<<
>>

Н. А. Бочарникова, А. В. Чернышева ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: «Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности» [7].

Обострение ряда глобальных проблем жизнедеятельности человека в России конца XX — начала XXI в., создание широкой государственной системы социальной защиты населения, осознание учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования, оптимизации его стратегии потребовали массовой подготовки специалистов социальной сферы, повышения качества этой подготовки.

Особенность социальной работы как гуманистической деятельности, суть которой состоит в гармонизации социальных отношений, приведении их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, повышении их гуманности, укреплении связей между отдельными личностями, группами, находящимися в трудной жизненной ситуации, и государством в целом, в оказании материальной, юридической, психологической форм помощи, поставила проблему подготовки социальных работников, потребовала научного обоснования целостной системы социального образования, актуализировала вопросы поиска оптимальных форм не только повышения профессиональной компетентности специалистов социальной сферы, но и их личностного развития.

Социальные работники — специалисты широкого диапазона деятельности, направленной на нужды конкретного человека, семьи, группы людей.

Такое положение формирует заказ общества, который находит свое отражение в квалификационных и этических стандартах специалиста, в комплексной системе подготовки социальных работников, обеспечивающей необходимую профессиональную компетентность и развитие духовно-нравственных качеств [2, с. 179].

Нравственное воспитание — важнейшая сторона многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Формирование духовно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых потенциалов для духовно-нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности, процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Значимость научных знаний о нравственной культуре особенно возрастает в эпохи деформации культурных традиций и дискредитации идеологических устоев общества. Неизбежное в этих условиях нарастание новых представлений о формах проявления добра и зла в значительной степени разрушает существовавшие ранее нравственные идеалы и моральные критерии оценок поведения людей и стимулирует у них проявление растерянности или вседозволенности. В то же время этот процесс обогащает конструктивный потенциал нравственной культуры, что представляет для науки особый интерес [3, с. 15].

Различные аспекты профессионально-нравственной подготовки рассматриваются в трудах отечественных (В. А. Адольф, Э. А. Гришин, С. Б. Елканов, В. В. Емельянов, В. В. Игнатова, И. Ф. Исаев, Н. Б. Крылова, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, К. М. Левитан, В. А. Сла- стенин, И. И.

Чернокозов, И. Ф. Харламов, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков и др.), а также зарубежных ученых (Р. Буш, Б. Кауфман, О. Жермене, Е. Мелби, П. Петере, Ж. Троншер и др.).

С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования по отношению к представителям данной сферы деятельности. Эти требования включают в себя и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношений к различным составляющим профессиональной деятельности. Все это отражается в содержании профессиональной культуры, которая представляет собой степень овладения данными нормами. Составляющей профессиональной культуры является этическая культура, в которой закреплены нравственные требования к личности специалиста. Профессионально-этическая культура полифункциональна.

Профессионально-нравственная культура специалиста социальной сферы является единством процессов создания профессионально-нравственных ценностей и их освоения (выполняет аксиологическую функцию) и представляет собой систему профессионально-нравственных качеств, являющихся регулятором социальных отношений (выполняет регулятивную функцию).

Профессионально-нравственная культура социального работника выполняет и нормативную функцию. Профессиональные нормы закреплены в профессионально-этических кодексах и подлежат неукоснительному исполнению. Существуют также и представления о том, как принято поступать, т. е. нравы, которые определяются культурно-историческими условиями и особенностями среды, коллектива.

Профессионально-этическая культура социального работника реализует и воспитательную функцию через формирование качеств личности, через образ жизни социального работника и всех участников профессионального взаимодействия и представляет собой систему важных нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности. Непременным условием успешной реализации профессионально-нравственной культуры является владение технологией профессионального взаимодействия и общения. Объективными показателями наличия профессионально-нравственной культуры могут служить и определенные качества личности, и поведение, согласованное с требованиями профессионально-этического кодекса [1, с.

56].

Таким образом, профессией социальный работник можно овладеть лишь на индивидуальноличностном уровне, т. е. профессиональную подготовку специалиста необходимо ориентировать на формирование его личности.

Без внедрения знаний, умений и навыков в практику нельзя рассчитывать на способность выпускника вуза выполнять свои профессиональные обязанности; не обладая нравственными качествами, социальный работник не может пользоваться доверием клиентов. Педагогические приоритеты и ценности меняются и, вероятно, будут меняться и в будущем. Однако сегодня для специалистов социальной сферы как профессионалов, способных разрешать или смягчать кризисные ситуации, необходимо, чтобы формирование профессиональных ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания в вузе были смещены на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, ее культуры.

литература 1.

Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. — М., 1993. 2.

Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. — М., 2002. 3.

Франц А. С. Нравственная культура: стратегия исследования идеального образа. — Екатеринбург, 2005. 4.

Тезисы доклада министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2006 году и задачи на 2007 год» на итоговой коллегии 30 марта 2007 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/min0807.html. — Дата доступа: 27.05.2010.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме Н. А. Бочарникова, А. В. Чернышева ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ:

  1. Н. А. Бочарникова, А. В. Чернышева ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -