<<
>>

И. В. Котляров ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Проблемы современного мира. Сегодня мир оказался в принципиально новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами. Международный терроризм, экологическая опасность, демографический и экономический кризисы, истощение материальных и духовных ресурсов, критические деформации культурного и информационного пространства, разрушение исторических, культурных, этических традиций, нравственная деградация общества волнуют миллионы людей.

В современном мире царит культ насилия и эгоизма, неверие в способность государства и общества защитить своих граждан. Постоянно девальвируются такие важнейшие дефиниции, как долг и совесть, достоинство и честь, верность Отечеству и любовь к Родине. Средства массовой информации прежде всего электронные, наполняют сознание людей чуждыми нашей духовности и культуре стереотипами мышления и поведения. Традиционные способы формирования внутреннего духовного мира вытесняются телевидением и интернетом. Общественные институты, призванные формировать в человеке чистое и прекрасное, нравственные и эстетические ценности, оказались не способными в сложнейших условиях эффективно выполнять свои важные функции. Все это требует четкого и немедленного ответа от благонамеренных сил современного общества. Инновационное развитие, рост экономических показателей и уровня потребления — все это хорошо, все это важно и нужно. Но необходимо четко понимать, что все это — не главная цель общественного развития, а лишь средство, технология решения важной задачи, в центре которой находится человек, община, народ, их счастье и развитие. В мироощущении каждого отдельного человека, как в капельке влаги, отражается существование всего человечества. Все современные проблемы неразрешимы без нового мировоззрения, принятия иной системы ценностей и убеждений, без радикального изменения ставшего привычным в последнее время взгляда на мир, а точнее, возвращению к традиционным, ортодоксальным идеалам и ценностям, православному мировоззрению. Без этого любое государство, любой народ, любая нация будут оставаться кораблем, который не знает, куда плывет, и для которого никогда не будет попутного ветра, не будет гостеприимной и надежной гавани.

Для белорусского народа тема влияния духовных ценностей всегда была актуальной. Культурные ценности белорусского народа, его духовное наследие на протяжении многих веков служили мощным источником национальной духовности. Несмотря на крайне неблагоприятные на протяжении длительного периода времени внешние и внутренние условия, белорусскому народу удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передаются от поколения к поколению. Белорусский народ никогда не ждал, что кто-то придет и устроит для него хорошую жизнь.

С первых дней независимости Беларуси важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, стало развитие того огромного и бесценного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось предыдущими поколениями наших предков.

Возращение к духовным истокам народа и его корням, к традиционным духовным ценностям белорусский народ рассматривает как органический, естественный процесс роста национального самосознания.

Особое место в жизни современного белорусского общества занимает церковь. Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство. Республика Беларусь как светское демократическое государство признает Церковь как один из важнейших социальных институтов, сохраняющий духовные и культурные ценности белорусского народа, как составную часть исторического достояния Беларуси и его национального самосознания. Церкви гарантируется свобода внутренней организации, исполнения культовых обрядов и иных видов деятельности, а также право церковной юрисдикции на своей канонической территории в рамках Конституции и законодательства Республики Беларусь. С другой стороны, Церковью признается роль белорусского государства как гаранта сохранения духовных и культурных традиций народа, в том числе исторически сформировавшихся под ее влиянием. Отношение Церкви к государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать общественный порядок, защищать национальные интересы, нравственность, охранять духовные и культурные ценности народа. Немаловажным является и сотрудничество с государством в духовной и социальной деятельности, в расширении возможностей для совместного противодействия псевдорелигиозным структурам и тоталитарным сектам, представляющим особую опасность для личности, белорусского народа и общества.

В Республике Беларусь церковь принимает активное участие в жизни белорусского общества. Ее влияние на умы и сердца белорусских граждан огромно. Белорусское государство и Церковь, не подменяя друг друга, многое делают для духовного совершенствования белорусского народа. Соединение усилий Церкви, государства и общественности позволяют сохранить и приумножить великое наследие наших предков, созданное многими поколениями.

Социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси в апреле 2010 года, показали, что среди верующих с православием отождествляет себя около 80%, с католицизмом — более 15%, с протестантизмом — около 2%. Причем почти половина (39,3%) респондентов считает, что выжить им в сложнейших ситуациях помогает именно вера в Бога. Чуть менее четверти опрошенных считает, что помогает во всех ситуациях, шестая часть — в большинстве случаев, пятая часть — в некоторых ситуациях. Такое отношение к Богу характерно как в городе, так и в селе. И это не удивительно, так как подавляющее большинство респондентов считают себя верующими. В то же время церковь, костел, синагогу и т. д. регулярно посещает только каждый десятый опрошенный, половина — изредка, треть — не посещает никогда. Причем число постоянно посещающих церковь уменьшается. Мода на церковь падает. Возникает вопрос: является ли верующим тот, кто не ходит в храм, не может отличить Новый завет от Ветхого, не знает своего священника. Однако более двух третей респондентов заявили, что современному человеку нужна религия, так как, по мнению 32,1%, она способствует нравственному улучшению людей; 25,8 — помогает сохранить культуру и традиции народа, объединяет людей; 22,4% — дает человеку утешение и смирение; 16,8% — помогает найти смысл жизни. Важно сделать так, чтобы как можно больше людей нашло дорогу к храму, чтобы эта дорога стала потребностью человеческой души.

Современная конфессиональная структура Беларуси является продуктом длительного исторического развития. Формируя политику и приоритеты в сфере свободы совести, государство максимально учитывает особенности религиозно-церковной ситуации, характер межконфес- сиональных отношений. Вопросы государственно-церковных отношений регулируются Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». В преамбуле Закона подчеркнута исторически значимая роль традиционных для Республики Беларусь религий. Так, например, отмечена определяющая роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси; неотделимость от общей истории Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

Белорусская православная церковь как исторически традиционная конфессия играет важнейшую роль в духовном возрождении белорусского народа. В настоящее время Церковь, используя свой богатый многовековой опыт духовного служения, формирует у людей высокие гражданские и нравственные качества, являясь основой конфессионального мира и стабильности. Белорусское государство особо ценит общепризнанный авторитет православия в обществе, высокое доверие православных иерархов, к слову которых прислушиваются миллионы соотечественников, их патриотическая позиция поддерживается подавляющим большинством граждан Беларуси. По данным социологического мониторинга, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси с 1990 г., Православная Церковь стабильно занимает второе место в рейтинге доверия основных социальных институтов страны после Президента страны.

Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко неоднократно подчеркивал, что основой духовно-нравственного развития белорусского общества являются православные ценности. И в том, что на белорусской земле не упала ни одна капля крови в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, огромная заслуга православия. Как результат, в Беларуси процессы сотрудничества православия и государства, православия и научного сообщества идут прогрессирующими темпами. Летом 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Данное Соглашение отражает конституционные нормы взаимоотношений государства и Церкви, соответствует гражданскому законодательству Республики Беларусь, оно отвечает интересам белорусского народа и не ущемляет ни одну из конфессий, а также граждан республики на свободу совести и свободу вероисповедания.

Подписание данного Соглашения между белорусским государством и Православной Церковью — это очередной важный шаг в признании определяющей роли православия в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, в реализации конституционных принципов взаимоотношений государства и Церкви, а также внимания государства к сохранению историко-культурного и духовного наследия белорусского народа. В соответствии с данным Соглашением республиканскими органами государственного управления и Белорусским Экзархатом были разработаны и внедряются в жизнь 14 совместных программ сотрудничества. Такого соглашения и таких программ сотрудничества нет ни в одной из стран мира.

Особое значение в жизни белорусского общества играют православные ценности, которые формируют крепкий моральный дух и патриотическое сознание каждого гражданина белорусского государства, и которые находятся в основе православной морали. Без них самые современные воспитательные технологии теряют всякий смысл. Ведь вопрос православных ценностей всегда волновал великих мыслителей, церковных иерархов и государственных деятелей, простых граждан.

Более двух тысяч лет назад, на заре христианской эпохи, как повествует евангелист Лука, люди спрашивали у Иоанна Крестителя, считавшегося пророком: что им делать? И он ответил им: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк 3:14). Значение жертвенного служения Отечеству раскрыл своим ученикам Иисус Христос в заповеди: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

В Новом Завете Спаситель дал людям принципиально новые нравственные правила, необычные по строгости даже для самого последовательного верующего. Он обещал нескончаемые муки за малейшее злословие (Мф 5:22), строго запрещал даже мысленное прелюбодеяние (Мф 5:28). Он заповедовал человеку отвергнуть защиту всех своих земных интересов и не только не отвечать злом на зло, но и благотворить делающему зло (Мф 5:39—45). Он не считал допустимым даже то, что во все века считалось нормальным и для естественной, и для ветхозаветной этики: принимать от людей моральное удовлетворение за религиозность и праведные дела (Мф 6:1—6).

Православные ценности — ценности долга, ответственности, трудолюбия, творчества можно прививать, используя различные формы воспитания, в которых могут и должны присутствовать религиозные знания и воззрения. Очень важно использовать весь потенциал православия в формировании человеческой личности, способной сохранить в непростых условиях современности нравственную целостность и силу духа, честь и любовь к Отечеству. Государственное закрепление базисных православных ценностей и их широкое общественное признание приведут к процветанию любого государства.

Одной из важнейших традиционных ценностей белорусского общества является семья. Об отношении белорусских граждан к семье можно судить по ответам на вопрос социологического мониторинга: «Что помогает Вам бороться и справляться с жизненными проблемами и сложностями?» Самая огромная надежда у подавляющего числа белорусских граждан в сложном положении — на семью. Более половины респондентов считает, что семья помогает во всех жизненных ситуациях, более четверти — в большинстве случаев. Действительно, семья — это высшая православная ценность. В качестве основного элемента общества семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. В семье формируется круг интересов и привязанностей человека. Здесь он формируется как личность, через призму семейного мировосприятия постигает мир. Во многом благодаря наличию в обществе благополучных семей крепнет и развивается государство, растет благосостояние белорусского народа.

Однако социологов особо беспокоит тот факт, что авторитет семьи постоянно падает. Оказывается, многие молодые люди считают, что создание семьи и удовлетворение сексуальных потребностей — это совершенно разные плоскости. Это совершенно не допустимо, не соответствует православным ценностям и идеалам. Митрополит Кирилл особо подчеркивал, что телесные связи вне семьи разрушают личность, что в интимных отношениях неприемлем так называемый достаточный опыт.

Вторая проблема. Как показывают социологические исследования, в падении авторитета традиционной семьи виноваты многие женщины, которые не хотят рожать детей и делают аборты. Особенно когда вокруг тебя столько соблазнов, зовет красивая жизнь и золотые огни ресторанов, да и карьерный рост совершенно не хочется терять. А что это за семья, в которой нет детей? Виновато и государство, которое не способно обеспечить нормальный труд не только многодетным семьям, но и женщине с маленьким ребенком, которую не всегда хотят брать на работу. Да и мужчины, которые не только не способны обеспечить всем необходимым семью, но удовлетворить в рамках ее сексуальные потребности.

Если социологи только сейчас ищут основные проблемы кризиса семьи, то Православная Церковь всегда призывала к укреплению института семьи и утверждению в обществе ценностей семейной жизни. Она постоянно выражает свое возмущение распространением порнографии и жестокой эротики на экранах телевизоров, растлением молодежи, алкогольной, табачной и наркотической зависимости населения, пьянством и наркоманией. Государство и общество всегда особенно рьяно поддерживали церковь в этом богоданном деянии. Все прекрасно понимают, что именно семье принадлежит важнейшая воспитательная функция формирования нравственного облика и мировоззрения современного человека.

Образование как традиционная ценность. В Республике Беларусь прекрасно понимают, что ни одно современное государство не способно эффективно и устойчиво развиваться без укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей. У любого народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами; если культура будет влачить жалкое существование на фоне масскульта, охватывающего своими грязными щупальцами современное общество. Мировой опыт свидетельствует, что лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться, а творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, прежде всего в православных идеалах. Очень важно распространять духовные ценности православия, настоятельно требующие единства веры, знания и дела. Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле.

В наше непростое время церковь занимает особое место в системе образования и воспитания. Церковь, особенно православная, всегда многое делала для просвещения народа. Она всегда рассматривала и рассматривает функцию образования не только как предоставление человеку определенной суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и создание условий для духовного становления личности. Во многих государствах система образования и воспитания строилась и строится на богословии и вероучении, православной морали и религиозных ценностях. И это правильно, так как образование не сможет выполнять свою основную функцию, если его не наполнить высшими духовными ценностями. А это может сделать прежде всего православное воспитание и образование. Нам, социологам, прекрасно видно, с каким воодушевлением, с какой открытой душой тянутся молодые люди к православным ценностям и идеалам, как актуально широкое внедрение православного воспитания и образования в сферу государства.

В современной образовательной системе, особенно в высшей и средней школе, можно и важно всесторонне изучать православное наследие: Библию, апостольские тексты, религиозные памятники, православные традиции страны как основу национального менталитета. Православное образование будет помогать ученику, слушателю, студенту глубже понимать православную веру как составляющую смысла и цели жизни и основу определяющих, системообразующих идеалов, ценностей и приоритетов. Общеобразовательная школа, высшие учебные заведения призваны воспитывать в ребенке, учащемся, студенте носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и уважительно относящегося к своей истории, вере и культуре.

Мы в Республике Беларусь сделали определенные шаги в этом направлении. В бытность моей работы председателем комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва на зло врагам православия, врагам Церкви Божией удалось внести существенные изменения в Закон Республики Беларусь «Об образовании». В статье 1, части 3 сказано: «Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Но этого явно мало. Необходимо постоянно работать в данном направлении.

Тем более, что в белорусском образовании очень много проблем. Оно занимает лишь 12 место в рейтинге наиболее эффективных социальных институтов, способствующих решению сложных проблем. 9,3% респондентов ответили, что оно помогает во всех случаях; 13,2 — помогает в большинстве; 20,7 — помогает в некоторых случаях; 21,5% жителей страны считает, что оно не помогает никогда. Следует отметить некоторые причины подобного положения. Социологические исследования показывают существенное падение качества образования. Массовое высшее образование привело к созданию новых филиалов, представительств, отделений как частных, так и государственных вузов, в которых, как правило, обучаются студенты, уровень подготовки которых значительно ниже среднего. Массовое высшее образование приводит к тому, что в вузы «за уши» по различным причинам прежде всего материальным (для вузов) тащат людей, явно не готовых к обучению в вузах. Как результат — знания, интеллект перестали пользоваться уважением всех слоев и групп белорусского общества. Как показывают анализ результатов социологических исследований, резко упало качество и профессорско- преподавательского состава. Их профессионализм явно отстает от числа студентов. В настоящее время более половины профессорско-преподавательского состава частных вузов не имеют степени доктора или кандидата наук. В государственных вузах таких преподавателей пятая часть. Одна из причин подобного положения в том, что в вузах зарплата, особенно доцентов и старших преподавателей, явно не привлекательна для инициативных и амбициозных молодых людей. Маститые зубры, выращенные в советские времена, постепенно уходят с преподавательской трибуны, а серость, сменяющая их, рождает серость. Во время моей работы председателем комиссии нижней палаты белорусского парламента мы в Законе «Об образовании» решили проблему заработной платы учителей и некоторых других педагогических категорий. В Кодексе «Об образовании» вопрос оплаты стыдливо обойден. Как результат, средняя заработная плата банковских работников значительно выше, чем преподавателей вузов. Не выдерживает никакой критики вузовская наука, что совершенно объяснимо: невозможно заниматься наукой в свободное от работы время — во второй половине дня. Есть и другие причины, которые мешают подняться национальному образованию вверх по турнирной лестнице.

Необходим научный подход. Сегодня весь мир находится в ужасном состоянии: все разваливается, все рушится. Православие в состоянии предложить сползающему в кризис человечеству в качестве реальной альтернативы изжившему себя обществу эгоизма и потребления модель общественного развития на основе православных идеалов и ценностей. Но кто способен взять на себя высочайшую ответственность — на научном уровне сформулировать эти ценности и идеалы, что они были признаны всем обществом? Это должна быть нравственная элита современного общества, его интеллектуальная часть, государственные и общественные структуры, церковь, НАН Беларуси — все они вместе должны разработать модель продвижения православных ценностей в современное общество. Особо место в данном интеллектуальном ряду занимает Международный Фонд единства православных народов, объединивший прежде всего православную элиту современного обществу, его интеллектуальную часть.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме И. В. Котляров ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

  1. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Вонсович Л.В.
  2. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ В БЕЛАРУСИ И РОССИИ Е.В. Беляева
  3. Л. Е. Земляков ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
  4. В. В. Осипчик НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ДУХОВНОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА
  5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ И.В. Котляров
  6. Социологическая истина как квазиобъективная ценность
  7. Т. М. Смоликова ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
  8. ЛЫТКИНА Ксения Александровна. ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук, 2016
  9. Ю. В. Никулина ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА: СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
  10. Е. Н. Ярмонова РОЛЬ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В УПРОЧЕНИИ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ СЕМЬИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  11. ЧТО ДЕЛАТЬ СТРАУСУ НА КАМЕННОМ ПОЛУ, или О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И.В. Котляров
  12. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ДУШИ И ТЕЛА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
  13. Социологический релятивизм и ценности: варварство и цивилизация
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -