ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дик П.Ф.
Значение философии в культуре и образовании, бытии современного человека трудно переоценить. Она по-прежнему подвергается радикальным нападкам; авторитет философской традиции стремятся использовать в политике и идеологическом противостоянии.
Религия и этнос как взаимодействующие феномены занимают в культуре, обществе постсоветских стран значительное, зачастую определяющее место. В частности, в Конституции Республики Казахстан представлены принципы светского государства, свободы совести, идеологического многообразия. Надеемся, что реальная политика и государственная система образования сохранят светский характер.
Учебный курс «Философия» названием подчеркивает необходимость представлять тип мировоззрения, форму общественного сознания и культуры совокупностью основных философских направлений, школ. Считаем перспективным видение К. Ясперсом методологии философского образования: обязательность изучения систематического философского мышления в триединстве участия в научных исследованиях, изучении текстов великих философов и ответственности за свою повседневную жизнь. Остается в числе лучших отечественный учебный комплекс, состоящий из учебника «Введение в философию» и книги для чтения «Мир философии». Учебный комплекс стал моделью для наших учебных книг по философии и философским дисциплинам для нефилософских специальностей (см.: [1], [2]). Наш учебный комплекс реализован одной
v/ V/ т~\ ^ V/
компактной книгой. В ней несколько взаимосвязанных частей: лаконичное изложение программного материала; схемы по курсу; задания и упражнения; хрестоматия; краткий словарь. Каждая часть начинается с методических указаний. Книга завершается сравнительно обширным списком рекомендуемой литературы.
Изменяются средства общения и носители информации, но не дух, смысл и предназначение философии. Сохраняется надежда, что существующая практика промежуточного государственного контроля в форме тестирования под предлогом объективной оценки учебных достижений студентов по философии канет в лету.
А пока преподаватель философии вынужден готовить студентов к ответственному экзамену, который самостоятельное философствование подменяет механическим запоминанием совокупности мелких и мельчайших фактов из поверхностных жизнеописаний мыслителей.Концепция философско-религиоведческого компонента высшего профессионального образования в Казахстане стабилизируется. Действующая типовая программа МОН РК по философии не содержит проблему сознания, проблема бытия в ней сведена к бытию человека. Соответственно, мировоззренческий потенциал учебного философствования многое теряет. Религия, понимаемая как исторический тип мировоззрения и форма культуры, представляется в контексте философского знания. Среди исторических типов философствования заняла свое место религиозная философия, в разделе «Основные проблемы философии» есть философия религии. Таким образом, преподаватель философии обязан реализовать философско-религиоведческий аспект образования в процессе преподавания базового курса «Философия».
К сожалению, другие дисциплины социально-гуманитарного цикла, как обязательные, так и по выбору, представляются типовыми программами без единого философского основания. Так, программа культурологии каждую из основных исторических культур и цивилизаций сводит к одному из типов культуры: мировоззренческой, религиозной, художественной или этнической культуре. В официальном перечне общеобразовательных дисциплин социальногуманитарного цикла отсутствует религиоведение. Стратеги образования полагают, что полноценное знание основ религии, начала культуры мировоззренческого и этноконфессионального общения в многонациональном сообществе юные граждане светского государства получат благодаря факультативу в выпускном классе общеобразовательной школы.
Полагаем, что среди специальных курсов философского цикла в образовательном аспекте наиболее перспективны этика, эстетика, религиоведение и этнология. В связи с распространением популизма, идеологизации и политизации науки, религии и этноса, религиоведение и этнология на постсоветском пространстве переживают не лучшие времена.
Разумеется, понижение конструктивной составляющей обыденной культуры наносит урон не только культурологическому циклу, но и науке, теории, практике развития постсоветского, в том числе казахстанского, сообщества. Сформировался однозначный стереотип отождествлять духовность и религиозность, при этом культуру Запада сводить к технико-технологическим достижениям, а Восток видеть хранителем духовности. Однако западная цивилизация стала доминирующей на планете, в том числе благодаря светской позиции терпимого отношения к мировоззренческому, идеологическому, политическому и религиозному инакомыслию групп и личности. Она прошла мучительный путь становления гуманистической философии, науки, культуры и сегодня остается привлекательной для многих стран, народов, конфессий, творческих личностей из других регионов планеты. Светское религиоведение, включая формы свободомыслия, по -прежнему является атрибутом гуманитарного знания в передовых странах западной цивилизации.Считаем, что наш учебный вариант курса философского религиоведения является перспективным изложением современного светского религиоведения. Этнокультурный аспект позволяет рассматривать традиционную проблематику, во-первых, без однозначного акцентирования на крайних - богословских или атеистических - версиях, во-вторых, представлять религию и свободомыслие в отношении религии (в том числе атеизм) как взаимосвязанные стороны одной из составных частей развивающейся культуры. Светское религиоведение в светском, правовом государстве и гражданском обществе с идеологическим многообразием представляет религию в качестве самого распространенного типа мировоззрения, соответствующего ему образа жизни и социокультурной организации. Отсюда возможности органично связать материал курса с профилем любой специальности вуза, а также с особенностями бытия поликонфессиональной и многонациональной страны.
Культурология, представленная в перечне общеобразовательных учебных дисциплин вуза, должна быть философской дисциплиной.
Очевидным преимуществом философской культурологии является реальная возможность органично объединить базовый курс «Философия» с прикладными дисциплинами философско-культурологического цикла: этикой, эстетикой и другими. В философской культурологии, по нашему мнению, целесообразно выделение следующих разделов: теории культуры, культуры и религии, истории культур [3, с. 22, 130]. Теория культуры включает информацию о предмете учебной дисциплины и изложение основ теории культуры. В следующем разделе следует начать с различения понятий «религия в культуре» и «религиозная культура». Религиозная культура является формой или сферой культуры, одной из нескольких в культуре человечества. Место религии (религиозной культуры) в культуре, ее влияние наотдельные части и культуру в целом, как правило, диктуется конкретной кон w тл w
цепцией взаимоотношения культуры и религии. В нашей концепции религия в широком смысле - совокупность конфессий, социокультурная организация и самый распространенный исторический тип мировоззрения - является доминантой культуры [3, с. 231]. История культур раскрывает собственно культурные основы ведущих мировых культур древности и современности с выделением специфики традиционного компонента в культуре различных народов. Особое внимание уделяем цивилизациям Евразии.
Богатый неоднозначный опыт человечества в этноконфессиональной сфере культуры свидетельствует о ее высокой значимости в судьбах личности, социальной группы и цивилизации. Этническая культура, органично сочетающая характеристики этноса и нации, может рассматриваться в курсе «Культурология». Представляется целесообразным и специальный этнологический курс, читаемый преподавателем-философом с этнокультурной специализацией.
Следует заметить, что образовательные возможности курса «Философия» и философских дисциплин могут быть реализованы только научнопедагогическим работником с соответствующей ученой степенью и научной специализацией. По-прежнему кадры решают все. Это актуально и в отношении других дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Литература 1.
Дик, П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для слушателей юридических специальностей / П.Ф. Дик. - Астана-Костанай, 2000. 2.
Дик, П.Ф. Основы философии: Учебный комплекс для вузов и колледжей / П.Ф. Дик. - Костанай, 2003. 3.
Дик, П.Ф. Культурология: Уч. пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. - Ростов-на-Дону, 2006.