<<
>>

М. Е. Минова НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Задачами детского движения в Республике Беларусь, представляющего собой совокупность различных детско-юношеских общественных объединений, являются идеологическое и духовно-нравственное воспитание детей и подростков.

Идеологические ориентиры детско-юношеских общественных объединений в Республике Беларусь — нравственные ценности государственной идеологии, культурные традиции белорусского народа.

Нравственные ценности — это идеалы, принципы, законы, нормы, правила, ориентиры, регулирующие общественные отношения, определяющие поведение и личностные качества, необходимые человеку для жизни в обществе. Для личности нравственные ценности обладают личностным смыслом, а для коллектива — коллективной значимостью.

Основываясь на концепции В. Т. Кабуша о моральных ценностях воспитательного коллектива [1, с. 73], мы разработали систему нравственных ценностей детского общественного объединения. В эту систему входят: нравственные идеалы — совершенные образы, образцы должного, благого, разумного, общечеловеческого; нравственные принципы — руководящие идеи, основные нравственные требования к деятельности, общению, отношениям; нравственные законы — внутренние существенные свойства системы и связи между ее компонентами, обусловливающие функционирование и развитие объединения; нравственные нормы — внутренне принимаемые требования, образцы и правила нравственных отношений и нравственного сознания; нравственные права — ценности, определяющие статус члена объединения, его возможности для самореализации и взаимодействия с другими; нравственные обязанности — добровольно принятые обязательства члена объединения перед другими и перед коллективом; нравственные правила — требования к деятельности, поведению в коллективе; нравственные ориентиры — представления о целях, средствах и плане действий на благо другого; заботы — деятельные отношения, направленные на содействие благу человека, общества, Отечества, природы; нравственные ценностные ориентации — интегративные личностные образования, проявляющиеся в направленности личности на интериоризацию нравственных ценностей.

Ведущей идеей, объединяющей нравственные ценности в единую систему, является идея Добра. Добро — это важнейший нравственный идеал, критерий разграничения нравственного и безнравственного. Добро представляется как «направление», которое приводит человека к совершению действий на благо других, общества, Родины, природы.

Актуализация нравственных ценностей в условиях детского объединения осуществляется на двух уровнях: личностном и коллективном. На личностном уровне происходит формирование нравственных ценностных ориентаций личности, осознание личностной значимости нравственных ценностей объединения. На коллективном уровне формируется коллективная система нравственных ценностей, объединяющая участников в общность и влияющая на деятельность, общение и отношения в детском объединении.

Актуализация нравственных ценностей осуществляется в технологической подсистеме детского общественного объединения, включающей общение, отношения и деятельность. Общение, отношения и деятельность служат ценностями-средствами реализации нравственных ценностей-целей. Нравственные ценности-цели оказывают ориентационное и норма- тивно-регулирующее воздействие на ценности-средства — деятельность, общение, отношения членов детского общественного объединения.

В 2004—2009 гг. нами было проведено исследование нравственных ценностей, ценностных ориентаций подростков, юношей и девушек (11—17 лет) — членов детско-юношеских объединений, функционирующих на базе школ г. Минска. В исследовании приняли участие 155 пионеров, 150 членов первичных организаций ОО «БРСМ», 68 членов клубов ЮНЕСКО, 40 участниц «Ассоциации белорусских гайдов», 62 педагога — лидера и организатора.

В результате анкетирования установлено, что члены детских объединений идеалами считают: правду — 86,6%; добро — 83,1%; счастье — 60%; красоту — 38,8%. Фундаментальными принципами детских объединений респонденты признают: нравственность — 67,1%; духовность — 56,5%; гуманизм — 55,3%; ненасилие — 50,6%. Участники основывают законы деятельности объединений на ценностях: дружбе — 92,9%; заботе — 65,4%; долге — 57,6%; чести — 55,1%.

Свои права в детском объединении ребята связывают с ценностями: справедливостью — 79,3%; равенством — 71,8%; свободой — 54,8%; братством — 49,4%. Среди поступков и обязанностей члены объединений ценят: дело — 82,4%; слово — 49,9%; чувства — 48,9%, пример — 44,2%. Основными нормами для участников являются: добровольность — 72,2%; творчество — 67,8%; сочувствие — 45,4%; поиск — 32,9%. По мнению респондентов, принципами устройства и функционирования детских объединений являются: сотрудничество — 80,5%; содействие — 56,9%; самодеятельность — 48,9%; самоуправление — 41,9%. Ребята предполагают, что ориентирами для деятельности служат: милосердие — 66,6%; миротворчество — 61,2%; экология — 50,6%; демократия — 49,9%, а заботами для дел и размышлений являются: общество — 69,4%; личность — 65,9%; семья — 63,5%; Отечество — 42,8%.

Юноши и девушки считают положительными качествами (качествами идеала): дружелюбие — 97%, мужество — 97%, аккуратность — 96,1%, щедрость — 95,2%, отзывчивость — 93,9%, заботливость — 93,9%, терпеливость — 92,4%, искренность — 90,9%, трудолюбие — 87%, честность — 89,4%, порядочность — 78%, настойчивость — 75,8%, бескорыстие — 66,7%, принципиальность — 64,2%.

Результаты исследования свидетельствуют о значимости нравственных ценностей для участников детских общественных объединений, об их влиянии на коллективную деятельность, общение и отношения.

В реальной практике процессы адаптации, индивидуализации и интеграции нравственных ценностей осложняются противоречиями между ценностями, которые провозглашаются в качестве целей деятельности детских объединений, и ценностями участников. Многие ребята оценивают нравственные ценности как абстрактные идеалы, далекие от жизни. Признавая нравственные качества формально, они не считают должным действовать в соответствии с ними.

Многие подростки не всегда осознают важность таких гуманистических ценностей, как красота — 61,2%, братство — 50,6%, свобода — 45,2%, счастье — 40%, творчество — 32,2%, равенство — 28,2%, справедливость — 20,7%.

Часть ребят относят сочувствие — 54,6%, ненасилие — 49,4%, честь — 44,9%, содействие — 43,1%, долг — 42,4%, забота — 34,6%, уважение — 34,1%, милосердие — 33,4%, взаимопомощь — 19,5% к малозначимым ценностям, что отражается на их взаимоотношениях с окружающими людьми и стремлениях.

Настораживает тот факт, что только 42,8% участников детских объединений считают, что забота о Родине является целью их коллектива. 57,2% юношей и девушек не знают, каким образом они могут заботиться об Отечестве, не задумываются о том, что они лично могут сделать.

Серьезной также является проблема ориентации подростков на эгоистические и прагматические ценности. 19,7% респондентов считают равнодушие положительным качеством личности, а самоотверженность (72,7%), бескорыстие (33,3%) и энтузиазм (15,2%) — отрицательными качествами. Для 15,3% участников детских объединений характерна ориентация на эгоизм. Такие ребята предпочитают не вмешиваться в дела окружающих, не считают должным помогать другим в беде. Они равнодушны к серьезным социальным проблемам, если они не затрагивают их лично.

Ориентации подростков на эгоистические и прагматические ценности возникают по многим причинам. Равнодушное отношение к нравственным и социальным проблемам объясняется не только личностными качествами и эгоистическими мотивами подростков, но и ростом агрессивности и потребительства в подростковой и молодежной среде. Все большее влияние на подростков оказывают прагматические ценности западной культуры.

Важными причинами являются отсутствие жизненного опыта, а именно опыта совершения нравственных поступков, а также недостаточные знания о нравственности и ее структуре. Многие респонденты (62%) не могли дать правильных определений понятий «нравственность», «нравственный идеал», «нравственный выбор», «долг», «совесть», «нравственная культура» «нравственное сознание», «нравственный поступок», «нравственный пример».

Проблема нравственных ценностей в современных детских объединениях может быть решена с помощью средств: диалога, нравственного просвещения, интерактивного взаимодействия, коллективного нормотворчества (коллективного создания морального кодекса), игры, коллективной творческой деятельности, которые содействуют формированию нравственных ценностей коллектива и нравственных ценностных ориентаций личности [2].

Литература 1.

Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения // Праблемы выхавання. — 2003. — № 6. — С. 73—83. 2.

Минова М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях. — Минск, 2009. 2.4.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме М. Е. Минова НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ:

  1. М. Е. Минова НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -