<<
>>

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ Орлов В.В.

XX-XXI вв. являют яркую картину соревнования большого многообразия философских взглядов - неопозитивизма, постпозитивизма, постмодернизма, неокантианства, экзистенциализма, религиозных учений, марксизма, - в котором марксистская философия, диалектический и исторический материализм фактически демонстрируют свое полное превосходство в качестве действительно научной философии.

Сказанное не означает, что другие философские системы (например, аналитическая философия или экзистенциализм) не внесли ничего разумного в осознание сущности мира и человека. Однако основная теоретическая конструкция марксизма обладает безусловным превосходством перед любыми разновидностями идеализма и религиозной философии. Как подметил известный американский философ Л. Грэхем, «современный советский диалектический материализм является впечатляющим интеллектуальным достижением. По универсальности и степени разработанности диалектикоматериалистическое объяснение природы не имеет равных среди современных систем мысли» [1, с. 415].

Разумеется, следует также учесть, что марксистско-ленинская философия, в силу самой своей природы, бесконечности мира, не может быть никогда полностью развернутой, претерпевает глубокое развитие и поэтому не дает прямых ответов на очередной слой вопросов, которые могут быть решены только путем развертывания основной философской концепции марксизма, реализации ее эвристического теоретического потенциала.

Научная философская концепция бесконечного мира (включая человека как его высшую ступень) выступает как принципиально законченная в ее абстрактно-всеобщей формулировке и, в то же время, потенциально неисчерпаемой, незаконченной в ее конкретно-всеобщем содержании. Непонимание гносеологической природы научной философской концепции, соотношения абстрактновсеобщего и конкретно-всеобщего ее содержания является источником, как огульной критики марксизма, так и догматических интерпретаций марксистской философии.

Показательным примером служит сложившаяся вокруг теории постиндустриального общества ситуация, когда материалистическое понимание истории объявляется устаревшим в связи с тем фактом, что постиндустриальное общество связано с заметным вытеснением физического труда умственным, что истолковывается как переход от общества, развивающегося на основе материального труда, к обществу, базирующемся на творчестве, интеллектуальном труде (В.Л. Иноземцев, А.В. Бузгалин, А.И. Колганов и другие). С нашей точки зрения, указанная интерпретация основана на узком понимании материи, материальности, труда.

Постиндустриальное общество базируется на новой форме материального труда, который Маркс назвал всеобщим, научным (онаученным), автоматизированным трудом. Нами высказано представление о том, что важнейшей современной формой всеобщего (материального) труда выступает компьютерный труд как производство абстрактных материальных структур - информации. Переход к производству принципиально нового продукта - абстрактных материальных структур является замечательной особенностью постиндустриального общества.

Ни одно из конкурирующих с марксизмом направлений в философии не продемонстрировало способности позитивного влияния на развитие естественных и социальных наук, не показало широкие теоретические прогностические способности. Такие способности продемонстрированы, однако, диалектическим материализмом. В «Материализме и эмпириокритицизме» В.И. Ленин дал глубокий анализ смысла происходящих в естествознании революции и кризиса, предсказал выход физики из кризиса самой науки и ее философских оснований, показал неизбежность новых «диковинных» открытий в физике, выдвинул идею неисчерпаемости электрона. Такого анализа не было сделано никем из его со-

103

временников. Книга Ленина была высоко оценена А. Эйнштейном, который заявил, что он «потрясен силой диалектического мышления» Ленина. В ХХ в. к высокой оценке вклада Ленина в науку обращались многие выдающиеся ученые. Так. В 1969 г лауреат Нобелевской премии по физике С.Ф.

Пауэлл, которому принадлежат открытия ряда элементарных частиц, писал: «Недавно я вспомнил поразительное замечание, сделанное Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм», когда электрон был единственной известной элементарной частиц. В то время как весь научный мир считал, что существуют лишь неизменяемые частицы, Ленин сказал, что электрон неисчерпаем».

В ХХ-ХХІ вв. прогностические возможности диалектического материализма расширились в связи с дальнейшим развитием науки, марксистской философии, ее переходом от абстрактно-всеобщего построения, которое было неизбежным при первоначальном изложении к конкретно-всеобщему. Последнее основывается на понимании мира как единого закономерного мирового процесса (ЕЗМП) составленного бесконечной последовательностью основных форм материи, из которых в настоящее время человечеству известны лишь четыре - физическая, химическая, биологическая и социальная. Концепция мира как единого закономерного мирового процесса позволила представить каждую форму материи как закономерное звено мирового развития, что позволило несомненно глубже понять каждую из основных ступеней мирового процесса. Это сделало возможным обнаружить существование, наряду с тремя известными законами диалектики, ряда новых всеобщих законов развития: всеобщего закона развития как движения от низших форм материи к высшим, конвергентного развития, аккумулятивного развития, всеобщего генетического закона, закономерностей соотношения высшего и низшего.

Известные традиционные законы диалектики, будучи абстрактно - всеобщими, не позволяли органически соединить материализм и диалектику, обладали ограниченными предсказательными возможностями. Конкретновсеобщая философская теория органически соединяет философскую теорию с системой конкретных наук, делает возможным содержательное объяснение возникновения и эволюции каждой из основных форм материи.

Если Ленин предсказывал неисчерпаемость электрона, то современная марксистская философия на основе концепции ЕЗМП позволяет сформулировать гипотезу субфизической формы материи, к обнаружению которой, по нашему убеждению, вплотную подошла современная физика.

Как известно, в XX в. физика, химия и биология окончательно превратились в эволюционные науки. Важным направлением дальнейшей диалектизации науки стал поиск единой теории мирового процесса, который нашел свое выражение в возникновении теории сложности, рассматриваемой ее создателями как всеобъемлющее описание мира от простейших известных науке физических явлений (космических суперструн) до человека. С 1990-х гг. теорию сложности (complexity) разрабатывает группа физиков высокой квалификации из Лос-

104

Аламоса, к которым примкнул ряд ученых, лауреатов Нобелевской премии (например, М. Гелл-Манн [3]). Такая теория разрабатывается также известным физиком С. Хокингом, заявившим, что «следующий век будет веком теории сложности» [2]. Теория сложности столкнулась с рядом трудностей (например, всякая ли система способна к усложнению), которые давно преодолены диалектико-материалистической теорией единого закономерного мирового процесса.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ «Постиндустриальное общество и Россия. Стратегия развития» № 08-03-82301 а/у).

Литература 1.

Грэхэм, Л. Естествознание, философия, науки о человеческом поведении в Советском Союзе. - М., 1991. 2.

The Daily Galaxy: Great Discoveries Channel : Science News, Tech News, Astronomy and Space Exploration: Complexity Theory [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. dailyga- laxy. com/ my_weblog/ complexity_theory. - Дата доступа: 10.12.2009. 3.

Gell-Mann, M. What Is Complexity? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. springerlink. com/ content/ u533051303k30047. - Дата доступа: 10.12. 2009.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. - 762 с.. 2010

Еще по теме ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ Орлов В.В.:

  1. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ Орлов В.В.
  2. МИФ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И МАРКСИЗМ И.В. Купряшкин
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -