<<
>>

А. C. Червинский КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Проблема философско-методологической интерпретации концепции ноосферы, самого термина «ноосфера» и ряда производных от данного термина понятий: «ноосферное развитие», «ноосферные ценности» и т.

д. — выступает в последнее время своеобразным полем дискуссии. В целом позиции многочисленных исследователей могут быть представлены следующими условными блоками:

а) в первом случае авторами признается, что такую интерпретацию следует ограничить рамками проблемы оптимизации социоприродных отношений;

б) во втором случае позиция авторов основана на необходимости расширенного толкования понятия «ноосфера» со значительным выходом за пределы социоприродной проблематики, поскольку сама этимология термина имплицитно предполагает такую необходимость.

Между представителями двух подходов существуют противоречия, попытки их разрешения часто принимают форму взаимной критики, используемую зачастую взамен позитивного изложения собственной позиции по вопросу о ноосферных перспективах в развитии человечества.

Разработка понятия «ноосфера» на этимологических основаниях, в том числе, например, понимание ноосферы как сферы проявления «космического разума» или, в ином изложении, своеобразного «планетарного разума», реализующегося на основе некоего внечеловеческого, общепланетарного субстрата, имеет своей концептуальной платформой теоретические конструкты Тейяра де Шардена с его религиозной трактовкой ноосферы как сферы окончательной самореализации человеческой субстанции. Именно Тейяру де Шардену принадлежит мысль о том, что «...человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой. Нужно, чтобы нечто сверхчеловеческое реально существовало независимо от людей. Это и есть «точка Омега» [7, с. 249].

Если в трактовке Тейяра де Шардена ноосфера тождественна некой «надчеловеческой точке Омега», то позицию В. И. Вернадского отличает естественнонаучный подход к проблеме построения ноосферы как оптимизации социального природопользования на планете [1, с.

140].

Естественнонаучное толкование концепции ноосферы выступает логическим продолжением разработанной В. И. Вернадским биогеохимической концепции биосферы, квинтэссенцией которой выступают два обоснованных ученым биогеохимических принципа:

биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере стремится к максимальному проявлению;

эволюция видов, приводящая к созданию устойчивых форм жизни, идет в направлении увеличения биогенной миграции атомов биосферы.

Эти исходные принципы явились, по существу, теоретической основой практически всех серьезных современных социоэкологических исследований, и, по нашему мнению, именно они могут служить основными критериями отнесения любых научных изысканий к области ноосферной проблематики. Биогеохимический подход, при котором объектом изучения становится не отдельный, качественно специфицированный организм, а их системная целостность, когда в процессе исследования совокупность организмов сводима к их массам, количественному атомному составу и геохимической энергии, позволяет в качественном и количественном выражении рассмотреть сложные взаимоотношения между организмами и средой их обитания. Особенностью этих отношений является то, что количественная неизменность массы живого вещества сочетается с качественными изменениями форм жизни, выражающимися в перегруппировке химических элементов в биосфере.

Концепция ноосферы выступает в роли своеобразной регулятивной идеи, включающей в себя относительно стройную систему этических принципов, нормативных требований и несколько идеализированных целевых установок, ориентированных на оптимизацию условий жизнедеятельности, в первую очередь в сфере социального природопользования. Вероятно, она не имеет серьезных перспектив широкой практической реализации именно в связи с идеализированным пониманием характера социальных и социоприродных противоречий. В той же мере, как и концепция построения коммунизма с игнорированием принципиальной неразрешимости реального противоречия между свободой и равенством, или же еще более ранняя идея воплощения на Земле Царства Божьего, концепция ноосферы содержит внутреннее противоречие, преодоление которого представляется в принципе не осуществимым.

Традиционно оно трактуется как «основное экологическое противоречие», т. е. противоречие между тем, в каком виде существуют устойчивые природные системы, и тем, в каком проявлении они востребованы человеком.

Логично предположить, что концепция ноосферы должна основываться на таких методологических предпосылках, которые учитывают современный уровень естественнонаучных представлений о системном единстве природных и социальных факторов в процессе их синтетической эволюции. Рассматривая перспективы возможности регулирования природной среды, следует иметь в виду, что на нынешнем этапе взаимодействия общества с окружающей средой всепроникающая деятельность человека уже не позволяет в чистом виде изучать природу. В процессе развития биосферы, с одной стороны, и поступательного развития общественного организма, с другой, реальный статус человека в системе биосферы претерпел значительные изменения, что привело к тому, что сегодня многие природные процессы протекают под непосредственным или опосредованным влиянием антропогенных факторов. Биосфера как открытая динамичная система включает в качестве компонента человека с его социальными атрибутами. Степень социальной детерминации природных процессов на различных уровнях структурной организации биосферы настолько возросла, что в соответствии с выводом В. И. Вернадского следует говорить о правомерности выделения антропогенного круговорота вещества и энергии, качественно отличающегося от естественных — биотического и геохимического, а также о необходимости различать два типа эволюции — естественную и антропогенную.

Зависимость природных биосистем от социального влияния в структуре биосферы носит крайне неоднородный характер, а мера участия антропогенных факторов в трансформации вещества и энергии выражает степень взаимного проникновения природного и социального в каждой конкретной экосистеме. Для природных систем различных географических регионов характерны особенности взаимодействия природных и социальных факторов, выражающие специфику структурно-функциональной организации.

Экосистемы, обладающие устойчивостью к антропогенному воздействию, в большей мере способны к сохранению своих функциональных связей в системе биосферы. И наоборот, низкая экологическая пластичность является причиной многих антропогенных изменений.

Практическая реализация этого противоречия осуществляется в форме социального (на современном этапе именно техногенного) преобразования природной среды обитания, связанного с качественным изменением системной упорядоченности биосферных комплексов и, соответственно, уменьшением их устойчивости.

Формирование природной среды с антропогенным регулированием динамики естественных биосферных процессов с целью большей резистентности техногенному проникновению можно определить как процесс устойчивого развития системы «человек—общество—природа», реализуемого путем взаимной социоприродной адаптации и соответствующего ноосферным критериям.

литература 1.

Вернадский В. И. Избранные труды по биогеохимии. — М., 1967. 2.

Вернадский В. И. Живое вещество. — М., 1978. 3.

Кант И. Сочинения: в 6 т. — М., 1964. 4.

Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. — М., 1980. 5.

De Chardin T. Construire La Тегге. — Paris, 1958. 6.

De Chardin T. Hymne de L’Univers. — Paris, 1961. 7.

De ChardinT. Le fenomene humaine. — Paris, 1962.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме А. C. Червинский КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ:

  1. А. C. Червинский КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -