<<
>>

Н. И. Мушинский КУРС ЭТИКИ в ВУЗЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ в условиях ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Процессы глобализации, охватившие мировое сообщество на рубеже третьего тысячелетия, заставляют с новых позиций взглянуть на проблему формирования духовно-нравственных оснований мировоззренческой культуры современного человека, отвечающих национальногосударственным интересам в сфере идеологического развития.

Процесс духовно-нравственного воспитания в настоящее время приобретает интенсивный динамичный характер, в нем парадоксальным образом диалектически переплетаются противоречивые тенденции, возникает потребность взвешенного конструктивного их рассмотрения, взаимных уступок и компромиссов. С одной стороны, не вызывает сомнений необходимость возрождения национальной культуры на постсоветском пространстве, поиска критериев этнокультурной самоидентификации жителей отдельных регионов. С другой стороны, современный человек в условиях научно-технического переворота в области средств коммуникации (с развитием спутникового телевидения, интернет-технологий, сотовой связи и т. п.) становится во многом «гражданином мира», вынужден все более широко взаимодействовать с представителями иных социокультурных общностей, искать с ними точки соприкосновения, осмысливать пути равноправного взаимоуважительного диалога и эффективного сотрудничества. В традиционных обществах носителем возвышенных духовно-нравственных идеалов были разного рода религиозные концепции, поэтому в рамках национальной системы образования и воспитания необходимо пересмотреть роль церковной организации, вернуть ей утраченное влияние в сфере формирования моральной личности, восстановить ее позитивное воздействие на жизнь социума. Вместе с тем многочисленные примеры в области борьбы мирового сообщества с практикой международного терроризма и религиозного экстремизма, активизация тоталитарных сект, действующих под псевдорелигиозными лозунгами, недавние взрывы в московском метро и другие аналогичные факты показывают, что безответственная религиозная политика вместо духовного просвещения способна привести к фанатизму и антигуманным действиям. В условиях глобализации необходима вдумчивая, взвешенная оптимизация взаимодействия Государства, Общества и Церкви, выработка совместной воспитательной стратегии в контексте актуальных задач современности.

Опыт преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе показывает, что особенно важную роль в деле духовно-нравственного воспитания студентов выполняет курс «Этика», что следует из самого определения этой науки, имеющей предметом моральные отношения в обществе. К сожалению, в недавнем прошлом курс «марксистско-ленинской этики» часто демонстрировал нетерпимое отношение к религии и церкви; выполняя задачи коммунистической идеологии, видел в них своих конкурентов; «моральный кодекс строителя коммунизма» декларировал возвышенные ценности всеобщего объединения на основе свободного творческого труда, однако на деле часто становился источником дальнейшей конфронтации по классовому признаку. С окончанием «холодной войны» идеологическое противостояние уходит в прошлое, однако стремление изъять курс этики из вузовской программы представляется явно преждевременным: современность формулирует новые задачи, значение духовно-нравственного воспитания вновь возрастает и усиливается.

В настоящее время содержание курса этики эффективно трансформируется адекватно изменившимся социокультурным реалиям: на первый план выходит не идеологическая, а информационно-образовательная и воспитательная функция.

Преимущество курса «Этики» состоит в том, что относясь к светским гуманитарным дисциплинам, эта наука поднимается над культовыми различиями отдельных религиозных конфессий, лежащими в основе дифференциации людей по признаку «свои — чужие (иноверцы)». Находясь вне религиозного культа, этика получает возможность углубленно анализировать духовно-нравственную составляющую различных религий, находить между ними точки соприкосновения, показывать, что все они в конечном итоге разными способами призывают к доброте, справедливости и милосердию. Исторически этика сформировалась задолго до появления монотеистических религий, именно нравственные идеи античных мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля, последователей стоицизма во многом способствовали успеху христианской проповеди; многие христианские апологеты видят в них своих прямых предшественников. Изучение этики как особой науки позволяет обеспечить широту охвата нравственной проблематики, системность и соразмерность изложения материала.

В современной интерпретации программа этики включает в себя рассмотрение всего многообразия теорий морали в их историческом становлении и развитии (в отличие от естественнонаучных дисциплин, этические концепции прошлого не теряют своей актуальности, поскольку затрагивают фундаментальные потребности человеческого бытия; периодически наполняются новым содержанием в контексте глобальных проблем современности; их положения могут использоваться авторитарными сектами и деструктивными культами, поэтому будущий технический специалист еще на студенческой скамье должен ознакомиться со всем разнообразием мнений, подходов и точек зрения, чтобы они впоследствии не казались ему «истиной в последней инстанции»). История этики рассматривает процесс становления морали как формы общественного сознания в рамках первобытного общества (на основе принципов талиона и табуации), развития ее на протяжении разных эпох и периодов времени, связь с социокультурными и экономическими детерминирующими факторами, а также — возникновение теории морали («практической философии») как особой отрасли научного знания. Подробно анализируется содержание этико-философских теорий древнего Востока, связанных с такими религиозными системами, как, например, конфуцианство, даосизм в Китае или буддизм, брахманизм в Индии, подчеркивается их стремление к преемственности культурных традиций, духовному самосовершенствованию, укреплению уважительного отношения к старшим. Подробно исследуются натуралистические и религиозно-идеалистические концепции античности, ставшие основой пифагорейской магии чисел в ее нравственнофилософском преломлении (последующие реминисценции которой можно обнаружить в христианском учении о Единосущной Троице); «эристики» софистов и «майевтики» Сократа; «аретологии» (теории «добродетели») Аристотеля и учения Платона об «идеальном государстве»; «апатии» стоиков и «атараксии» эпикурейцев. Становление христианской теории морали расматривается на основе вычления положительных духовно-нравственных аспектов различных конфессий в их диалектическом взамодополнении: патристики (как этико-философской основы православия) с ее проповедью всеобщей любви, веры в Божье милосердие и опорой на раннехристианские традиции; католической схоластики с ее стремлением укреплять религиозную мораль с помощью рационально-логических доказательств; немецкой мистики, созревшей на рубеже позднего Средневековья и Нового времени в качестве идеологической основы «протестантской этики труда» и «свободы совести», опирающейся на индивидуальную религиозную веру. Затрагивается также этика ислама, раскрывается позитивное нравственное содержание откровений Корана и законов шариата. Религиозные подходы прослеживаются также в их современном преломлении: нравственные искания русской религиозной философии конца XIX — начала XX в. (В. Соловьев, Н. Федоров, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Бердяев и др.); неотомизма (Папа Римский Иоанн Павел II) и неопротестантизма. Вместе с тем упоминаются светские теории морали, возникшие на протяжении нового и новейшего периода: «разумный эгоизм» и «утилитаризм» эпохи Просвещения, кантовский «категорический императив» и объективно-идеалистическая система Гегеля, современные учения экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма и др. Особое внимание уделяется становлению этики национального возрождения в послереволюционный период на территории Беларуси (А. Станкевич, В. Самойло, М. В. Довнар-Запольский и др.). Все это позволяет учащимся выработать объективный взгляд на развитие морали и этики в их историческом развитии, приобщиться к достижениям великих мыслителей, осознать их отношение к актуальным проблемам общественной жизни, повысить тем самым свой духовно-нравственный потенциал.

Курс этики содержит и более прикладные аспекты: рассматривая на семинарских занятиях фундаментальные категории добра и зла, справедливости, долга, совести, чести и достоинства, счастья и смысла жизни, студент учится самостоятельно осмысливать проблемы морали, связывать их со своей специальностью. Изучая основы профессиональной этики инженера, делового общения и этикета на рабочем месте, вырабатывает в себе добросовестное отношение к труду, формирует активную жизненную позицию. Тем самым этика эффективно выполняет функцию духовно-нравственного воспитания на основе отечественных культурноисторических и религиозных ценностей.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Н. И. Мушинский КУРС ЭТИКИ в ВУЗЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ в условиях ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

  1. Я. С. Яскевич ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  2. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК ЭТИКОФИЛОСОФСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Мушинский Н.И.
  3. Г. М. Никитин ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОНТОлОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
  4. В. Н. Болдырихина ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  5. Ю. В. Власова ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ лИЧНОСТИ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  6. О. А. Павловская ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА в УСЛОВИЯХ вызовов И УГРОЗ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  7. С. М. Стерденко ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  8. ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИУМА В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Байдаров Е. У.
  9. О. С. Наумова СВОБОДА ВЫБОРА КАК НЕОБХОДИМОСТЬ и условие духовно-нравственного становления лИЧНОСТИ
  10. Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни
  11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -