О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Варич В.Н.
Учебная деятельность преподавателя философских дисциплин в вузе неотделима от воспитательного воздействия, поскольку изучение студентами гуманитарных наук непосредственно влияет на их мировоззрение.
Помимо проработки специальных тем, адресованных проблемам жизни и смерти, смысла жизни, добра, истины и красоты, подобные учебные дисциплины предполагают также постоянное обращение к наиболее совершенным образцам мировой духовной культуры. Вместе с тем, многолетний личный опыт преподавания философии и культурологии в государственных и коммерческих высших учебных заведениях, равно как и общение со студентами за пределами учебной аудитории, убедительно свидетельствуют о том, что на этом пути существуют серьезные трудности, обусловленные наглядным и быстрым сокращением общего гуманитарного (да и общенаучного) кругозора современных студентов, зачастую имеющих в начале обучения самое смутное представление о важнейших вехах мировой и отечественной истории, знаменитых ученых и художниках, закономерностях общественного и природного развития, а также об основных видах идеологий, верований, научных и художественных направлений.Падение образовательного уровня молодежи и несформированность системы личных убеждений является актуальной проблемой не только для современного белорусского общества - достаточно вспомнить характеристику нынешней западной культуры как «лоскутного одеяла» у А. Моля, рассуждения о «конце социальности» у Ж. Бодрийяра или даже обратиться к давнишнему художественному предсказанию Р. Брэдбери о будущем не читающем обществе, сделанном им в романе «451 по Фаренгейту». Плюрализм всех форм социальной жизни - от политических структур до эстетических предпочтений - представляет собой неотъемлемую черту постмодернистской культуры, принципиальной установкой которой можно считать отказ от монизма и монолитности. В данной культуре восприятие мира происходит бессистемно на основе мозаичной социокультурной таблицы, складывающейся из сообщений массовой коммуникации.
Такая социокультурная таблица не вырастает из единой системы воззре- ний подобно кристаллу, формирующемуся вокруг первичной структуры, а представляет собой достаточно случайный набор знаний, мнений, историй и сведений, на основе которого не может сложиться ни системное научное представление о мире, ни убедительная иерархия личных принципов и убеждений.Западная культура успешно осуществляет экспансию на постсоветском пространстве - как в силу бурного развития информационных технологий, так и благодаря вольно или невольно сформировавшемуся в ходе социальных преобразований последних десятилетий негативистскому отношению к собственному историческому наследию. Активное развитие глобальных коммуникационных сетей существенно усугубляет ситуацию в силу того, что доступность информации и ее обращение к усредненному массовому потребителю снижает социальную и личностную потребность в самостоятельных размышлениях и в развитой системе убеждений, которая позволяла бы без указаний и принуждения ориентироваться в различных ситуациях и осуществлять свободный выбор.
Невыраженность ценностной иерархии применительно к постсоветским реалиям во многом обусловлена отсутствием ведущей, господствующей, общепринятой, наиболее авторитетной или ортодоксальной системы ценностей. Такая система могла бы формировать главный вектор духовной жизни общества, определять его цели и перспективы, смысл социального и личного бытия, обосновывать ценностные установки. Если в обществе, в силу различных объективных и субъективных причин, не сложилась единая идеология и не выработан общественный идеал, то каждый молодой человек вынужден самостоятельно формировать свои ценности и убеждения, определять жизненные ориентиры и вырабатывать модели поведения. Самоопределение личности в процессе социализации - необходимое условие ее формирования, однако самоидентификация может быть законченной и успешной только при наличии общепризнанных критериев оценки. Отсутствие таких критериев и устойчивой системы ценностей общества вызывает в его духовной жизни такие явления, как индивидуализм, прагматизм, меркантилизм, аномию, отчуждение, а также различные маргинальные и контркультурные феномены.
В таких условиях молодому человеку приходится определяться самостоятельно на основе внутреннего чутья («чувства ценности»), интуиции, воображения, мнения авторитетного человека или же вовсе по принципу «нравится - не нравится». Производя практически наугад селекцию тех идей, ценностей и значений, которые предлагают ему семья, школа, друзья, формальные и неформальные группы, а также СМИ, он испытывает гораздо большие затруднения в процессе социализации, нежели молодой человек в обществе с развитой и одобряемой большинством идеологией.Идейный и культурный плюрализм справедливо оценивается как одно из важнейших достояний демократического общества, однако многообразие в ценностных ориентациях, преобладающее над их единством, является одним из источников мировоззренческой неопределенности и неразвитости личных убеждений молодежи. Предлагаемое современной массовой культурой фонтани-
461
рующее изобилие мнений, взглядов и учений во многих случаях дополняется недостатками первичной социализации, когда сами родители не обладают систематическими знаниями и устоявшимися убеждениями и (в силу занятости или отсутствия интереса к духовной жизни юного поколения) не обсуждают с детьми важнейшие мировоззренческие вопросы. (Живая заинтересованность студентов в такого рода беседах наглядно проявляется на семинарских занятиях по философским дисциплинам и в различного рода внеучебных дискуссионных мероприятиях). В силу внешнего влияния или в результате самостоятельного духовного поиска молодые люди могут преодолевать такую ситуацию различными способами. Это может быть и своего рода фундаментализм, то есть возвращение к уже зарекомендовавшим себя ценностным системам в их аутентичном виде; и идейный аутизм, когда молодой человек замыкается на собственном духовном мире; и обращение к какому-либо признанному источнику убеждений и моральных принципов; и мировоззренческий нигилизм, отрицающий саму возможность общезначимых ценностей; и участие в создании новой идеологии, иногда принимающее радикальные формы; и пассивное следование популярным взглядам и культурным движениям.
Наиболее надежным путем формирования и самоопределения личности представляется обращение к авторитетным в общечеловеческом смысле системам взглядов и убеждений, которые востребованы на протяжении столетий и содержат в себе простые нормы нравственности, основные модели поведения и общечеловеческие ценности. Задача преподавателя философских дисциплин в этом плане заключается в том, чтобы помочь студентам в выявлении волнующих их проблем, сориентировать в поиске и обсудить его результаты, не навязывая при этом собственных мнений, но предостерегая от усвоения экстремистских идей и проявлений нетерпимости. Сформированная таким образом система ценностей могла бы образовать основу личных убеждений, исходя из которых молодой человек принимал бы или не принимал новые идеологии и вообще любые когнитивно-ценностные системы.
Однако достижение этой цели затрудняется не только упоминавшимся элементарным незнанием тех художественных концепций, религий, философских и научных взглядов, которые изучались в школьных курсах, но и нарастающей девальвацией знания, умения самостоятельно размышлять (а не просто пользоваться найденной информацией), аргументировано отстаивать свою точку зрения, всерьез задумываться о важных событиях и давать им внятную личную оценку Поверхностно-инфантильное, бездумное отношение к жизни, свойственное многим молодым людям, делает их не способными совершать самостоятельный выбор, оценивать различные призывы и идеи через призму своего «я», а свобода выбора уступает место конформизму и стремлению достичь обеспеченной и комфортной жизни как доминирующей ценности. Противостоять таким явлениям могла бы продуманная и поддерживаемая на государственном уровне программа воспитания студенческой молодежи. Пока же воспитательная
462
стратегия окончательно не выработана, важнейшая задача преподавателя гуманитарных наук заключается в инициировании заинтересованных размышлений студентов по важнейшим и актуальным вопросам экономической, религиозной, философской, научной, психологической и художественной культуры, которые способствовали бы выработке у них навыков самостоятельной ориентации в культурном и социальном пространстве, формированию собственных развитых убеждений и развитию навыков межкультурного диалога.
Еще по теме О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Варич В.Н.:
- О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Варич В.Н.
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- О РОЛИ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В.Н. Варич