<<
>>

В. Ф. Мартынов ВЕРА В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ лИЧНОСТИ

Вера как многоплановый, многогранный феномен, отражающий глубинные пласты человеческого мировосприятия, решает целый ряд ключевых экзистенциальных задач, вне которых социум не в состоянии поступательно развиваться.

Значение веры в жизни каждой личности определяется прежде всего универсальной, стратегической потребностью в поиске устойчивой гармонии. Непреходящая актуальность в установлении прочного контакта с Абсолютом связана с тем, что человек очень остро ощущает звучание мощных диссонансов в своем существовании.

Во-первых, одно из фундаментальных противоречий в жизни индивида возникает потому, что чувственный, видимый мир изменчив, неустойчив, хрупок. Уже в рамках древневосточных культур рождается глубокое убеждение в том, что жизнь есть сон. И значит, все приходящее в этот мир соткано из такого же зыбкого, мимолетного материала, как и сон. И Гераклит очень точно заметил, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку, ибо все течет.

Во-вторых, как физическое существо человек сиюминутен, ограничен, остро переживая свою зависимость от времени. Он знает о неизбежности своей смерти.

В-третьих, гармония внутреннего мира индивида подвержена воздействию мощных диссонансов, противоречий в силу противоборства сознательного и бессознательного, разума и страстей. Ментальный свет нередко атакуется инстинктивными влечениями.

В-четвертых, социальные взаимосвязи также никогда не отличались устойчивостью, стабильностью, нередко повергая человека в хаотическое состояние. Следовательно, индивид со всех сторон окружен зыбкостью, непостоянством, всепроникающей изменчивостью бытия.

Однако Homo Sapiens является не только временным, локальным, но и глобальным существом. Он обладает космологической сущностью. Если животные в своем развитии движутся по замкнутому кругу, они жестко запрограммированы в своих сущностных проявлениях, подчиняясь диктату инстинктов, то человек движется в Бесконечность, разорвав замкнутый круг инстинктивного круговращения.

Он не столько планетарное, горизонтальное, сколько вселенское, вертикальное существо в своей обращенности к Космосу. Человек открывает вселенское пространство, он перерастает самодостаточность земного бытия. Настроенность на Вселенную, обращенность к Абсолюту является коренной потребностью человека. Он не может существовать вне диалога с Космосом. Разрушение чувства вселенскости неизбежно приводит к деградации личности. Иными словами, человек есть космопланетарный феномен, он является точкой пересечения двух миров: физического и духовного, земного и космического как ограниченного и безграничного. Противоречие между потенциальной беспредельной духовностью и телесной ограниченностью порождает глобальное напряжение во всей жизни человека и заставляет преодолевать это напряжение в форме трансцендирования, т. е. выхода за пределы видимого, конечного, временного мира. В результате разрешения этого фундаментального противоречия и рождается вера как целенаправленная устремленность человека к Абсолюту. И в этом смысле вера — это не столько нацеленность человека на обустройство в этом сиюминутном мире, сколько материализация безграничных возможностей духа, преодоление относительности бытия и движение к состоянию абсолютности. Бог открывается человеку благодаря способности к глобальному ракурсу в процессе развертывания культуротворческих сил.

Что же такое глобальный ракурс? Это осознание сущего в контексте Беспредельного, что приводит к аннигиляции локального, феноменального, телесного «я» и открытию абсолютного Я как пространства перманентной красоты. Эта актуализация надвременного Наблюдателя, незыблемой внутренней точки понимания, которая позволяет человеку ощущать себя не столько погруженным в существование временного, фрагментарного, сколько возвышаться над текущим бытием, осознавая неизменное присутствие Абсолюта. Только вера способна укрепить в человеке звучание глобального Я, побеждающего силу эго. Критерием подлинности веры является актуализация чувства неизбывной любви, позволяющей пережить человеку тайну абсолютного единства с миром.

Ибо любовь как преодоление личностной обособленности есть выход за пределы локального, ограниченного «я».

Особая роль в актуализации человеческой безграничности принадлежит христианским ценностям, которые выдержали длительное, сложное испытание временем и могут успешно противостоять постмодернистским настроениям, нарастающей эклектизации, рационализации, меркантилизации, гедонизации и маргинализации сознания. Почему же именно христианские ценности призваны сыграть исключительно важную роль в современном мире, способствуя преодолению многих негативных тенденций, порожденных техногенной цивилизацией?

Во-первых, базовые христианские откровения нацеливают человека не на стремление к неустанному накоплению материального богатства, которое носит условный, преходящий характер (ведь невозможно пустить корни во временное), а на развитие фундаментальной потребности в духовном самосовершенствовании, открывающему значимость метафизического пространства как безусловной ценности, ибо только на этом пути постигается близость Божественного.

Во-вторых, христианские ориентиры подвигают человека не к бесконечному накоплению знаний, культивированию эрудиции, а к сакральному, мистическому опыту, который способен трансформировать личность. Внешнее, эзотерическое знание никогда не насытит человека. В мире, где одни научные знания составляют оппозицию другим, разрушая нередко аксиологическое пространство, порождая сумбур в умонастроениях, мировоззренческую неопределенность, приобщение к христианским ценностям открывает фундаментальность смыслового пространства, дает возможность для четкого (как ситуативного, так и глобального) самоопределения, получения адекватных ответов на самые сокровенные вопросы, выпадающие из поля зрения рационального дискурса.

В-третьих, именно христианство культивирует в человеке такую основополагающую, ключевую способность, как любовь. Благодаря не только актуализации интеллектуальных сил человека, но и развитию эмпатии укрепляется душевная чистота и, как результат, формируется надежный иммунитет к примитивному, уродливому.

Любовь движет общество к единству, взаимопониманию, консолидации. Ненависть — к разобщению, непрекращающейся вражде.

В-четвертых, проблемы антигуманизма, конфронтации порождены тем, что человек как микрокосм вне связи с Богом утрачивает осознание собственной глубины, безграничности, ощущая личностную локальность, ничтожность под давлением времени. Приобщение к Абсолюту позволяет постигнуть бесконечность внутреннего космоса, который становится объектом удивления и совершенствования. В человеке рождается устойчивое переживание счастья от осознания собственной глобальности, безграничности и нахождения абсолютной точки опоры.

В-пятых, благодаря христианству, которое рассматривает человека как вселенское существо, в нем пробуждается чувство не сиюминутной, локальной, но глобальной, фундаментальной ответственности за все происходящее, что кардинальным образом трансформирует всю панораму личностной жизни каждого и общества в целом.

В-шестых, поскольку Бог является реальностью высшего порядка, постижение которой требует преодоления расщепленности духа, фрагментарности мировидения, то только на пути движения к Абсолюту происходит интеграция всех сил и способностей человека, актуализируется творческое напряжение духовной энергии. Бог как универсальная данность открывается только целостному, одухотворенному сознанию. И тогда обособленное, разрозненное, фрагментарное, отстоящее далеко друг от друга в бытии, может соединиться в Единый Образ.

Нарастающая технизация современного мира требует от общества столь же быстрого, адекватного ситуации принятия конкретных мер по гуманизации человеческого сознания, расширению духовного пространства на основе укрепления человеческой способности к подлинной вере, продвигающей человека к красоте, добру, любви, истине и правде. Отставание сознания от технического прогресса — прямой путь к социальным противоречиям, неудачам, потрясениям, коллизиям. Технические инновации должны в полной мере обеспечиваться качественно иной мерой духовной ответственности каждого участника процесса социальной коммуникации. Только духовно развитое общество способно выработать адекватные меры по защите и массовому распространению культурных достижений, обеспечивая духовную безопасность всех и каждого. И в этом непростом, противоречивом и длительном процессе совершенствования личностной культуры христианские ценности, наполняющие душу человека неизбывной, несокрушимой верой, являются и будут являться надежной точкой опоры.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме В. Ф. Мартынов ВЕРА В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ лИЧНОСТИ:

  1. Введение
  2. Примечания
  3. В. Ф. Мартынов ВЕРА В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ лИЧНОСТИ
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. ОГЛАВЛЕНИЕ
  6. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  7. 6. Мелкие бесы
  8. Г л а в а 3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОНСЕРВАТОРОВ в 1807 - начале 1812 года
  9. 2.3. Личностный подход как методологический принцип проектирования этнокультурной системы образования
  10. 5.2. Космологическая модель мира «пазырыкцев»
  11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -