БУДУЩЕЕ HOMO SAPIENS В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКИХ НАУЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Мороз А.Я.
В наше время актуальными становятся вопросы будущего Homo sapiens, исторических перспектив человеческой цивилизации, остро встающие в контексте вызовов новейших супертехнологий, ожидания их сингулярности.
Чем они могут оказаться для человека, что несут человечеству?Остроты этой ситуации придает то, обстоятельство, что, согласно доминирующей концепции, биологическая эволюция в линии Homo с появлением человека как Homo sapiens приостановилась, поэтому эволюционные трансформации в биологии современного человека возможны (с целью избежания кризиса его существования) только благодаря решительному искусственному вмешательству в его природу с помощью супертехнологий. Однако такие установки скрывают реальную опасность появления непрогнозируемых последствий, вызывая этим естественную тревогу о будущем человека, исторических судьбах человечества. Нередко вызовы высоких технологий заведомо выдаются за некий фатум. В этой связи наша позиция состоит в том, что такие вызовы не могут, не должны a priori считаться имеющими для человека, социума абсолютно неотвратимый, фатальный характер.
По современным данным антропологии и археологии, история эволюции человека насчитывает где-то два миллиона лет. Своим возникновением род Homo обязан существенным эволюционным изменениям, трансформациям (скажем, энцефализации), коснувшимся многочисленных австралопитековых форм [4]. Вследствие этих метаморфоз возникли архантропы: Homo habilis - первый из видов рода Homo, трансформировавшийся в следующий вид - Homo erectus (его формы - питекантроп, синантроп). Архантропа сменил палеоантроп, или неандерталец - уже более развитый тип Homo, подвид Homo sapiens (Homo sapiens neanderthalensis) (от 200-110 тыс. лет до 40-35(30) тыс. лет назад), отличавшийся значительной вариативностью. Наконец (примерно 40 тыс. лет назад), в антропогенезе появился неоантроп, или кроманьонец - тип человека, обладающий современными признаками (ранний человек разумный) как подвид Homo sapiens, сменивший неандертальца.
В процессе дальнейшей биосоциальной эволюции кроманьонец трансформировался в современного человека - Homo sapiens (sapiens), те. человека разумного (где-то 10 тыс. лет назад).Итак, из всех видов рода Homo (как отдельных хронологических звеньев антропогенеза) в гоминидной линии эволюции Homo sapiens - единственный, эволюционная судьба которого может рассматриваться в исторической перспективе, ибо лишь он один продолжает сегодня существовать на планете, расселившись на всех ее широтах, преобразовав всю биосферу в свою экологическую нишу и сохранив видовое единство. Поэтому наиболее актуальным ныне явля-
661
ется вопрос о том, куда идет человек (человечество), каковы его исторические перспективы [8]. Данные палеоантропологии все же оставляют надежды (хотя и слабые) на то, что и Homo sapiens подвержен биологической эволюции [8].
Нынешние резкие метаморфозы во взглядах на исторические перспективы Homo sapiens вызваны тревожным ожиданием наступления (по прогнозам, в 2016-2020 гг.) технологической сингулярности - взрывообразного развития взаимодействующих между собой новейших супертехнологий [1, с. 2]. Среди них выделяются молекулярная нанотехнология, молекулярная биотехнология и компьютерная технология, которые репрезентируют, соответственно, три структурных уровня организации материи: атомный - описывается общими законами физики, химии; биологический (жизнь) - характеризуется процессами жизнеобеспечения, структурой ДНК и описывается молекулярной биологией, функциональной генетикой и др.; мыслительный («mind», разум) - отображает функциональную деятельность мозга (мышление, интеллект, сознание и т.д.) и описывается средствами computer science - искусственного интеллекта (ИИ), кибернетики и др. (кроме ИИ, эквивалентного человеческому уровню, выделяется также суперинтеллект (СИИ) - ИИ сверхчеловеческого уровня).
Промышленная интенсификация молекулярной нанотехнологии приведет вскоре, по прогнозам, к ликвидации на планете бедности и голода. Ускоренный характер приобретет производство дешевых продуктов, товаров и материалов.
Одновременно будет совершенствоваться качество продукции. Развитая молекулярная нанотехнология - это полный контроль над структурой материи на атомном уровне. Процесс реализации нанотехнологии будет производиться с помощью ассемблеров - нанороботов (самовоспроизводящихся молекулярных наномашин), способных манипулировать отдельными атомами. С прогрессом нанотехнологии связывается интенсификация эволюции других технологий: молекулярной биотехнологии, наномедтехнологии, технологии ИИ и др. Исследования в области молекулярной биотехнологии, основанные на развитой молекулярной нанотехологии и достижениях ИИ, должны обеспечить возможность излечения от всех телесных недугов: мириады наномедассемблеров (меньше клетки), курсируя по организму, будут поражать вредоносные бактерии и вирусы, корректировать (на молекулярном уровне) ткани тела, восстанавливать больные клетки, заменять поврежденные ДНК, защищать его от враждебных нанороботов, генетически сконструированных супервирусов, устранять патологии и исправлять все изъяны в функциях организма.Считается, что наномедассемблеры приведут к полному исключению не только болезней, но и недееспособности, а в перспективе и смерти людей, что резко актуализирует извечную проблему старения [1]. Так, утверждается, что развитой молекулярной биотехнологии под силу обратить вспять физический процесс старения. Человеческое тело благодаря ей обретет большую устойчивость, живучесть, пластичность, станет самосохраняющимся и самовосстанав- ливающимся в том, что касается повреждений, являющихся пока смертельными.
662
Угроза смерти в принципе полностью не устраняется, но вероятность ее наступления становится ничтожно малой, поскольку будет зависеть от экстремального случая, а не от старения или болезней человека. Ожидается, что в результате интеграции биологических знаний (которые вскоре благодаря экспоненциальному характеру накопления станут, якобы, полными, т.е. все биологические явления будут полностью(?) познаны, все процессы - раскрыты) с мощными средствами ИИ и молекулярной нанотехнологии, человек (на молекулярном уровне) достигнет в перспективе тотального контроля над своим телом, его функционированием и структурой, сможет изменять его внешний вид, свою индивидуальность etc.
Однако ситуация в области использования молекулярной биотехнологии не столь проста, как может показаться.
Даже применение наномедассемблера сопряжено с реальной угрозой появления враждебного наноробота вследствие его спонтанной саморепликации. Вызывает также удивление категоричность упомянутых выше высказываний о том, что вскоре будет обеспечено полное понимание биологических процессов. Возможно ли такое в принципе? «Лишь по причине свойственной нашему веку нелепой самонадеянности столь многие сегодня пребывают в уверенности, что нам известны все фундаментальные принципы, лежащие в основе каких угодно тонких биологических процессов. Нам еще многое предстоит понять в биологических системах и в том, как они творят свои чудеса - многое в биологии далеко превосходит возможности современных физических технологий» [3, с. 569-570]. Скажем, известно ли все о нейроне современной науке? Или же о человеческом мозге? По М. Арбибу, из 1011 (100 млрд) нейронов мозга, нет ни единой пары идентичных. Каждый из них является чем-то уникальным, специфичным, особым! Что же, все они уже изучены, исследованы, познаны? Имеется множество и других актуальных вопросов. Что может скрываться под тотальным контролем человека над своим телом - его проектированием, функционированием, совершенствованием, приданием ему новых физических свойств, сменой индивидуальности, внешнего вида? Чем может обернуться для человека такой контроль? Что несет ему возможность реконструкции организма на биогенетическом уровне?Из всех супертехнологий, более всего благ и тревог ассоциируется с компьютерными технологиями. По прогнозам, синергизм достижений высоких технологий приведет вскоре к созданию суперинтеллекта. Допустим, однако, что цель создания суперинтеллекта уже достигнута (т.е. реализована расчетная
17
мощность 10 опер/сек). Значит ли это, что СИИ во всей полноте достиг уровня человеческого интеллекта (а тем паче, превзошел его)? Едва ли. Конечно, согласно концепции, трактующей мышление как счетно-вычислительный процесс, любая умственная деятельность (связанная не только с логикой или математикой) - это последовательность операций над символами, и она (благодаря надлежащим эксплицитным формальным правилам) может быть с помощью символов воспроизведена на компьютере.
Именно так считает М. Диринг, утверждая, что основной вопрос здесь вращается вокруг вычислительной теориира- зума, т.е. идеи, что все, происходящее в голове человека, основывается на вычислениях, реализуемых соответствующими физическими структурами мозга (включая как логические, так и химические и электрические процессы), которые могли бы быть с успехом реализованы и на цифровом компьютере [2]. Что ж, здесь сравнение СИИ с мозгом проводится по одному параметру - вычислительному эквиваленту. Однако, по Р. Пенроузу (в контексте запрета Геделя - теоремы о неполноте), «некую существенную составляющую человеческого понимания невозможно смоделировать никакими вычислительными средствами» [3, с. 323]. Концепция Р. Пенроуза, как и концепции Дж. Серла («китайская комната» [5], «силиконовые мозги» [6]), в целом утверждают о принципиальной невозможности компьютерного понимания (и больше - компьютерного мышления, сознания).В проблематике, связанной с сингулярностью супертехнологий, острейшей является проблема бессмертия. Предлагается два (как бы альтернативных) подхода к ее решению. Один из них, уже отмеченный выше, связан с прогнозируемой способностью сингулярных технологий излечить человека от всех его недугов, обратить вспять процесс старения: последовательно пролонгируя его жизнь, сделать его потенциально бессмертным. Другой - состоит в реализации перевода индивида (его мышления, сознания) на неорганические (электронные или кремниевые) носители.
Первый подход, хотя и связан со многими трудностями (возможно, и непреодолимыми), угрозами и опасностями, в целом понятен, и при отказе от одиозных идей, прожектов (придания телу каких-либо химерных форм и т.п.), принятии определенной системы ограничений, по-видимому, мог бы (как способ последовательной пролонгации жизни) быть приемлемым. Перспектива же решения проблемы бессмертия человека путем перевода его мышления, сознания, «Я» на некие иные, «вечные» носители опровергается концепцией о принципиальной невозможности компьютерного сознания.
Поэтому концепция Г. Моравека о возможности перенести «информационную модель» человека, выражающую его «сущность», в машинную форму и концепция Р. Курцвейла о возможности оцифровать с помощью нанороботов каждую нейронную связь мозга, каждый синапс, а затем передать эту полученную информацию в суперкомпьютер («загрузить мозг в компьютер»), т.е. «сконфигурировать» таким способом человека, по сути, безосновательны. Существование подобного рода «информационной модели» или «цифровой модели» человека в машинной форме (в «программной» версии) не имеет никакого отношения к жизни человека, его смерти или бессмертию [3, с. 7].Литература 1.
Бостром, Н. Сколько осталось до суперинтеллекта? / Н. Бостром; пер. с англ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mikeai.nm.ru/ russian/ superint.html. - Дата доступа:
10.12.2009. 2.
Диринг, М. Рассвет Сингулярности / М. Диринг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transhumanism.org/ languages/ russian/ dawnofsingularity/ deering.html. - Дата доступа:
10.12.2009. 3.
Пенроуз, Р. Тени разума: в поисках науки о сознании / Р. Пенроуз. - М.-Ижевск, 2005. 4.
Пилбим, Д. Происхождение гоминоидов и гоминид / Д. Пилбим // В мире науки. - 1984. - № 5. - С. 38-48. 5.
Серл, Дж. Мозг, сознание и программы / Дж. Серл // Аналитическая философия: Становление и развитие. - М., 1998. - С. 376-400. 6.
Серл, Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серл. - М., 2002. 7.
Хокинс, Дж. Об интеллекте / Дж. Хокинс, С. Блейксли. - М.; СПб.; К., 2007. 8.
Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы // Человек. - 1997. - № 6. - С. 8-97; 1998. - № 1.- С. 41-49.