<<
>>

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ: НЕКОТОРЫЕ ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Табачков А. С.

Стремительные политико-идеологические перемены и порождаемые ими уникальные исторические ситуации способны бросить вызов всему социуму и, не в последнюю очередь, самому его пониманию собственной историчности.

Огромные геополитические трансформации начала 90-х, достаточно неожиданно для абсолютного большинства сделавшие Беларусь независимым государством, с беспрецедентной остротой поставили перед нами такие определяющие вопросы, как «кто мы?» и «откуда мы?». Первые попытки дать ответы на эти вопросы, предпринимавшиеся исходя из культурных, на самом деле, скорее, даже неких лингвистических приоритетов, успеха не имели: скрывавшиеся за ними, впрочем, вполне очевидные попытки предложения крайне архаичных форм националистического дискурса в неком среднеевропейском стиле конца XIX века вызвали неприятие большинства и, по большому счету, оказались также неприемлемыми для действительно способной к рефлексии части интеллектуального меньшинства.

Перед национальной исторической наукой стоит непростая задача интеграции весьма разнородного культурно-исторического и даже цивилизационного опыта: здесь и исторический опыт нахождения нашего народа в составе Великого Княжества Литовского и его пребывание в Российской Империи, период нашего существования в СССР и пока еще сравнительно непродолжительный, но очень богатый важнейшими событиями период государственной независимости. Мы уверены, что эту задачу не удастся уждается эффективно решить без выработки новых онто-гносеологических концепций и создаваемых на их основе новых историко-теоретических и методологических стратегий интерпретации прошлого. Одной из таких онто-гносеологических концепций, вернее, конечно, попыткой таковой, и является представляемая в этом докладе метатеоретическая концепция исторического познания [1].

Конститутивными элементами событийного исторического бытия являются в нашей концепции так называемые паратеоретические паттерны неспонтанных интенциональных действий - особые структуры теоретически организованного идеального.

При этом определение «теоретический», в данном случае, характеризует как форму организации, так и функцию данных структур идеального относительно практики разумного деятельного человеческого бытия, которое, собственно, и создает историю (см. также [2]).

Таким образом, мы не указываем исторической науке, чем она должна стать, но стараемся показать, чем она давно и по праву, по крайней мере, в лучших своих проявлениях, является - пусть во многом, является и неосознанно - с гносеологической и, как следствие, с эпистемологической и методологической точек зрения.

Можно заметить, что, в общем, в чем-то родственные интуиции лежат также в основе так называемой истории ментальностей, но между этими двумя концепциями, есть, как нам кажется, одно очень существенное различие: «ментальность» как понятие и «история ментальностей» как построенная с помощью этого понятия концепция, это никак философски не защищенные и не обоснованные продукты сущностно поверхностного, хотя и безусловно изящного (особенно в концепции «текстурологии» М. де Серто), интеллектуального усилия.

В нашей концепции сама практика жизни, той событийной субстанции, которая и становится потом историей, является непосредственно-теоретически обоснованной. Теоретические по форме своей организации элементы идеального понимаются в представляемом данном докладе исследовании как паратеоретические паттерны неспонтанных интенциональных действий. Стоит сказать, что данное терминологическое новшество вводится нами для того, что бы, с одной стороны, отличить теоретически организованное идеальное исторического процесса от теоретического в узком, специальном значении этого понятия. С другой стороны, нам не хотелось бы по ряду очевидных причин (хотя бы из-за слишком широкого объема и довлеющей истории употребления - и злоупотребления) использовать в данном случае понятие «идея».

695

Поэтому, вследствие описанного выше истолкования онтологической структуры прошлого, историческое знание полагается в нашей концепции как знание априори метатеоретическое.

Остается добавить, что, по-видимому, любая рационалистическая версия онто-гносеологических оснований философии истории не может не быть определенным возвращением к Гегелю и к его пониманию роли разумного начала в историческом бытии.

Будучи всегда захваченными поисками ситуативно варьирующихся интерпретативных значений исторически случившегося, мы склонны совершенно упускать из виду то, что смысл события вводится в реальность мироисториче- ского существования ничем иным, как событием смысла. Это значит, помимо прочего, что неосмысленное не может вступить в права действительного и что нет и не может быть бессмысленных событий. Случайное и непреднамеренное не равно и не сходно с бессмысленным; случившемуся непреднамеренному обязательно будет предан смысл и неважно, что это произойдет после момента его событийной реализации. «Неважно» потому, что предшествование смысла как замысла - в качестве отличительной черты неслучайного - это, конечно, во многом, иллюзия: какое зафиксированное историей преднамеренное действие имело, имеет или будет иметь в интерпретациях и в зависимой от них событийности смысл, полностью тождественный предварительному замыслу, пресловутым благим намерениям деятеля?

Таким образом, событийное бытие истории слагается из двух основополагающих ипостасей - из осуществления помысленного и из осмысления осуществленного. Конечно, в нем присутствует и неосмысленно осуществившееся и помысленное не существовавшее и, конечно, случайное, но это - маргиналии, которые не должны отвлекать нас от этой главенствующей двоицы взаимодействия сущего и мысли.

Литература 1.

Табачков, А.С. История как метатеория прошлого / А.С. Табачков. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. 2.

Адуло, Т.И. Разумность как безусловное основание общественной истории / Т. И. Адуло // Философское наследие Беларуси как духовная основа самоидентификации нации: материалы международной научной конференции, Минск, 8 - 9 ноября 2007 г. / НАН Беларуси, Институт философии. - Минск, ИООО «Право и экономика», 2007. - С. 217-220.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. - 762 с.. 2010

Еще по теме ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ: НЕКОТОРЫЕ ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Табачков А. С.:

  1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ: НЕКОТОРЫЕ ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Табачков А. С.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -