ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Саликов А.Э.
Глобализация является наиболее масштабным социокультурным явлением современности. В последнее время проблемы, связанные с развертыванием этого процесса, приобрели особую остроту, что обусловлено, прежде всего, обострением глобальных экономических, социальных, демографических, экологических и других проблем.
Отмечается также возрастающий интерес исследователей к проблемам развития национальных культур, которые сталкиваются с необходимостью сохранения и развития своих самобытных особенностей в глобальных условиях функционирования.Одним из наиболее популярных подходов к исследованию глобализации является рассмотрение ее как разрушающего общую структуру культуры процесса (см., например: [2, с. 81 -84], [4, с. 5-6], [3, с. 552]). Вместе с тем, ряд исследователей указывает на неоднозначность и противоречивость глобализации, что создает дополнительные трудности ее изучения. В настоящей статье рассмотрим основные противоречия развития национального типа культуры в условиях глобализации.
Противоречивость глобализации, а следовательно, и сложность ее изучения выражается в том, что этот процесс, во-первых, развивается с различной скоростью в разных регионах мира, во-вторых, представляет возможности и угрозы одновременно.
Среди угроз национальным культурам выделяются следующие:
а) активизация межкультурного информационного обмена имеет тенденцию к модификации национальной культуры. Это проявляется в том, что доминирование глобальных информационных потоков обостряет диспропорцию в национально-культурном развитии;
б) глобализация, в качестве одного из признаков, означает коммерциализацию культуры, усиление позиций развлекательной «поп-культуры», часто в ущерб национально-ориентированному культурному производству. Увеличивается как импорт готовой иностранной продукции культурного назначения (видеофильмы, «поп-музыка», книги, видеоигры, образцы моделей одежды и др.), что позволяет говорить об «вестернизации», «американизации», западном культурном империализме и т.д., так и технологий ее производства (например, коммерческих шоу-проектов);
в) возникает опасность, связанная с исчезновением традиционных форм культуры.
Нивелирующее воздействие выражается в нейтрализации самобытной народной культуры, что способствует сужению диапазона использования народной художественной культуры.Тем не менее, глобальные тенденции нельзя воспринимать только в контексте разрушения самобытных основ национальных культур. При определенных условиях они могут стать важным источником новых возможностей для их развития и обогащения, создавая предпосылки культурного роста. Сохранение самобытных национально-культурных форм оказывается в прямой зависимости от способов их актуализации и трансляции в глобальном культурном пространстве, творческой активности субъектов-носителей. Национальные культуры потенциально способны получить максимум импульсов своему дальнейшему развитию вследствие активизации процессов воспроизводства национально окрашенных, ценностно-содержательных культурных текстов.
Глобализация сообщает дополнительные импульсы раскрытию творческого потенциала и белорусской национальной культуре. Наблюдается тенденция популяризации отечественной культуры. Это выражается в активном развитии фестивального движения; выделении денежных средств из Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства на организацию республиканских конкурсов по созданию образцов культуры разных жанров; совершенствовании работы с талантливыми и одаренными молодых людей в рамках работы Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (стипендии, гранты, премии и другие виды финансирования); организации и проведении международных и республиканских конкурсов и выставок, ориентированных на раскрытие творческого потенциала молодых талантов; развитии национального языка (ежегодные Дни белорусской письменности); проведении (часто за счет средств республиканского и местных бюджетов) персональных выставок, концертов, презентаций творчества мастеров искусств из регионов в столице; возрождении историко -культурного наследия Беларуси (историко-культурных комплексов Беларуси); децентрализации
582
белорусской культуры (например, гастрольные туры мастеров искусств в рамках республиканских акций «Мы - беларусы»); активизации интереса к культуре «малой Родины»; появлении новых направлений познавательного туризма (Арт- туризм, «Золотое кольцо Поозерья»). Этот перечень может быть продолжен.
Ряд исследователей аргументируют мысль о том, что глобализация не является принципиально новым явлением, а масштабные интеграционные процессы имели место в истории мировой культуры (см., например, [1, с. 3-4]). Разделяя эту точку зрения, тем не менее, заметим, что в отличие от масштабных интеграционных процессов прошлого, суть которых заключалась в открытии национально-культурных границ, в современных условиях складывается система
W ТЛ W
одновременно взаимодействующих поликультурных центров. В этой системе не имеет значение географическое положение транслятора культуры. Решающую роль играет скорость обращения национально-культурных артефактов.
С точки зрения противоречий, которые появляются в результате развертывания глобальных процессов, отметим значительные изменения в сфере производства, хранения и трансляции продукции культурного назначения. Это проявляется в диверсификации культурного потребления, смещении потребительских приоритетов на институциональном уровне культуры с исторически традиционных институтов трансляции социокультурного опыта (например, профессиональных: театры, музеи, библиотеки и др.) на транснациональные, связанные с использованием современных технологий производства и трансляции продукции культурного назначения (например, спутниковое телевидение, Интернет).
Учитывая ограниченные рамки статьи, обратимся еще к одной интересной тенденции, которая свидетельствует о противоречивости глобальных процессов. Развертывание процессов глобализации приводит к появлению новых культурных форм. В частности отмечается «гибридизация» артефактов культуры, которая выражается в синтезе диаметрально противоположных культурных направлений, жанров, стилей и т.д. Например, в музыкальной культуре появился успешный проект, завоевавший мировую популярность - Klazz Brothers & Cuba Percussion представляющий синтез классической европейской музыки и традиционных кубинских ритмов.
Таким образом, учитывая эти и другие факторы, в качестве основных противоречий развития национально-культурного типа в условиях глобализации выделим следующие: а) стремление национальной культуры сохранить самобытность сталкивается с необходимостью реагировать на внешние вызовы и усваивать опыт других культур; б) субъект-носитель национальных культур вынужден адаптироваться к новым тенденциям рынка нередко в ущерб реализации творческого потенциала (обостряется противоречие между художественным содержанием и коммерциализацией); в) усиливается противоречие между аутентичным продуктом культурного назначения и продукцией массового производства; г) выработка новых семиотико-семантических структур сталкивается с потребностью сохранения национально-ориентированных культурных текстов;
д) нарастает угроза самобытному национально-культурному развитию со стороны глобальной культурной семантики и форм ее трансляции; вместе с тем, возрастает потребность в национально-самобытных социокультурных практиках и обращении к культурному наследию; е) взаимозависимость всех сторон жизни мирового сообщества обостряет глобальные аспекты развития национальных культур (ассимиляция, унификация, нивелирующий эффект «вестернизации», коммерциализация), одновременно способствуя раскрытию творческого потенциала национальных культур в процессе диалогического освоения культурного многообразия, появлению новых предметных форм, формированию новых видов культуротворчества.
Литература 1.
Бабосов, Е.М. Глобализация как предмет социологического анализа / Е.М. Бабосов // Социология. - 2000. - № 4. - С. 3 - 15. 2.
Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. 3.
Левяш, И.Я. Культурология / И.Я. Левяш. - М.: «Айрис-пресс», 2004. 4.
Пирогов, Г.Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира / Г.Г. Пирогов. - М.: БФР ГТЗ «Слово», 2002. - Ч. 1.