ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРИГОРИЯ ОСИПОВИЧА КОНИСКОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ XVIII СТОЛЕТИЯ Горенко Л.И.
Среди известных имен в области духовной культуры Беларуси особенно выделяется Григорий Осипович Кониский (Григорий Конисский, 1717-1795) - ученый, философ, проповедник, ректор Киево-Могилянской академии, архиепископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский.
Родился в семье знатного полкового старшины, нежинского бургомистра Осипа Ивановича Кониского - представителя гетманской администрации. По окончании Киево-Могилянской академии (1743 г) Григорий Кониский в 1745-1746 гг. преподавал курс поэтики «Praecepta de arte poetica ex autoribus, qui geminem poeseos rationem attigerunt, summatim cum pernecessariis observationibus collecta ad usum studiosae juventuti in alma et orthodoxa Academia Mohylo-Zaborowsciana tradita nec non explicata anno 1746» («Правила поэтического искусства»). В этом курсе он продолжил теорию поэзии Феофана (Теофана) Прокоповича, ввел новый раздел об украинских и белорусских стихотворениях, а также о формах литературных произведений [1, с. 216], [6, с. 274]. В 1747-1751 гг. Г.О. Кониский был профессором и префектом Киево-Могилянской академии. Являлся автором двух философских курсов: «Philosophia peripathetica juxta, numerum quatuor facultatum quadripartita, complec- tens logicam, physicam et netaphysicam in mente Principis Philosophorum Aristotelis Stagiritae Kijoviae in alma et orthodoxa Academia Mohylo-Zaborowsciana tradita anno 1747 et 1748 sub Professore reverendissimo Patre Georgio Konissky PraefectoAcademiae Kijoviensis» («Философия перипатетиков») и «Philosophia juxta nume- rum quatuor facultatum quadripartita, complectens logicam, ethicam, physicam et me- taphysicam, tradita in Academia Kijoviensi sub auspiciis illustrissimi Domini Thymo- thei Szczerbacki eiusdem Academiae Nutritoris munificentissimi anno 1749 Septem, 20» («Общая философия»). Эти курсы впервые рассматриваются как определенный этап развития украинской и белорусской профессиональной философской мысли, поскольку они охватывают все разделы филофских знаний в системном изложении [2, c.
7-9], [3, с. 17]. Автор курса рассматривает учение Аристотеля с точки зрения его рационалистической этики. В разделе натурфилософии Г.О.Кониский популяризирует учение Р. Декарта и достижения европейской науки, прежде всего, в области физики и астрономии.Как ректор и профессор богословия Киево-Могилянской академии (17521754 гг.) Г.О. Кониский создал курс богословия, а также вместе с митрополитом Т. Щербацким написал инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех классах» (1754 г.). В 1755 году Кониский стал епископом Мстиславским, Оршанским и Могилевским (с 1783 г. - архиепископ). Всю свою деятельность он посвятил духовной культуре белорусского народа, отстаивал национальные и религиозные интересы, выступал против влияния католицизма и униатства: опубликовал ряд проповедей, исторических исследований, где излагал древнюю историю православия на белорусских землях. В 1757 г основал в Могилеве семинарию как образец Киевской академии, издал для семинаристов несколько своих учебников, в том числе книгу Ф. Прокоповича «О поэтическом искусстве». По его рекомендации в семинарии работали педагоги Киево-Могилянской академии, среди них: М. Богуславский, А. Пиючевский, С. Цвитковский,
В. Чернявский и многие другие. Об истории православия на территории Беларуси и Украины Г.О. Кониский издал труды: «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях в Польше бывших благочестивых» («Любопытный месяцеслов», 1776); «Записки Конисского о том, что в России до конца XVI века не было унии», перевод преосв. Макария (изд. 1846 г); «Prawa y wolnosci obywatelom Korony Polskiej y Wielkiego Ksiestwa Litewskiego religii greckiey-orientalniey wyznawcom» (Warszawa, 1767) («Права и свободы жителям Короны Полской и Велткого Княжества Литовского»); «Ответы Вольтеру Г. Конисского, архиепископа Могилевского» («Домашняя беседа», 1867, №« 46-48) и др. [3, с. 23], [7, с. 218].
Широко известна проповедь Г.О. Кониского о роли религии и церкви в жизнедеятельности человека, а также предназначение священника как просветителя народа, носителя христианской морали, образца высокой духовности.
Культурно-просветительская и духовная деятельность Г.О. Кониского, его историческое труды и публицистика, талант проповедника наполнили его имя глубоким уважением. «Григорий есть один из достопамятных мужей минувшего столетия, - писал о нем А.С.Пушкин в 1836 году. - Жизнь его принадлежит истории». Некоторые исследователи белорусской и украинской историографии ут-725
верждают, что Г. Кониский является автором «Истории Русов» - известного образца духовной культуры XVIII века [4, с. 2], [5, с.189].
До сих пор в Могилеве сохранился митрополичий дом, в котором жил и работал выдающийся деятель профессиональной духовной культуры Беларуси и Украины Г.О. Кониский; могила его находилась в Спасо-Преображенском соборе (с 1812 г не сохранилась).
Литература 1.
Голенищев-Кутузов, И. Украинский и белорусский гуманизм / И. Голенищев-Кутузов // Славянские литературы: VII Междунар. съезд славистов, Варшава, август 1973 г.: Докл. сов. делегации. - М., 1973. - С. 216. 2.
Горенко, Л.І. Культурна політика козацько-гетьманської держави другої половини XVII- XVIII ст. (в галузі освіти та культури) / Л.І. Горенко // Вісник Державної академії керівних кадрів культури і мистецтва. - К.: Міленіум, 2001. - Вип.2. - С. 5-10. 3.
Горенко, Л.І. Гетьмани та козацька старшина як культурно-освітні діячі другої половини XVII
- XVIII ст. в Україні / Л.І. Горенко // Народна творчість та етнографія. - К.: Наук. думка, 2000. - № 2-3 (266-267). - С.16-24. 4.
Грушевський, А. К судьбе «Истории Русов»: Эпизод из украинской историографии XIX в. // Чтения в историческом обществе Нестора летописца / А. Грушевський. - К., 1906. - TXIX. - Вып. 4. - С.1-2. 5.
Дорошенко, Д. «Історія Русов» як пам’ятка української політичної думки другої половини XVIII
століття / Д. Дорошенко // Хліборобська Україна. - Відень, 1921. - Кн.3. - С. 183-190. 6.
Кашуба, М.В. Кониський Григорій Осипович, чернече ім’я Георгій / М.В. Кашуба, М.М. Сулима, З І. Хижняк // Києво-Могилянська академія в іменах, XVII-XVIII ст.: Енцикл. вид. / Упоряд. З. І. Хижняк; За ред. В. С. Брюховецького. - К.: Вид. дім «КМ Академія», 2001. - С. 274-276. 7.
Мішуков, О. Філологія. Історія. Культура. Зб. наук. праць: У 2 т. / О. Мішуков. - К.: Парламентське вид-во, 2002. - Т. 1.
Еще по теме ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРИГОРИЯ ОСИПОВИЧА КОНИСКОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ XVIII СТОЛЕТИЯ Горенко Л.И.:
- 2. Духовная культура России
- 1. История русской культуры (XVII -XVIII веков)
- § 3. Древнерусская духовная культура и метафизика веры
- 14.1. Характерные черты духовной культуры Китая
- Культура России XVIII в.
- МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРИГОРИЯ ОСИПОВИЧА КОНИСКОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ XVIII СТОЛЕТИЯ Горенко Л.И.
- ДУХОВНАЯ КУлЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ПРИОРИТЕТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
- Т. М. Смоликова ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
- К семиотической типологии русской культуры XVIII века
- Глава 28. КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: ОТ РЕФОРМ ПЕТРА I К «ПРОСВЕЩЕННОМУ АБСОЛЮТИЗМУ» ЕКАТЕРИНЫ II
- Глава XVII АБСОЛЮТИЗМ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
- I. Материальная и духовная культура Сицилии в VI в. до н. э.
- Глава 3. Философия как форма духовной культуры и специфический тип знания
- Моральный фактор как элемент духовной культуры общества