АНТРОПОКОСМИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мельниченко Ю.С.
Ядром личности, тем, что дает ей цельность, является мировоззрение. В простейшем понимании мировоззрение представляет собой совокупность идей, взглядов человека на мир, себя и свое место в этом мире.
В состав мировоззрения входят знания, убеждения, эмоции, ценности, идеалы, говоря кратко, все, что составляет духовное богатство человека. Несмотря на разнородность компонентов, мировоззрение всегда целостно. Другой характерной чертой мировоззрения является его динамичная изменчивость в соответствии со сменой условий социального и личностного бытия. Изменчивость, однако, не означает, что мировоззрение можно легко менять в зависимости от каких-либо условий, либо по собственному усмотрению. Мировоззренческая позиция, некое магистральное направление личности остается незыблемым, обратное свидетельствует о конформизме, о соглашательстве. Смена мировоззренческой позиции всегда болезненна как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку именно мировоззрение задает личный образ жизни и тип цивилизационного развития для различных человеческих общностей.В условиях техногенной цивилизации, породившей глобальные проблемы человечества, поиск новой мировоззренческой парадигмы лежит на пути экологизации сознания и отказа от исключительно потребительского отношения к природе в материально-производственной сфере. Идеология потребительства, по словам Г. Маркузе, создает модель «одномерного человека». «Одномерный человек» живет лишь в измерении того, что «есть», не задумываясь над тем, что «должно». Его мир - мир вещей, продуктов производства, где нет места природе. Трансформация общественного сознания в сторону диалога с природой дело непростое, и хотя этот вопрос обсуждается уже давно, в современном экологическом образовании по-прежнему господствует принцип антропоцентризма. Действительно, антропоцентризм отражает наиболее значимые ценности человеческого бытия, однако из него же проистекает и опасность экологического порядка.
Человек, осознанный как «венец природы», стоящий над природой, вне ее, может поступать с ней как заблагорассудится. Данная позиция - утилитарное отношение к природной среде.Альтернативой антропоцентризму многие авторы считают экоцентризм, утверждающий целостный подход к раскрытию универсальной ценности природы, ее уникальности и неповторимости. Человек рассматривается как один из равноправных обитателей Земли, а природа - как самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система, вмешательство в которую может привести к гибели всей системы [4, с. 24-25]. Однако создается впечатление, что эксцентрическая парадигма запоздала со своим появлением на много тысячелетий, поскольку человек вмешивался в природные процессы уже на заре истории: он строил ирригационные сооружения там, где требовалось увлажнить почву, применял органические удобрения, заселял малопригодные для человеческого существования земли и т.п.
Экоцентризм в образовании предполагает бережливое отношение к окружающей среде, но забывает о человеке. Быть «равным среди равных» на нашей планете человек не может. Благодаря разуму и науке, он стал самым сильным из земных обитателей, тогда о каком «равенстве» может идти речь? Не идет ли здесь речь о том, что человек должен вернуться «назад к природе»? Но еще Вольтер подверг сомнению подобный принцип, считая, что «назад к природе» можно вернуться только «встав на четвереньки» (т.е. отказавшись от цивилизации). Более сбалансирован подход к этой проблеме в философии русского космизма - принцип антропокосмизма. Этот мировоззренческий ориентир не указывает человеку «экологическую нишу», ибо этой нишей представляется весь космос. В этом космосе человек не «один из», а «первый среди равных». А такое его положение вызывает уважение, но не граничит с восхищением антропоцентризма, ибо налагает на него определенные обязанности. Прежде всего, обязанности по разумному контролю и преобразованию окружающего мира; впрочем, нельзя забывать и об обязанностях саморазвития, т.к. человек, скорее, не завершенная актуальность, а бесконечная потенциальность.
Ноосфера - это переход эволюционного процесса из состояния стихийной самоорганизации в состояние управляемой эволюции, но в этом логика самой эволюции, создавшей человека, который, будучи природным существом, является новым способом самоорганизации. Таким образом, разумность становится не только даром, но и обязанностью, основным требованием к человеку. Разум является одновременно меха-245
низмом и продуктом познания, и здесь мы переходим на гносеологический уровень обсуждения проблемы ноосферных ориентиров личностного образования.
Мировоззрение представляет собой интегральный результат познавательной активности личности, а поэтому образование как становление мировоззрения ноосферного человека - это, прежде всего, познание. Образование, рассматриваемое как познавательная деятельность, - это, безусловно, процесс освоения массива накопленных человечеством знаний. В деле этого освоения помогает процесс обучения. Всякое обучение, по словам Аристотеля, «исходит из ранее имеющегося знания» [1, с. 257]. Современная школа связывает подобное знание с наукой. Такое положение вещей закрепилось в Новое время, апофеозом которого стала эпоха Просвещения. Просветительская вера в прогресс человеческого разума, благодаря науке, в наши дни уже не вызывает оптимизма. Научнотехнический прогресс - факт несомненный, но плоды его отнюдь не всегда были сладкими, порой - едва ли не ядовитыми для человечества. Установка на покорение природы, рожденная положением Ф. Бэкона «знание - сила», привела к появлению глобальных проблем. Наше будущее зависит от их решения, что, безусловно, потребует знания пределов допустимости человеческого вмешательства в естественную среду, а это совершенно новый тип знания - экологическое знание. Вхождение экологии в образовательный процесс началось давно, но пока что она находится в системе знаний на положении «еще одной» науки. Подобный подход к экологизации сознания неприемлем в силу информационной перегруженности всей системы образования. Введение дополнительного учебного времени на экологию может вызвать ее отторжение, восприятие как чего-то лишнего.
Это тем более вероятно, что остальные знания, оставаясь неизменными, противоречат экологическим задачам, уверяя в беспредельных человеческих возможностях, тогда как экология твердит о пределах вмешательства. Философия ноосферы требует проникновения экологического видения в уже имеющуюся систему знания. «Эстетические чувства и нравственное отношение к природе могут воспитываться в процессе преподавания биологии» [3, с. 186]. И не только биологии, но и физики, химии и других естественнонаучных дисциплин. То же касается и дисциплин гуманитарного направления. «Система воспитания и образования должна быть организована так, чтобы каждый человек ощутил уникальность и хрупкость биосферы Земли, раскрыл для себя мир природы как источник эстетического наслаждения и нравственного самосовершенствования» [2, с. 220].Концепция ноосферы связывает воедино весь универсум: и макрокосм, и микрокосм. Человек же, вместо стороннего наблюдателя, оказывается главным действующим лицом, активной, творческой частью глобальной эволюции. Такая роль требует от человека напряжения всех его сил, т.к. за совершенные ошибки расплачиваться придется именно ему, не перекладывая ответственность на «чужие плечи», пусть это даже будут широкие плечи Бога, за которыми человечество пряталось не одно тысячелетие. На роль творца ноосферы необходим особый
246
человек, сочетающий в себе, казалось бы, два несовместимых качества - свободу творчества и ответственность. Искомый человек должен быть ученым, но не чистым теоретиком и не чистым практиком, а и тем, и другим одновременно. Обозначим данное сочетание как практикующего теоретика или, что более соответствует истине, как теоретизирующего практика, ибо любая теория должна идти от практики и на практике же проверяться. Нам нужен человек разумный, целенаправленно преобразующий действительность. Именно целенаправленность, а не целеполагание, - основа личностной направленности на преобразование как внешнего мира, так и себя самого. Для достижения целенаправленности необходима осознанность сложности осуществления своих целей, чтобы ее не пугаться, а бороться, столкнувшись с определенными трудностями на практике. В свою очередь, преодоление сложностей отнюдь не означает «любыми средствами». Выбор средств, соответствующих нашим целям, как раз и предполагает ответственность личности.
Литература 1.
Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.2. / Ред. З.Н. Микеладзе. - М.: Мысль, 1978. 2.
Зеленков, А.И. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А.И. Зеленков, П.А. Водопьянов. - Мн.: Университетское, 1987. 3.
Карако, П.С. Революция в современной биологии / П.С. Карако. - Мн.: Изд-во БГУ, 1982. 4.
Каропа, Г.И. Теория и методика экологического образования школьников / Г.И. Каропа. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2000.