М. А. Дидык ФИлОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОДОлОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ИСПОлНЕНИЯ
Современная ситуация сложилась на основании множественности процессов — сциенти- зации, технизации, информатизации, глобализации, поэтому она есть результат, дающий человеку и обществу возможность не только проявить себя плюралистично, но и увидеть так называемый концептуальный плюрализм.
Речь идет о том, что говорить об общепринятости каких-либо понятий было бы не совсем правильно и верно. Мир, исходящий из единства, приобрел, расслоившись, разорвавшись на части, множественность себя. Другими словами, мономир превратился в полимир («поли» — многоплановость, многоликость, многоаспект- ность как сущностей, так и явлений). Следствием этого являются различные взгляды, подходы, концепции и теории. Для абсолютного знания не всегда достаточно сократовского «истинного имени» или аристотелевских «причин». Абсолютность знания исходит из идеи единства и к ней возвращается, но проходит длительный путь «поли» — молекулярной рас- слоенности, разорванности, локальности. Таким образом, «культура», изначально представляющая нечто единое, в процессе прогрессизации проявила себя в полимерном пространстве, но искала некоторого преломления — обратного шага — шага в себя, подводящего вновь к абсолютности, «единственности» знания-«моно».Философия культуры — это предтеча, фундамент (базовое основание), теоретическая составляющая и категориальный аппарат той сферы культуры, которая актуальна сегодня, в эпоху модернизации. И в научном, и в философском рассмотрении культуры базисные ее понятия сохраняют свой статус, т. е., формируются для употребления во всеобщей форме. Оставив всю многоплановость подходов к культуре, остановлюсь на таком определении, которое изначально продемонстрировало «делание человека» в единстве. Ясперс считал, что именно «культура — это то, что делает человека человеком». Если в первоначальном значении культура являлась возделыванием и обработкой, то теперь она — воспитание и образование.
Именно культура воспитала и образовала человека, став его «второй природой». А каков ее лик, каков образ? Как она смогла воспитать человека, привить ему навыки, научить творить, благодаря чему?Только личный пример может дать рефлексию, а, следовательно, необходима личность воспитателя, транслирующего свой опыт. Но кто был первым воспитателем — Природа, труд, обезьяна, а может, жители внеземных цивилизаций (инопланетяне-гуманоиды) — могут сказать сторонники эволюционистского, трудового и других так называемых научных подходов. Но где же принцип объективности, где сам объект, на который должно быть направлено изучение? Здесь присутствует иной принцип, связанный как с субъективным, так и с объективным, представляющий их в целостности и функционировании — принцип абсолютный. Только здесь и можно найти ответы, как бы странным это ни показалось, на все поставленные вопросы и только здесь они обозначаются. Следовательно, можно зафиксировать следующую формулу: из трансцендентного единого в имманентную множественность, а от нее возврат к первоначальному абсолютному. Другими словами, это то, «откуда все исходит и куда все возвращается», некоторая трансцендентная «ось», точка рождающая и поглощающая. Исходя из религиозной картины мира, поиск «воспитателя» не имеет смысла. Бог создал по образу и подобию своему человека. Он одарил его свободой и творчеством. Но, не оценив эти и многие другие дары должным образом, человек, возгордившись, пал. Этим заканчивается трансцендентная компетенция человека, его непосредственная связь с Творцом. Лишь образ Божий в человеке напоминает об имплицитном присутствии абсолютного. Райская жизнь остается в памяти, передаваемой из поколения в поколение. Бог-Воспитатель погрузил человека в мир культуры, где он и должен пройти весь этот полиимманентный путь к истинному средоточию, к тому, что утратил, излив свободно свою волю. Культурная «многость» — те рамки, в которых может быть воспитана, образована личность «образа».
Образовательный процесс идет рука об руку с процессом воспитательным.
Только взятые вместе, в единстве они «делают» человека. В обществе можно выделить некоторые степени, или ступени, такого «делания»: 1) социальная адаптация; 2) социальное обучение; 3) социальное исполнение. На первом этапе своей жизни субъект попадает в среду, где впервые осуществляет ознакомление с миром, становясь таким образом на познавательный путь. Именно на этом уровне он приобретает первые навыки и умения. Эта ступень — семья. Каждая семья представляет собой некий «традиционный» тип, в рамках которого происходят процессы развития. Воспитание есть своего рода «ведение», сопровождение человека по миру жизни. Образование — соприкосновение с этим миром изнутри. На втором этапе — образовательный процесс организуют дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), муниципальное общеобразовательное учреждение (МООУ), высшее учебное заведение (ВУЗ). Такова система образования в современном российском обществе. Являясь выпускником этого второго этапа, человек попадает в качественно новую параллель — социальное исполнение. Общество, напитав человека навыками, умениями, информацией, знанием, традицией, профессионализмом, требует от него отдачи, а именно — исполнения роли. Сыграв ранее в «массовке» или на «вторых» ролях, теперь человек получает возможность проявить все свое мастерство в роли сформировавшейся личности, свободно осуществившей свой выбор гражданина мира, исполнителя долга. Но и на этом этапе процесс воспитания и образования не заканчивается. Накопленные знания и опыт превращаются в «учебник» — «Руководство по жизни» и всю жизнь корректируются, со временем превращаясь в мудрость. Вот теперь-то и происходит полная отдача — передача социального опыта следующему поколению. И тогда воспитываемый сам становится воспитателем.Осмысление образования сегодня неслучайно, его актуальность обусловлена социальнопедагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях в эпоху модернизации.
Эта потребность находит выражение в практике интеграции основных образовательных компетенций в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений, что может свидетельствовать о тенденции восстановления культуросообразно- сти российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.Образование призвано не только передавать информацию, но и «возгревать в юных сердцах устремленность к Истине, подлинному нравственному чувству, любовь к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре» [1]. Современное развитие российской системы образования в рамках модернизации фундируется на принципах реформации, личностной ориентации, деятельностности, аксиологичности, семиотичности, компетентности, вариативности, интеграционности и организационности. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания и изменение качества общего социально-гуманитарного образования, направленное на преодоление негативности, узости в отношении национальной самобытности и ценностей традиционной духовной культуры. Русская культура формировалась как православная традиция — «являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии». Поэтому без опоры на традиционные основания современное общество, стремящееся к либерализму и называющее себя демократическим, просто не сможет двинуться дальше.
Рост интереса к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию сегодня не случаен. Находясь в критическом состоянии, в «пограничной ситуации», «на переломе» общество нуждается в защите. Страх приводит к осознанию той действительности, которой человек себя окружил и которая сжала его плотным кольцом. Выход он ищет в своих «корнях».
Главное в воспитательной миссии — сотворение человека, от духовного и нравственного облика которого зависит его вечное спасение и будущее отдельных наций и всего людского рода.
литература 1.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html. — Дата доступа: 27.05.2010.
Еще по теме М. А. Дидык ФИлОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОДОлОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ИСПОлНЕНИЯ:
- М. А. Дидык ФИлОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОДОлОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ИСПОлНЕНИЯ
- МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТАТУС СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Я.С. Яскевич