<<
>>

Диакон Петр Шитиков АПОЛОГЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ русской РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Апостол Петр призывал христиан быть готовыми каждому, требующему отчета о вере, дать ответ с кротостью и упованием (1 Петр 3:15). Современный мир по-прежнему требует у каждого верующего отчета об его уповании и надежде.

И подобно тому, как первые христиане использовали на благо лучшие достижения своего времени, современному христианину нужно уметь ориентироваться в интеллектуальном пространстве XXI в.

В данной статье предлагается обратиться к вопросу о согласовании веры и разума в понимании отечественных мыслителей. Проблематика русской религиозной философии рубежа XIX—XX вв. во многом созвучна духовным исканиям современного общества. Как и теперь, перед мыслителями «Серебряного века» стоял вопрос об оправдании религии перед лицом секулярного общества.

А. С. Хомяков, размышляя над вопросом соотношения богословия и философии, всегда указывал на предпочтение религиозного источника познания [1, с. 110].

Другой предшественник «русского религиозного ренессанса» Вл. С. Соловьев стремился максимально сблизить пути философии и веры в рамках «философии всеединства». Философ полагал, что для преодоления критики христианства рациональной философии необходимы качественно новые формы выражения евангельских истин [6, с. 175]. Сущность христианства он видит в свободном соединении в богочеловечестве двух природ, божеской и человеческой. Человек есть связующее звено между божественным и природным миром, а в достижении богочеловеческого единства и заключается выход из векового тупика разума.

Самый популярный в Европе русский мыслитель Н. Бердяев отвечал на этот вопрос так: «Философия не может обойтись без религии, религия нужна ей как пища, как источник живой воды. религия питает философию реальным бытием. без посвящения в религиозные тайны и без приобщения религиозным таинствам нет питания» [2, с. 20]. В этом пункте Бердяев приближается к святоотеческой традиции отношения к философии [7, p.

285].

Высокого мнения о философии был прот. В. Зеньковский. Для него очевидно, что христианство не отрицает разум вовсе, но отрицает его возведение в абсолют [4, с. 12]. Это мнение мыслителя находит подтверждение в учении прп. Иоанна Дамаскина. В интерпретации святого учителя философия принимает вид добродетели, достойной стремления [5, с. 38].

Обращение к наследию наших любомудров очень полезно в апологетическом плане, ведь нередко свидетельство философа звучит для светских людей более убедительно, нежели слова святого. Духовные поиски С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, А. В. Ельчанинова, В. П. Свен- цицкого, В. В. Зеньковского, Г. В. Флоровского привели их к принятию священства. Они и их товарищи — Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, В. В. Розанов, Л. Шестов, кн. Е. Н. Трубецкой,

Н. О. Лосский и многие другие — были глубоко озабочены осмыслением религиозного опыта философии.

Однако следует помнить и совет свт. Василия Великого: «заимствуя у них все, что есть полезного, надо уметь иное и отбросить» [3, с. 345]. Ведь хотя в данном вопросе мнение философов оказывается созвучным учению отцов Церкви, рациональный и даже гностический элемент в их размышлениях порой проступает слишком явно.

литература 1.

Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. — М., 2005. 2.

Бердяев Н. А. Философия свободы. — М., 1989. 3.

Василий Великий, свт. К юношам о том, как извлекать пользу из языческих сочинений // Творения. — М., 1993. — Ч. IV. 4.

Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. — М., 1992. 5.

Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. — М., 2006. 6.

Соловьев В. С. Неподвижно лишь солнце любви... — М., 1990. 7.

Quasten J. Patrology. — Westminster, Maryland, 1986. — Vol. 3.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме Диакон Петр Шитиков АПОЛОГЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ русской РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ:

  1. Диакон Петр Шитиков АПОЛОГЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ русской РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -