ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ - АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ ВЫЗОВАМ ВРЕМЕНИ Василец О.И.
Одно из дошедших до нас писем Филиппа Македонского Аристотелю содержит изъявления радости со стороны царя от того, что сын его - Александр - пришел в этот мир в эпоху Стагирита, который сможет научить мальчика мудрости мужа, дав народу Македонии достойного правителя [1, с.
471]. То, что позже получит название «социализация», всегда осуществлялось в контексте общения - реального или (и) виртуального. Только в установлении и постоянно воспроизводящего свою социальную сущность контакта возможна передача смыслов и коннотаций, причем зачастую то, как говорится, как и то, о чем умалчивается, определяют культурную интендированность индивидуума форматом, отличным от заявленного содержания наставлений. Подтексты становятся интереснее текстов, а в коннотациях являет себя творческая самость и ученика, и учителя. Ин- дивидуация, в ее единстве с образованием как созданием / присвоением образов мира, происходит при помощи определения референтных групп, влияние которых и будет определять дальнейшую социализацию индивида. Времена технологических гипертрансформаций (П. Друкер) лишь обострили потребность человека в группах, которым он мог бы принадлежать «безусловно и навсегда, в мире, где все движется и перемещается, в котором ничто не является надежным [2, с. 40].Все мы являемся свидетелями сдвига не только геополитической, но и, в определенной степени, культурной оси в сторону азиатских стран. Но дело не только и не столько в моде на фильмы Такеши Китано, Вонга Кар-вая, стиль (одежду) от Юджи Ямамото и др. Дело в «обналичивании» тоски прагматичного Запада по целостности. И у практикующих восточные единоборства, и в трактатах восточных учителей мы можем встретить по-разному представляемую мысль о важности для полноценной жизни человека «стояния на потоке», то есть обретаемого во время совместных занятий обучаемого и учителя философского видения силы как единства всего сущего.
Тогда последующее обучение ремеслам показывает лишь особенности свойств, а гармоничность индивидуального бытия укрепляется синтонностью бытия Вселенной [3]. Сверхзадача Учителя в таком движении - воодушевить красотой поиска, отследить время необходимого перехода от симбиоза к бунту и от героики вызова к целостности взаимодействия. Показать подлинность знания внутреннего - познаваемого и переживаемого чувства справедливости и добра, в надежде на которые действительно можно «глядеть в будущее без боязни». Именно философская сущность процесса обучения-воспитания, как любовь к мудрости и готовность идти к ней и за ней, дает шанс просвещению и мастерствуКогда норма и девиация - условно-ситуативны, угрозы и призывы не срабатывают - что могут и должны взять люди из арсенала нетленного? «Свободу как жизнь понимающую» [4, с. 287], открытость к диалогу, готовность делиться знаниями, а не только и не столько информацией как результатом, успешно передаваемым технологическими сетями. Задача преподающего (вернее - беседующего, интерактивно вопрошающего, активно слушающего, т.е. - живого!) - быть счастливо заинтересованным самому, ибо «Кто любит - тот любим, кто светел - тот и свят» (Б. Гребенщиков). Не столько тесты, сколько анализ жизненных сценариев, культурного пространства истории (сегодняшней в том числе), то есть способность к социальному проектированию, и личному покаянию, и человеческому восторгу - вот что выступает подлинностью философской мысли - всегда социальной, всегда живущей как со-бытие.
Нет знаний вне смыслов и смыслов вне общения. Коммуникация становится «мертвой» редукцией контакта вне ценности смысло-образования и нахождения целостности. Отчаяние как ненахождение последней - удел не только индивидуального жизненного пути [5, с. 386], но и дороги человечества. В эпи- феноменальном отношении философия является частью той реальности, которую она же творит, не противопоставляя другим форматам окружающего, а проясняя и дополняя их. И именно образование может дать необходимое для жизни человека единство между базисным доверием онтологически укорененной безопасности и подвижностью устремлений, переживаний, мыслей, что важнее подвижности физической.
Такая демократичность не тождественна доступности, ибо само единство строится и переживается как диалог общественных ценностей и личностных смыслов в духовно-практической деятельности учителя и ученика. Опредмечивание / распредмечивание как творчество превращает последних в коллег: их позиции условны, ситуативны и зависят от компетентности, честности и открытости. Это отличает подлинно философское измерение практики обучения от его идеологических дериватов, выгодность которых прельщает демонстрацией безопасности как герметичности, кажущейся простотой достижимого объединения, что - увы! - лишь превращенная форма коллективности в «игре на понижение».Литература 1.
Холл, М.П. Энциклопедическое изложение символической философии / Пер. с англ. В. Целищева. - М.: АСТ, 2006. 2.
Hobsbawm, Eric. The cult of identity polit^s // New Left Rewiew. - I/227. - January-February 1998. 3.
Чжуан-цзы. Путь полноты свойств. - М.: Эксмо, 2005. 4.
Новиков? Б.В. Свобода как жизнь понимающая. - Киев: ТВ-пресс, 2008. 5.
Эриксон, Э. Детство и общество - СПб.: Универс. книга, 1996.
Еще по теме ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ - АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ ВЫЗОВАМ ВРЕМЕНИ Василец О.И.:
- 9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания
- РАЗДЕЛ III ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КАЗАХСТАНА КОНЦА XIX— НАЧАЛА XX В.
- Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
- Глава первая. Тюркоязычные письменные памятники XI-XVI вв. как источник изучения социально- философской мысли средневековья (методологические аспекты).
- ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ
- РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
- ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ - АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ ВЫЗОВАМ ВРЕМЕНИ Василец О.И.
- НАУЧНАЯ И ВНЕНАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Гончаренко Е. С.
- К ПРОБЛЕМЕ ИДЕАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ С.П. Жукова
- ОППОЗИЦИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ В БЕЛОРУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ С.Г. Савина
- К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ О.А. Романов
- СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НА РУСИ (XI—XVII вв.)
- Глава I Философская мысль в древнерусской культуре и ее особенности
- Философская мысль в XVII в.