<<
>>

«ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Янковская С.Ю.

В современном обществе во всех странах мира ощущается дефицит конструктивных, оснащенных современной педагогической технологией, оправдавших себя на практике образовательных программ.

Эта проблема актуальна и для Беларуси, перед которой стоит задача модернизации образования. Нам представляется, что среди множества педагогик, фигурирующих сегодня в мире, «Философия для детей» в наибольшей мере обладает качествами, необходимыми для «образования будущего».

Программа «Философия для детей» подготовлена в Институте по развитию философии для детей (Монтклер, США). Ее главными разработчиками являются проф. М. Липман, а также проф. Э. Шарп, Ф. Осканян, Р. Рид, Г. Мэтьюс, М. Притчард, Ф. Кэм и др. В течение двух десятилетий программа «обкатывалась» в разных странах и сегодня является международной.

Тема философии в школьном обучении - совершенно новая для белорусской мысли, достаточно новая и для западных стран. Возникнув на фоне происходящей в последние десятилетия смены информационной модели образования на рефлексивную, делающую акцент на развитии мышления, эта тема стала предметом широкого обсуждения в связи с предпринимаемыми, начиная с 70-х гг. XX в., активными - теоретическими и экспериментальными - усилиями философов по доказательству преимуществ их профессионального инструментария для развития у детей навыков критического и творческого мышления, грамотного рассуждения.

Истоки программы лежали в деятельности Мэтью Липмана, которые в 60-е гг. XX в. преподавал философию в Колумбийском университете и, в то же время, близко знакомился с гуманитарным компонентом школьного образования. Формой ответа на «вечные» вопросы, задаваемые детьми, явилась работа по созданию программы «Философия для детей», рассчитанной на весь период пребывания ребенка в школе, т.е. систематическое обучение с 1-го по выпускной класс. В дальнейшем в ее разработке активное участие приняли Э.

Шарп, Ф. Осканян, Р. Рид, М. Притчард, Г. Метьюс и другие. Был организован Институт по развитию философии для детей (при Монтклерском государственном университете, штат Нью Джерси, США). Сейчас вокруг этой программы объединяется большое международное сообщество философов и педагогов.

Смысл программы, кратко, состоит в том, чтобы с помощью философских инструментов научить людей рассуждать разумно. Это значит рассуждать обоснованно, логично, критично, творчески, контекстуально. А вместе с этим, научить и разумному, ответственному социальному поведению, необходимым условием которого является умение рассуждать.

Главные принципы программы таковы: 1) обучение философствованию, а не информации о философии; 2) проблемная подача философского знания; 3) превращение класса в сообщество исследователей и организация урока по принципу сократического диалога; 4) предоставление детям вместо учебников философски нагруженных повестей.

Тезис о приоритетности философии в обучении разумности вызывает немало контрдоводов. Многие убеждены, что и традиционное школьное образование всегда этим занималось и занимается. Это не совсем так, возражает проф. Липман. Обычное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления и рассуждения, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, эксперимента, и очень мало делает для выработки умений высшего типа - рассуждать логично, критично, твор-

329

чески, контекстуально, аргументативно, диалогично. В результате в мышлении образуется «перекос»: в США, например, повсеместно слышны сетования на неэффективность использования выпускниками, полученными в школе знаниями, их растерянность перед нестандартными жизненными ситуациями. Конечно, к концу обучения на основе прохождения школьной программы какие-то навыки разумного рассуждения все же приобретаются. Но процесс их обретения мог бы быть значительно упрощен и облегчен, если таким навыкам обучать, во- первых, не опосредованно, а непосредственно, и, во -вторых, в рамках дисциплины, специально занимающейся принципами разумного мышления и имеющей для этого наиболее развитые и разнообразные средства.

Мысль о том, что стандартное образование не использует все возможности человека, что нужны какие-то иные рычаги, могущие задействовать творческий потенциал и способности мышления, витала давно. Педагоги и в прошлые времена искали способы, позволяющие более эффективно достигать цели образования. Когда-то надежды возлагались на математику, затем на латынь и греческий, на логику и риторику. В последние десятилетия ХХ века много надежд возлагалось на компьютерное обучение. Время показало, что все эти предметы полезны, являются хорошим тренингом, и все же не расковывают возможности интеллекта, не обеспечивают самостоятельность мышления, моральную зрелость и социальную ответственность.

Разработчики программы «Философия для детей» утверждают, что философия является самым эффективным рычагом для развития мышления. Вечно проблемный, «вопрошающий» характер философии, допущение поливариант- ных ответов, рефлексивное отношение к инструментам познания, требование логичности и последовательности, задействование когнитивных, этических и эстетических характеристик сознания делают ее инструменты уникальными и незаменимыми для выработки навыков недогматичного, гибкого и одновременно строгого и доказательного мышления.

«Философия для детей» является экспериментальным проектом в России; к сожалению, в Беларуси этот опыт в педагогической практике не используется. В последнее время в некоторых наших школах стали практиковаться уроки по этике в рамках курса по обществоведению. Строятся они, как правило, в лекционно-урочной манере: преподаватель рассказывает о месте морали в системе общественного сознания, сущности этических учений, об основаниях моральных норм, повествует об исторических героях, примерах добра и зла и т.д. Однако в нашем динамичном, сталкивающим культуры, религии, политики, мире человеку недостаточно знать заповеди, императивы и исторические примеры, требуется тонкая рефлексивная работа по выработке хорошего суждения. Самое трудное в этическом образовании - научить применять этические принципы не по стереотипу, а контекстуально, т.е. видеть, что принципы, работающие в одной системе, в другой могут быть неприемлемыми.

История философии - действенное средство для преодоления догматизма и закрытости. Она помогает человеку находить культурную самотождествен- ность, и, что важно, не на узко местническом, а на универсальном уровне. Вместе с тем, повторим, преподавание истории мысли в той мере служит гуманистическим целям, в какой в нем соблюден баланс прошлого, настоящего и будущего, осуществляется подготовка подрастающего поколения к осмысленной жизни и адаптации к возможным зигзагам будущего.

Работа выполнена при поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (грант БРФФИ№ Г09МС-027). 2.5.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. - 762 с.. 2010

Еще по теме «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Янковская С.Ю.:

  1. «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Янковская С.Ю.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -