<<
>>

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Чесноков Н.Г.

В периодически повторяющихся экономических кризисах все общества содрогаются, переживая удар по своему благосостоянию. Все социальные классы несут потери. Современные буржуазные идеологи, конечно же, в той или иной мере тоже ищут пути и средства преодоления кризисов, но они не ставят своей целью решение социальной проблемы средствами преобразования безработных в производительных общественных работников.

Особенность же идейного противоборства в настоящее время проявляется в том, что и буржуазные идеологи прекрасно осознают, что средства преодоления современных кризисов необходимо искать на путях дальнейшего исторического развития мировой цивилизации. Так действуют приверженцы идеологической концепции, опирающейся на идеи, по их мнению, порождаемые необходимостью решать все назревшие проблемы, увязывая их с достижением некоторыми странами постиндустриального общественного устройства. Для выхода из современного финансово-экономического кризиса банкиры потребовали многомиллиардных вливаний. И их требования буржуазными государствами в основном были удовлетворены.

Пролетарские же идеологи доказывают, что каждый кризис свидетельствует о необходимости обществу найти средства для решения основного социального вопроса. Они считают, что каждый кризис порождается основным для буржуазного общества великим вопросом: «Что делать с безработными?». Никто не может ответить на этот вопрос. Видимо, потеряв терпение, безработные возьмут свою судьбу в собственные руки. В развитых странах, предполагает Энгельс, социальная революция может быть осуществлена мирным путем и легальными средствами. Хотя вряд ли господствующие классы подчинятся революции без «бунта в защиту рабства» [1, с. 34].

Так, современный мыслитель С. Хайтун утверждает, во-первых, что постиндустриальному обществу удалось преодолеть противоречие между работником и работодателем (между трудом и капиталом).

Во-вторых, что в этом обществе удалось разрешить антагонистические (неразрешимые!) противоречия, а так же удалось примирить непримиримые интересы. Якобы, у кейнсианских экономистов появилась возможность по-иному объяснить и установить новые связи между гражданами постиндустриального общества. Что касается полит- экономических воззрений, «что работодателям выгодно платить работникам поменьше, чтобы побольше оставлять себе» [2, с. 101], то от этой первопричины жестоких социальных конфликтов экономистам якобы тоже удалось избавиться.

Своей задачей С. Хайтун ставит найти в кейнсианской экономике те благодатные посылы, которые позволили бы постиндустриальному обществу вызвать к жизни новую систему ценностей, в согласии с которой индивиды наде-

398

ляются материальными и духовными благами, принуждающую их становиться гуманнее. Он намерен изыскать причины происходящей, по его мнению, нравственной революции [2, с. 110-112].

Можно констатировать, пишет Xайтун, что нормы поведения в постиндустриальных странах основываются на принципе «поступайте с другими так, как хотите, чтобы они поступали с вами». Эти нормы - родственны христианским идеалам. И, опираясь на такой «фундаментальный» факт, он считает правомерным сделать заключение: «Кейнсианизация экономики влечет за собой «христианизацию» нравственных норм (постиндустриального) общества» [2, с. 112-113].

Пропагандируя свое видение объективного процесса нравственного обновления, Xайтун признает, что происходящая ныне в постиндустриальном обществе нравственная революция вершится по экономическим (материальным) причинам, как если бы был справедлив марксистский тезис о первичности материи. Капитализированные же индивиды против своей воли вынуждены приспосабливаться к кейнсианской «морали» социума. И Xайтун вынужден идеализировать государство, которое, якобы, способно осуществлять более справедливое распределение благ, устанавливать и отстаивать более жесткие требования к соблюдению нравственных норм [2, с.

114-115].

Вполне благоразумно стремление всех мыслителей постигать истины и освобождаться от заблуждения, базируясь на желании познания, как лучше удовлетворить свой социально детерминированный интерес. Проявилась значимость этого заключения и при анализе белорусской объективной действительности нашими белорусскими учеными. Это хорошо просматривается при поиске причин современного финансово-экономического кризиса. Главный редактор журнала «Директор» пишет: «... Формирование свободных финансовых рынков в отсутствие достаточной развитой рыночной инфраструктуры, слабость контроля над ней со стороны государства явилось основой для возникновения в США финансового кризиса, переросшего в мировой экономический кризис» [3, с. 91]. Что же, при достаточно развитой рыночной инфраструктуре и жестком государственном контроле удалось бы избежать кризиса? - Нет, конечно же. И если признать, что причины нынешнего кризиса и Великой депрессии схожи, то уже следует признать, что экономические кризисы есть проявление объективного требования исторически закономерного преодоления капиталистического способа производства [3, с. 91]. Пролетарские идеологи утверждают, что все элементы, противодействующие аморальными средствами проявлению сути экономических кризисов, носят в себе зародыши гораздо более грандиозных кризисов в будущем.

Литература 1.

Маркс, К. Капитал // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. - 2-е изд. - Т.23. 2.

Хайтун, С. Постиндустриальное общество: станет ли эта западная модель будущим всего мира? // Общество и экономика. - 2008. - № 9. - С. 100-124. 3.

Ковтуненко, А.Н. Повышение конкурентоспособности экономики Беларуси как наиболее эффективный путь смягчения воздействия мирового финансового кризиса // Экономический бюллетень Научно-исследовательского института экономики Республики Беларусь. - 2008. - № 12. - С. 87-94.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. - 762 с.. 2010

Еще по теме ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Чесноков Н.Г.:

  1. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Чесноков Н.Г.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -