<<
>>

Э. Д. Хафизов ПРАВОСЛАВИЕ КАК ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ в российском ПОРЕВОЛЮЦИОННОМ ЗАРУБЕЖЬЕ

Осознание проблем сохранения и приумножения традиций отечественной культуры, роли и значения институтов духовной сферы общества в условиях утверждения западноевропейских ценностей, основанных на прагматизме и индивидуализме, невозможно осуществить без обращения к опыту носителей культуры российского зарубежья пореволюционной волны, представители которой стремились всеми силами сохранить культурное наследие дореволюционного периода и ослабить процесс ассимиляции в стране пребывания.

В условиях разобщенности россиян-эмигрантов консолидирующей силой выступала духовная сфера. Патриотизм, русскость и православие составили основу их самоидентификации с русской культурной и духовными ценностями. Именно православная вера стала определяющим фактором, позволившим нашим соотечественникам не раствориться в стране пребывания. Наряду с общественными организациями и образовательными учреждениями православная церковь стала своеобразным центром притяжения россиян за рубежом. Многие аспекты российского зарубежья пореволюционной волны получили освещение в печати. Однако роль и значение православия этого периода по сохранению этнокультурной идентичности россиян-эмигрантов еще не отражены в полном объеме.

Основу духовности русская диаспора видела в православии. В пореволюционные годы богослужения совершались в храмах, построенных еще до революции при российских посольствах или в местах с традиционно многочисленными русскими диаспорами. Руководимые верой и надеждой наши соотечественники возводили православные храмы. В Париже в 1920-е годы в районе Пасси действовали более 30 православных церквей. Главным среди них был храм Александра Невского, расположенный на улице Дарю, в котором был лучший церковный хор. Даже в Африке были созданы православные приходы. Так, в Алжире были воздвигнуты храмы в честь Святой Троицы и апостола Андрея Первозванного. В столице Марокко г. Рабате была построена церковь в честь Воскресения Христова. До сих пор авторитет Русской церкви здесь насколько высок, что на официальные королевские торжества приглашают посла России и настоятеля прихода.

Храмы, построенные в соответствии с православными канонами, с одной стороны становились центрами духовной жизни русского зарубежья, с другой — являлись архитектурными памятниками православного вероучения, материальным выражением национального самосознания.

Россияне за рубежом весьма болезненно воспринимали факты посягательства и уничтожения религиозных храмов в Советской России. В ответ на разрушение Иверской часовни на Красной площади в Москве эмигранты в складчину выстроили ее копию в г. Белграде.

В чрезвычайно тяжелых условиях не прекращалась церковная жизнь. Продолжалось иноческое подвижничество в древнем русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне (Греция) и среди русских обителей на Святой земле. В пореволюционный период эмиграции сохранялась иконническая традиция. Долгое время в г. Праге действовал научный семинар видного специалиста византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондакова. Византийские и древнерусские мотивы получили отражение в росписи стен и иконостаса церкви Сергеева подворья в Париже.

Православное печатное слово стало действенным способом сохранения и передачи религиозных ценностей. Среди периодических изданий следует отметить журнал религиознофилософской академии «Путь», издававшийся под редакцией Н. А. Бердяева, журнал «Православная мысль» Богословского института, «Новый град», редактировавшийся Г. П. Федотовым.

Приумножению христианских ценностей способствовали молодежные организации, среди которых особенно выделялось «Русское студенческое христианское движение», основанное в 1920-х годах, которое на сегодня объединяет уже четвертое поколение эмигрантов.

На Дальнем Востоке в г. Харбине среди русской диаспоры долгое время действовал христианский союз молодых людей. Уже на начальном этапе просветительской деятельности организация создала библиотеку и читальные залы, комнату для самостоятельных занятий, организовывала публичные лекции и курсы лекций по гуманитарным наукам, литературе и праву, способствовавшие расширению кругозора и повышению образовательного уровня. К проведению занятий привлекались лучшие специалисты и преподаватели города. Молодым людям были прочитаны следующие курсы лекций: Г. К. Гинс «Учение о праве и его общественное значение», Н. И. Миролюбов «Учение о преступлении и наказании», П. И. Петров «Популярные беседы по экономике», И. И. Серебренников «Сибиреведение», А. В. Соловьев «История русской литературы и общественности ХГХ в.», А. М. Спасский «Гигиена детей школьного возраста», Н. А. Стрелков «Американский философ Джемс», Н. В. Устрялов «Основные проблемы науки о государстве».

Весьма значимым направлением подвижническая деятельность. Прицерковные организации были заняты оказанием социальной помощи обездоленным. В качестве примера следует отметить деятельность «Православного дела», которую возглавляла Е. Ю. Скобцева (в монашестве матерь Мария).

В завершение рассмотрения проблемы с полным основанием можно говорить о том, что русская зарубежная православная церковь, объединяя представителей всех сословий вокруг себя, способствовала культурной идентификации и во многом противодействовала процессу ассимиляции россиян за рубежом. В большинстве своем русские эмигранты духовное наслоение православия рассматривали в качестве залога и гарантии сохранения культурных традиций России.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Э. Д. Хафизов ПРАВОСЛАВИЕ КАК ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ в российском ПОРЕВОЛЮЦИОННОМ ЗАРУБЕЖЬЕ:

  1. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  2. 1. Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920—30-е гг.)
  3. Дамбаева Аюна Геннадьевна К вопросу о воспитательной роли рекламы в аспекте этнокультурных факторов
  4. Н. А. Овсянникова ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  5. Этнические миграции как угроза этнокультурной безопасности России
  6. 2.3. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
  7. II Стихия православия: Церковь и быт. Демократизм в понимании Церкви. Важное значение обряда. Консерватизм. Монашеский идеал. Приходское православие. Взгляд на духовенство. Быт; церковность в быту. Языческие воспоминания. Дисциплина в домашней жизни. Православная культура. Отношение к земле и хлебу. Двоеверие. Колдуны.
  8. 5.2. Фактор насилия в образовании Российского государства
  9. 5.4. Патримониальный фактор в создании Российского государства
  10. § 2 . Пограничные проблемы Российской Федерации. Фактор «новых границ»
  11. А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Н.Н. Серегин Алтайский государственный университет, г.Барнаул, Россия МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР АЛТАЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ХРОНОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ)1
  12. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.С. ТИМАШЕВА В ПЕРИОД ПРАЖСКОЙ ЭМИГРАЦИИ Э.Д. Хафизов
  13. СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
  14. Методы идентификации монетной титулатуры
  15. 8.2.5. Результаты идентификации.
  16. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
  17. Слухи — как фактор манипуляций
  18. 3.4. Коммуникативность как фактор социализации
  19. 3.7. Культура как фактор социализации личности
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -