<<
>>

ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ РАЗМЕРНОСТИ ОПЫТА И ОБЪЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Тузова Т.М.

Основным проблемным контекстом, определяющим современную артикуляцию проблемы объективности социально-гуманитарного познания в ее внутренней взаимосвязи с интерпретацией онтологической специфики его субъекта, является предпосылочность познания.

Предпосылочно любое познание, как гуманитарное, так и естественнонаучное. Всякое теоретическое построение выполняется внутри принятой ученым определенной исследовательской парадигмы, явно или неявно базируется на определенных метатеоретических основаниях, задающих общие онтологические схемы видения изучаемого объекта, понимание его природы, структуры, типа взаимосвязей, поддерживаемых с другими объектами и др. Поэтому обоснование объективности дискурса предполагает эксплицитное соотнесение (отсылку) получаемого знания с системой предпосылок, на основе которых оно получено.

Важнейшей предпосылкой, с которой необходимо соотносить социогума- нитарное знание, выступает ценностно-смысловая структура человеческого опыта, в т. ч. познавательного. Ибо социально-гуманитарное познание - будучи, как и все другие виды познавательной деятельности человека, исторически обусловленным, предпосылочным, - в значительно большей степени, нежели естественнонаучное, сохраняет внутреннюю связь с ценностно-смысловыми размерностями человеческого существования. Это связано

а) со специфической организацией самого субъекта социогуманитарного познания, его онтологических схем и языка (предпосылочные ценностносмысловые структуры de facto оказываются активно задействованными при определении существенных свойств изучаемых объектов и определяющих их факторов, при конструировании изучаемой предметности, выборе методов ее познания, ее интерпретации и оценке) и

б) с онтологической спецификой предмета социогуманитарного дискурса (сам этот предмет изначально и неэлиминируемо включает внутрь себя сознание, ценность, выбор агента изучаемых социокультурных процессов, отношений и прочих социокультурных тотальностей, что должно, соответственно, учитываться на уровне формулировки целей социогуманитарного познания, способа конструирования его предметности и выбора методов).

Достижение строгой дисциплины социогуманитарного познания и дискурса предполагает, во-первых, разграничение ценностно-смысловых размерностей на вышеназванных уровнях (а и б); во-вторых, прояснение отличий ценностно-смысловой организации субъекта социогуманитарного познания от стихийно складывающейся ценностно-смысловой организации субъекта повседневного опыта и повседневной ситуации.

Необходимость последнего разграничения связана с тем фактом, что в со- циогуманитарном познании и дискурсе - в отличие от естественнонаучного познания с его искусственным языком, формализацией и математическим аппаратом, обеспечивающими очевидную дистанцию между этими двумя типами субъектов и некоторого рода «чистоту» естественнонаучного дискурса, - присутствие ценностно-смысловых содержаний повседневности (их вплетенность в собственно теоретические схемы понимания и интерпретации, переплетенность с ними) более глубинное и, вместе с тем, не столь очевидное. Поэтому первым шагом при исследовании условий объективности и истинности социогумани- тарного дискурса должно быть прояснение внутренней онтологической связи между ценностно-смысловыми размерностями человеческого существования, социокультурной реальности и социогуманитарного познания.

В качестве основной философской предпосылки анализа этой онтологической связи могут послужить идеи 1) изначального конститутивного присутствия субъективности в структуре бытия, социума, социально-исторической ситуации; 2) фактической ценностно-смысловой структурированности опыта субъекта (в т.ч. и познавательного) как исторически и социокультурно обусловленного агента действия, ситуации и познания.

Эта структурированность выражает одновременно сплавленность данного (несвободного) и свободы в человеческом существовании и познавательной деятельности, а именно, с одной стороны, принадлежность субъекта к определенной социокультурной среде, ее традициям (в том числе интеллектуальным) и, с другой, его усилие творческого самоопределения, выбора (по отношению как к традиции и наличному, так и к должному, ценности) и смыслополагания.

Поскольку этот выбор становится внутренней структурой его реального действия, ценность (как регулятор его выбора и действия) и смысл превращаются в реальный конституент бытия, социума, ситуации.

Это означает, что наличное (данное) как объект социально-гуманитарного познания артикулировано способом, каким человек самоосуществляется в мире, оно артикулировано ценностью и смыслом, производимыми субъектом в акте

46

переживания, понимания, построения ситуации, самоопределения и действия. И как бы современная философия при этом ни трактовала природу и происхождение смысла (как полагаемого сознанием самого субъекта или производимого действием структур языка, социальной системы, бессознательным и др. и лишь подставляемого сознанию, т. е. как продуцируемого нами или «причиняемого»), в любом случае онтологически он всегда уже вписан, встроен в структуру самой социально-исторической реальности (исследуемой ситуации, события, явления и отношения). Словом, ценностно-смысловая структурация есть то, что неустранимо присутствует и в человеческом опыте, и в самой социокультурной реальности - в объективированном, опредмеченном виде.

Такая их особенность определяет и ценностно-смысловую размерность социально-гуманитарного познания. Очевидно, что уже сама онтологическая неустранимость ценностно-смысловой размерности познаваемого объекта, социально-исторических событий и ситуаций, которую должен реконструировать субъект социально-гуманитарного познания, обусловливает необходимость использования такого специфического метода социогуманитарного познания, как понимание смысла (ценности, намерения) и действия субъектов и социальноисторических событий и процессов. При этом сам познающий субъект - сознательно или неосознанно - предстает исторически, политически, идеологически, ценностно, морально и интеллектуально ангажированным. Его сознание имеет свое «тело» в его субъективном и интерсубъективном опыте, оно обладает своей собственной историей и плотностью, тянет за собой свое прошлое.

В условиях этой его неустранимой ангажированности и формируются его онтологические схемы восприятия, понимания и интерпретации познаваемых социокультурных явлений, ситуаций, процессов. Это означает, что не только сознательно выбираемые им теоретические, но и дотеоретические, внетеоретические, далеко не всегда отрефлексированные, содержания задают перспективу и горизонт познавательной деятельности субъекта социогуманитарного познания, формируют схематизмы понимания и мышления, неявно для самого исследователя переходящие в конечный продукт познания (знание).

Поэтому, отказавшись от классической рационалистической идеи чистоты и беспредпосылочности сознания и познания, современная философия разрабатывает способы анализа деятельности сознания и ее продуктов в языке продуктивной роли предрассудка (Г.-Г. Г адамер), допредикативной жизни сознания, его горизонтности, «жизненного мира» (Э. Гуссерль), «перспективизма» восприятия и позитивного характера конечности (М. Мерло-Понти), «археологии» и телеологии субъекта (П. Рикер), субъекта практики и его постоянно возобновляющегося усилия тотализации и ретотализации, в котором происходит конституиро- вание смысла (Ж.-П. Сартр) и др.

Производный характер теоретических конструктов, зафиксированный современными философами, не должен подталкивать нас к отказу от идеала объективности и истинности социально-гуманитарного познания. Напротив, имен-

47

но открытие укорененности социально-гуманитарного дискурса в дотеоретиче- ских формах опыта и его связи с внетеоретическими структурами (ценность и смысл) ставит нас перед необходимостью тематизации и детальной проработки этого идеала в новых, современных контекстах, раскрытия возможностей обоснования объективности социально-гуманитарного познания через выявление и прояснение корреляции между используемыми онтологическими схемами субъекта социально-гуманитарного познания и ценностно-смысловыми размерностями его опыта. Выявление условий, позволяющих зафиксировать и эксплицировать присутствие нерефлексивного, дотеоретического в теоретическом рефлексивном знании, соотнесение ценностно-смысловых структур опыта субъективности с онтологическими схемами субъекта социально-гуманитарного познания позволит раскрыть роль философской рефлексии в обосновании объективности социогуманитарного дискурса.

Сказанное свидетельствует о перспективности разработок проблемы объективности социально-гуманитарного познания через конкретизацию проблемы онтологической связи ценностно-смысловых размерностей человеческого существования, социокультурной реальности и социально-гуманитарного познания в терминах горизонтности и перспективизма опыта познающего субъекта.

Работа выполнена при поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (грант БРФФИ№ Г09-170).

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. - 762 с.. 2010

Еще по теме ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ РАЗМЕРНОСТИ ОПЫТА И ОБЪЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Тузова Т.М.:

  1. ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ РАЗМЕРНОСТИ ОПЫТА И ОБЪЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Тузова Т.М.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -