Н. Я. Кушнир, Т. И. Ачинович РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСлОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕлОВЕКА
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций является мировоззренческая, или смыслообразующая.
В религии как форме духовного освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Религиозное сознание в отличие от других мировоззренческих систем включает в систему «мир—человек» дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а также в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслообразующей, или функцией «значений». Религия, вера — это то, что помогает человеку в условиях нестабильности найти смысл своей жизни и приобрести надежную точку опоры. Об этом заявляли многие богословы, философы, психологи.
Так, С. Н. Булгаков считает, что живая вера в Бога наполняет любовью и смыслом всю жизнь человека, распространяясь во все ее сферы [2, с. 88]. Э. Фромм видит в религии ориентиры для поиска смысла жизни, путь «самоосуществления» человека и достижения им целостности с собой и другими [9, с. 58]. По В. Франклу, осмысленность существования, моральная ответственность возможны лишь у религиозного человека. Бог в его концепции — это собеседник во внутреннем диалоге, к которому обращены сокровенные мысли человека, его персонализированная совесть [8, с.
123]. В. Х. Манеров указывает, что понимание человеком своего предназначения и будущего в постоянно изменяющемся мире возможно лишь «при общем духовном возрастании», открытости христианскому религиозному опыту [4, с. 168].Систематизируя различные представления ученых о смыслообразующей функции религии, О. А. Бобровская и Н. Г. Осухова объясняют ее суть следующим образом:
преодоление через обретение смысла жизненных трудностей (У. Джеймс, Е. Трубецкой);
решение вопросов о смысле жизни (Э. Фромм, В. Франкл, Н. О. Лосский, В. Несмелов,
С. Франк), в том числе собственного развития, осуществления и поиска (В. Несмелов, Е. Трубецкой);
формирование отношения к смерти (З. Фрейд, В. Несмелов, П. Калиновский); построение и осуществление личного духовного пути (В. Несмелов, Е. Трубецкой, С. Хо- ружий);
душевное, эмоциональное определение, способность обретения смысла через переживание (С. Булгаков, П. Флоренский, А. Мень);
единство с собой и другими в соборности (Э. Фромм, А. Мень, С. Булгаков); способность полноценно воспринимать прошлое, настоящее и будущее и их значение на своем жизненном пути (У. Джеймс, П. Калиновский) [1].
Рассматривая христианскую религию в качестве ключевого фактора формирования смысложизненных ориентаций, следует проанализировать основные положения христианского понимания смысла жизни.
Во-первых, смысл жизни отдельного человека и человечества в целом возможен лишь благодаря включенности в контекст высших Божественных целей и предначертаний. Только при условии признания Бога как абсолютного разумного начала имеют смысл и значение и временные, преходящие, цели и задачи, которыми живет человек. Н. Фиолетов пишет, что «наша жизнь имеет смысл только в том случае, если вообще существует объективный смысл в мировом бытии. Осмыслить действительность — значит подняться над ней и посмотреть на нее с точки зрения высшей цели» [6]. По мнению С. Франка, чтобы быть осмысленной, наша жизнь должна иметь духовную цель, выраженную в служении высшему и абсолютному благу.
Только вера в Бога может дать полное понимание служения высшей цели и позволяет построить систему ценностей, которая обеспечивает доминирование целей над средствами [7].Во-вторых, осознание неизбежной смертности побуждает человека к мыслям о смысле жизни и стремлению к поиску жизни вечной. Христианство дает человеку надежду на достижение спасения и вечную жизнь. В. Несмелов отмечает, что в духовном смысле вечная жизнь для христианина — не просто бесконечное существование, но единение с Богом, приобщение к Его бесконечной любви [3].
В-третьих, надежда на вечную жизнь и достижение спасения определяет смысл земной жизни человека, которая заключается в исполнении заповедей Божьих, в подчинении высшим целям и осознании своей ответственности за каждый совершенный поступок, так как за каждый шаг в жизни человек отвечает перед Высшим Судом. Именно поэтому, отмечает Н. Фиолетов, события жизни христианина в соответствии с Библией должны быть деятельными, направленными на осуществление Воли Божьей на земле. Не отрешенность от жизни проповедует религия, не уход от нее в покой бездействия, как это утверждают противники религиозного мировоззрения, а, наоборот, кипучая энергия, желание устроить все по-Божьему, увидеть как можно скорее Царствие Божие основанным на земле — вот истинный смысл жизни христианина [6].
В-четвертых, цель и смысл христианской жизни заключается в духовном совершенствовании человека, к которому призывает Евангелие, в стремлении к развитию в себе качеств, присущих Иисусу Христу как Богу, выявлению в себе Божественного начала. Чтобы получить спасение, необходимо восхождение человека на высоту добра, красоты и разума. Высшей инстанцией добра и совершенства является Бог. Личность Христа представляет собой абсолютный идеал выражения справедливости, любви и свободы. Смыслом жизни человека является максимальное приближение к абсолютному идеалу. Сущность этого завета выражает Христос в словах Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Е. Трубецкой отмечал, что «вера преображает человека и все преображается вокруг него. Человек начинает жить по вере и сразу ощущает, как расширяются границы жизни, как земное наполняется глубоким духовным смыслом и жизнь приобретает новый смысл» [5, с. 293]. И, наконец, задание бытия, его конечная цель — Бог во всем, единство всех в Боге, божественное всеединство. «Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», — так молился Христос, идя на крест, который должен был соединить небо с землей и человека с человеком.Таким образом, осмысление проблемы смысла жизни в религиозном контексте может быть рассмотрено в двух плоскостях: 1) важность своего бытия и его смысл и конечную цель человек может обосновать при помощи христианского учения и религиозной веры; 2) сама религия выступает фактором формирования системы ценностей, смыслов и значений, отражающей основы и цели земной жизни, в рамках которых верующий воспринимает и осмысляет мир, себя и других людей. 1. Бобровская О. А., Осухова Н. Г. Психотерапевтические функции христианства // Психологический журнал. — Т. 2, № 8. — С. 28—39. 2.
Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М., 1994. — 415 с. 3.
Несмелов В., Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения // Православная энциклопедия «Азбука веры». О смысле жизни [Электронный ресурс]. — 2005. — Режим доступа: http://azbyka. ru/vera_i_neverie/o_ smysle_zhizni/Nesmelov_Vopros_1g-all.shtml. — Дата доступа:15.04.2010. 4.
Манеров В. Х. Самореализация личности: взгляд с позиции христианской психологии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Корыстылевой. — СПб., 1997. — С. 166—174. 5.
Трубецкой Е. Смысл жизни. — М., 1993. — 346 с. 6.
Фиолетов Н. Очерки христианской апологетики // Православная энциклопедия «Азбука веры». О смысле жизни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/01/fioletov_apologetika_4g-all.shtml. — Дата доступа: 15.04.2010. 7.
Франк С. Смысл жизни // Православная энциклопедия «Азбука веры». О смысле жизни [Электронный ресурс]. — 2005. — Режим доступа: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smysle_zhizni/Frank_Smysl_0-all.shtml. — Дата доступа: 15.04.2010. 8.
Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. — СПб., 2000. — 286 с. 9.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М., 1989. — С. 53—71.