом останавливалось вообще, а я выходил за его пределы. В обшем, все стандартно.
- Под 10 граммами я столкнулась с нелинейностью времени, когда события настоящего, прошлого и будущего были передо мною одновременно, и можно было настроиться на любое из них.
- Под грибами сильно растягивалось субъективное время в первой половине трипа, а на пике сильного трипа у меня постоянный бзик — часы воспринимаются как личный враг и я на них не смотрю. После грибных трипов два-три дня очень часто посещает ощущение дежа-вю, причем реально угадываются события последующих 5-10 минут после появления этого ощущения. Но самый дикий случай со временем был у меня под ДХМ, собственно после этого я и принял решение завязать с этим веществом. А произошло следующее — около 10 минут моей жизни я воспринимал в собственном теле в режиме обратного воспроизведения с последующим включением ускоренной перемотки. Причем мое сознание понимало всю абсурдность ситуации, я понимал, что нахожусь под действием вещества, и ничего не мог с этим поделать — был наблюдателем в собственном теле, воспринимаемом в этот момент чужой марионеткой, а тело ходило задом наперед, совершало разные действия, вода изливалась из моего рта в стакан, а из стакана затянулась струей в кран, причины и следствия поменялись местами.
- Время замедлилось мне на зло, когда под гавайской розой (шел 8-й час трипа) я начал подумывать о том, что пора бы времени идти быстрее и когда же меня отпустит, и оно специально стало идти так медленно. Под сальвией наоборот пролетает очень быстро и незаметно. Еще заметил интересную штуку — когда зеваю сильно и рефлекторно, все замедляется буквально на пару секунд (звуки начинают течь медленно. Сначала думал что идет звуковое искажение во время зевка, но оказалось не так).
- На удивление, в последнем трипе течение времени воспринималось абсолютно ясно, даже часов не надо было.
- На тот момент мне были (а, точнее, казались) доступными все события; они все были передо мной и я могла настроиться и войти внутрь любого из них. Переживания вхождения были настолько мощными, что я реально ощущала возможность зафиксировать свое осознание в выбранных точках абсолютно полноценно, так что даже опасалась остаться в выбранной точке физически. (Тем более, что там «знал ось-пони мал ось», что все это «физически» — не более чем «фиксация осознания».) Кроме того, я ощущала возможность по своему желанию манипулировать воспринимаемыми событиями, выстраивать из них нужные мне цепочки событий, как у «хакеров сновидений», не к ночи будь помянуты. Я именно видела все события — но они были не в линию выстроены, а в некую трех-или-более-мерную структуру прямо передо мной, И это было именно «визуальное ощущение» — то есть, синестезия, но с минимальным аудиальным компонентом. Причем виделось/ощущалось все одновременно и передо мной и внутри меня. Это виделось/ощущалось и как структура маленьких картинок-из-жизни-в-кусочках-энергии, и одновременно как совокупность-цельных-пространств. Поэтому можно было в одно и то же время передвигать руками (в буквальном смысле слова!) нужные события в желаемом порядке и при
этом находиться внутри каждого из них... (Правда, это слишком примитивное описание того, что тогда воспринималось.)
К сожалению, на протяжении сорока лет (начиная со второй половины 1960-х гг.) в мире действует фактический запрет на научное исследование психоделических эффектов. В редких случаях лаборатории получают разрешение от национальных властей на проведение экспериментов с использованием психоделиков. Подавляющее же большинство экспериментов проводится многочисленными «психонавтами» кустарным образом на самих себе, к тому же под страхом уголовного преследования. Они и поставляют основной массив субъективных отчетов, из которых можно черпать информацию. Одно из последних перед введением запрета объективных исследований измененного восприятия течения времени под воздействием ЛСД было проведено в 1964 г[77]). И лишь в 2007 г. группа из девяти ученых, получив разрешение, смогла провести развернутое научное исследование изменения восприятия течения времени под воздействием псилоцибина. Исследование, в частности, показало, что прием псилоцибина (сходного по действию с ЛСД), нарушает рабочую память и делает затруднительным правильную опенку длительности временных интервалов, превышающих 2,5 с[78]\ Однако фармакологический и нейрофизиологический механизм вызываемых изменений исследованием окончательно так и не был выявлен.
Еще по теме Воздействие психоактивных веществ:
- основные выводы
- Семейная психотерапия и семейное консультирование
- Корреляционное исследование
- Оглавление
- Переменная длительность кадра у человека
- Воздействие психоактивных веществ
- ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ СОДЕРЖАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
- Психотропные вещества
- § 3. Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы
- § 7. Содержание педагогического, социально-психологического и медико-физиологического мониторинга
- § 16. Наркотизация как аномальная форма социализации молодёжи
- Заключение к III разделу
- Приложение 3 Оценка уровня устойчивости обучающихся к употреблению психоактивных веществ
- Раздел 3. Методология клинико-психологического исследования
- А. Ю. Музыра, А. Ф. Аболонин СТРУКТУРА И ЗНАЧИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ БОЛЬНЫХ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
- ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
- Оптимизация комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по выделенным категориям дел, связанных с защитой прав и интересов детей