<<
>>

З. Я. Капустина МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУлЬТУРА ЧЕлОВЕКА: РЕлИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

В своей работе «Тускуланские беседы» Цицерон пишет: «.и поля не всегда плодоносны, хотя и возделываются... Так же не плодоносны и души. .как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа».

Человеку как существу незавершенному необходимо постоянно демонстрировать свою человечность — «окультуренность», «одухотворенность», «облагороженность», свою способность к символизации, к вере в Высшие смыслы — иначе он начинает демонстрировать нечеловеческие свойства, то социальное, что сближает его с миром животных!

В этом смысле культура — это не столько результат, сколько способность насыщать сознание определенной информацией, овладевать энергией мыслей, чувств, страстей, желаний индивидуума и подчинять их особым символам человеческого бытия.

В символах исток и основа культуры, считает Л. Уайт [1, с. 21]. Согласно Э. Кассиреру [2], символ — это форма, в которой находит свое выражение всякое проявление духа. К. Гирц убедительно отмечает: «Не руководствуясь символами, человек вел бы себя абсолютно неуправляемо, его поведение представляло бы собой хаос бессмысленных действий и спонтанных эмоций, его опыт был бы совершенно неоформленным. Люди были бы вовсе не умными дикарями, они были бы недееспособными чудовищами, обладающими очень незначительным числом полезных инстинктов и еще меньшим числом чувств, при полном отсутствии интеллекта» [1, с. 128].

Для человека, как бы ни изменялась интенсивность ощущений, они не перестают быть символами. Мысль человеческая состоит из постоянного движения означающих символов (Дж. Мид), всего того, что вырвано из обычного контекста и используется для придания значения опыту. Индивид воспринимает их как данность, использует преднамеренно или импульсивно, чтобы ориентироваться среди познаваемых опытным путем предметов. Ценностное значение символа — это синтез интеллектуального начала, эмоциональной оценки и побуждения, наполненного определенным ориентирующим смыслом.

Принцип (идея) и чувство в символе носят обобщенный характер, выступая в качестве конструктивного принципа, закона.

В этом плане мировоззренческая культура должна складываться с одной стороны из означающих символов — вербально и невербально оформленных поведенческих реакций, поступков, поведения, отношений граждан друг к другу, которые означают общезначимые выражения ощущений, чувствований и рассудка, детерминированных знанием, пониманием, приятием общественно значимых этических принципов и желанием их выражения как личностного свойства гражданина и человека: почтительности, уважения, признания, умеренности, вежливости, мужества, участливости, доверия, понимания, мудрости, благочестия, заботы, толерантности, солидарности, помощи, поддержки, геройства и т. д. и, напротив, означающих выражение эгоизма, бестактности, гордыни, грубости, равнодушия, трусости, крохоборства, коррупции, предательства и др. Этими принципами должно структурироваться бытие личности — нравственность. Она формируется в семье, школе, социуме — в пространстве культуры и терминах культуры. Ибо основу нравственности составляют привычки той среды, той культурной ситуации, в которой человек живет, в которой факторный вес социального, природного нередко превышает культурообразующую часть. Мера нравственности — это мера культуры. Нравственность — фундамент гражданственности.

Жизнеполагающую значимость для человека составляет кластер означаемых символов — этических категорий. Платон, Аристотель использовали этические категории для описания принципов организации совместной человеческой жизни в гражданском обществе. В этическом А. Швейцер находил силу, «побуждающую людей становиться человечными в самом глубоком смысле этого слова» [4, с. 117]. Паттерны культуры, культурные привычки в данном случае имеют не общий, а специфический характер добродетели.

Означаемые символы — это этические категории, становящиеся принципами, поскольку имеют побуждение воли, задают вектор направленности поведению с ориентацией на различение добра и зла.

Вера в высшие смыслы этических категорий способна структурировать человеческое сознание — мы говорим о ценностном сознании, о духовности. Эмпирический доступ к системам значимых символов мы получаем, исследуя явления жизни, межчеловече- ские отношения в процессе рефлексии культуры, а не составляя однородные паттерны из абстрактных фигур.

Однако пока слабым остается осознание того, что принципы, действия, поступки, поведение, отношения и эмоции — продукты культуры. Каждый человек должен взять на себя функцию выдвижения этических принципов, идей, того, что является чувствуемым.

Этическая категория выступает как конструктивный принцип человеческих действий и волевой устремленности. Этические принципы призваны направлять действия, поведение человека на сохранение жизни, формировать ценностные межчеловеческие отношения, задавать оптимистическую стратегию общественного развития, и в этом смысле они имеют жизнеполагающее значение для каждого отдельного гражданина и общества в целом. Они должны рассматриваться как ценности и ценностные ориентиры, образующие «человеческий капитал», духовный потенциал нации. В силу своей значимости этические категории должны найти свое достойное место в курсе изучения русского языка, их концептуализация — прерогатива культурологов, аксиологов.

В концентрированном виде этические ценности и их обоснование представлены в религиозной философии, в Библии.

Базовой в формировании мировоззренческой культуры должна признаваться именно этическая компонента. Ибо именно она порождает способность граждан ощущать, осознавать свою причинность в общественных процессах и тем самым порождает адекватное рациональное наполнение политического дискурса.

Резюмируя, можно сказать, что нравственность — структурированное этическими принципами бытие человека: его мысли, чувства, эмоции, воля, проявляющиеся в живом поступке, отношениях, действиях — результат способности индивидуума к символизации и с ее помощью организации энергии своего Я во взаимодействии с другими.

Аспект религии в развитии мировоззренческой культуры должен занимать особое место, тонко, проникновенно вселять веру в сердца людей, в Высшие смыслы этических категорий, в Высшие смыслы человеческого бытия. Если философский, культурологический аспекты могут воздействовать на разум и физику тела, то религиозный — на его душевно-духовную ипостась. Важно вернуться к изначально попранной в нашей истории формуле развития гражданского общества: знания — нравственность — вера. Постулируемой формулой «образование — воспитание — развитие» не задаются параметры развития личности и общества — уровень и вектор (созидания), потому и искажается результат, свидетелями чего мы все являемся.

литература 1.

Антология культуры. — СПб.,1997. 2.

Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером. — М., 1967. 3.

Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре о духе // Культурология ХХ века. — 1998. — № 11.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме З. Я. Капустина МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУлЬТУРА ЧЕлОВЕКА: РЕлИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ:

  1. З. Я. Капустина МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУлЬТУРА ЧЕлОВЕКА: РЕлИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -