<<
>>

С. К. Носов ПРАВОСЛАВНЫЙ АСКЕТИЗМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Аскетизм (от греч. askesis — упражнение, подготовка к борьбе) берет свое начало в глубокой древности и в той или иной форме присутствует во многих культурах мира. Однако как религиозно-этическая философская система аскетизм складывается в недрах античной культуры и находит свое наиболее яркое выражение в философии стоицизма.

Возникшее в недрах античной культуры христианство придает языческому аскетизму новую мировоззренческую основу и возводит практику аскетического делания в ранг религиозного подвига. Аскетизм становится главным методом духовного самосовершенствования личности.

Сотериологическое значение аскетической практики обозначено в догматических основах христианской антропологии, согласно которым поврежденная «первородным грехом» человеческая природа детерминирует духовное и телесное самоиспытание индивидуальной личности, постоянно пребывающей в условиях непрерывной борьбы с внешними искушениями и внутренними страстями.

С принятием христианства восточные славяне знакомятся с богатым аскетическим опытом христианских подвижников, успешно осваивают и приумножают этот опыт трудами многочисленной плеяды отечественных аскетов. Православный аскетизм становится сущностным элементом культуры, оказывающим большое влияние на все слои общества.

По понятным причинам центрами аскетической культуры на Руси издревле являлись православные монастыри. Однако в каждой местности можно было найти своих подвижников и святых, являющих своими подвигами пример аскетизма. А элементарная практика аскетизма через систему морально-этических запретов и религиозных культовых действий (таинств, молитв и постов) носила массовый характер и являлась органической частью национальной культуры.

В то же время следует отметить, что на протяжении христианской истории «аскетическое делание» соблюдалось далеко не всеми людьми.

Отцы Церкви неоднократно упоминают о забвении аскетических норм и правил.

Так, Климент Александрийский констатировал, что «большинству искусство самодисциплины неведомо. Они живут жизнью плоти, а не духа, но тело без духа лишь прах и тлен» [1].

Сетовали на забвение аскетической традиции и церковные деятели XIX — начала XX в.: епископ Игнатий Брянчанинов, епископ Феофан Затворник (Г. В. Говоров), митрополит Макарий (М. А. Невский) и многие другие.

Однако несмотря на то, что многие люди лишь эпизодически использовали некоторые элементы аскетической практики, этого было достаточно, чтобы воспитывать в них положительные духовно-нравственные качества: позитивное восприятие мира, терпение, трудолюбие, готовность стойко переносить любые жизненные трудности.

Не популярен аскетизм и сегодня. Непопулярность аскетизма вызвана рядом причин. Главные из них: 1)

слабая религиозность большинства населения страны и забвение аскетической традиции в культуре порождают непонимание сущности аскетизма. В результате этого многие люди вообще ничего не знают об аскетизме, а другие видят в нем угрозу для собственного благополучия; 2)

небольшое представительство православного монашества, способного практиковать «аскетическое делание» и культивировать его идеи среди широких слоев населения; 3)

изменение ценностной парадигмы экономической деятельности и социальных отношений.

Невиданное ранее товарное предложение при низком материальном доходе у больших

масс населения, резкое расслоение общества на «богатых» и «бедных» при либеральном отношении к трудовой деятельности со стороны государства порождают в сознании многих людей, чуждых идеям аскетизма, идеал «праздной жизни».

Можно сказать, что современное «общество массового потребления» создает «рынок соблазнов», но не заботится о культуре потребления. Игнорируя тот факт, что все ныне высокоразвитые общества создавались под влиянием аскетических традиций в национальных культурах, где естественное для любого человека стремление к материальному достатку и радости бытия регулировалось системой религиозно-этических норм, рационализирующих обыденную и трудовую жизнедеятельность как отдельных личностей, так и больших коллективов.

Современному обществу еще предстоит осознать важность аскетизма в искоренении социальных пороков и духовном самосовершенствовании личности.

Поэтому сегодня, как и много лет назад, актуально аскетическое предостережение митрополита Макария (М. А. Невского): «Итак, христианин, тебе дозволяются удовольствия, но помни при этом апостольское изречение: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12). Пользуйся дозволительными удовольствиями, но смотри, чтобы они не лишили тебя здравомыслия, чистоты сердечной, чистоты телесной и здравия телесного. Будь послушным рабом своей совести, но не будь рабом своих удовольствий» [2, с. 193—194].

Говоря о важности аскетической практики в процессе духовного самосовершенствования личности, нужно отметить, что в своих крайних формах аскетизм может иметь негативные проявления или стимулировать девиантное поведение человека в обществе (например, конфликт с миром, самоизоляцию человека от общества и т. д.).

Полезный «разумный» аскетизм возможен лишь при правильном воспитании личности. На наш взгляд, залогом такого правильного воспитания должно стать сочетание религиозного аскетизма с освоением самосовершенствующейся личностью лучших традиций и ценностей светской культуры.

литература 1.

Климент Александрийский. Строматы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. mystudies.narod. ru/library/c/clem_alex/3strom/3st06.htm. — Дата доступа: 27.05.2010. 2.

Макарий, митрополит. Против зрелищ // Слова, беседы и поучения, в дни праздничные и воскресные Макария митрополита Московского и Коломенского. — Сергиев Посад, 1914.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме С. К. Носов ПРАВОСЛАВНЫЙ АСКЕТИЗМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА:

  1. Право народа знать Вчера. Сегодня. Завтра
  2. IHT: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
  3. Оссендовский вчера и сегодня
  4. Глава 1 Вчера бедняк — сегодня богач
  5. Е. Г. Позднякова роль ПРАВОСЛАВНЫХ сми в ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ личности (НА ПРИМЕРЕ «ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЫ» г. КУРГАН)
  6. АСКЕТИЗМ
  7. ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ Духовные основы православной семьи
  8. АСКЕТИЗМ И ПОДНОШЕНИЕ
  9. АСКЕТИЗМ
  10. РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ НАУК В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ С.К. Носов
  11. Общая ранняя социализация, декоративное искусство и аскетизм
  12. ЖУРНАЛ «СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕРИДИАН»: ТРАНСФОРМАЦИЯ ТИПА ИЗДАНИЯ (1924-1990 гг.) Ю. Носова Ростовский государственный университет
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -