<<
>>

Н. А. Овсянникова ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Ключевые проблемы современного российского общества представляются непосредственно касающимися вопросов нравственности. Это кризис института семьи и демографическая проблема, алкоголизм и наркомания, криминализация и коррупция, рост которых связан с вытеснением смыслообразующих ценностей (любовь к ближнему, семья, мудрость и т.

п.) ценностями инструментальными (еда, деньги, власть и т. п.).

В условиях перманентно кризисного социума, характеризующегося нарастающей неопределенностью, в ситуации, когда аксиологически близкие россиянам культурные образцы подвергаются угрозе вытеснения чуждыми отечественной ментальности образцами современной глобальной потребительско-достижительской культуры, активно транслируемыми СМК, для наших соотечественников остро встает проблема свободного, адекватного, позитивного самоопределения, формирования целостной гармоничной нравственной личности.

В высоко динамичном, нестабильном обществе в качестве психологической защиты и помощи в адаптации, ориентации способно выступить культурное наследие. Неудивительно, что православие — стержень традиционной российской культуры воспринимается как существенный противовес рискам современности и оказывается сегодня крайне востребованным обществом и властью.

Важно, чтобы правящая элита рассматривала православную церковь не только как социальный институт, обладающий способностью сдерживать агрессивность масс по отношению к власти, что крайне актуально в ситуации, когда происходит консервация нищенского существования значительной части россиян, неизбежно приводящая к росту протестных настроений. Церковь же учит терпимости, смирению и восприятию власти как данной Богом. Раньше этого необходимо рассматривать православие в контексте возрождения подлинно духовных смысложизненных ценностей, сохранения самобытных традиционных культур как функционально необходимых компонентов глобализирующегося социума с помощью личности в адаптации, ориентации в социокультурном пространстве, а также с консолидацией общества.

Подчеркнем, что по результатам социологического исследования, верующие (воцерков- ленные и невоцерковленные) на первое место по значимости поставили указанные выше смыслообразующие ценности, а для людей вне конфессиональной принадлежности (даже лояльных к православию) и отрицательно относящихся к православной вере наиболее важными оказались указанные инструментальные ценности [1].

Молодежь благодаря открытости сознания в условиях разобщенности российского общества, в ситуации ценностно-мировоззренческого хаоса информационного пространства, воспроизводимого СМК, способна не вполне осознанно, стихийно усваивать любые, навязываемые социокультурные образцы, в том числе и негативные. Поэтому остро актуальным является вопрос об отношениях молодежи и церкви.

Позитивно, что молодежью (от 15 до 30 лет) признается Православие национальной и государственной традицией России (72% опрошенных), основой русской культуры (75% опрошенных). Однако воцерковленных православных (исповедующихся и причащающихся как минимум один раз в год и соблюдающих по крайней мере Великий пост) среди людей от 15 до 30 лет только 4,4%. Невоцерковленных (верующих по самоидентификации, осведомленных о православных обрядах, обычаях, литературе, но не имеющих системной религиозной практики) — 32,1%. Лояльных к Православию молодых людей вне конфессиональной и этнической принадлежности — 19,2%. Отрицательно относящихся к Православию вне конфессиональной и этнической принадлежности — 2,2%.

Безусловно, воцерковленные верующие в большей степени способны воплощать духовные ценности в практической деятельности, полностью подчиняя им свой образ жизни, так же очевидно, что подлинное Православие не может быть массовым, являясь уделом немногих. Однако приведенные эмпирические данные показывают, что общество располагает весомым человеческим ресурсом, способным выступить носителем ценностей самобытной традиционной отечественной культуры в условиях глобализации (сюда можно отнести воцерковленных, невоцерковленных верующих — 36,5% в целом, кроме того, часть лояльных к Православию).

Реализация данного позитивного потенциала напрямую связана с эффективностью миссионерской деятельности.

Для молодежи особенно важна помощь в идентификации, формировании упорядоченного, непротиворечивого мировоззрения, значимо общение с близкими по возрасту единомышленниками, чувство психологической, эмоциональной поддержки «своей» группы (здесь лежат корни существования молодежных субкультур). Поэтому важным представляется не только сохранение исторической памяти с помощью СМК и других социальных институтов, развитие диалога науки и религии в сфере образования, но и создание условий для продуктивного общения православной молодежи.

Можно отметить необходимость развития региональных интернет-ресурсов, призванных способствовать межличностному взаимодействию, причем не столько виртуальному, сколько реальному. Нужно учитывать, что не каждая личность обладает высокими коммуникативными способностями для быстрой адаптации в новой социальной (конфессиональной) группе и зачастую оказывается, что преодолеть барьеры общения, раскрыть свой внутренний мир, продемонстрировать плоды своего творчества изначально гораздо проще в рамках виртуального мира.

Учитывая высокую потребность молодежи в самовыражении, актуальным является привлечение ее к творческим проектам, требующим регулярной групповой работы (на примере Курского епархиального молодежного отдела здесь можно говорить о создании камерного театра с целью благотворительных выступлений, о выпуске газеты, а также об организации совместного активного досуга — Крестные ходы, лагеря отдыха и т. п.).

Важной является рекламная поддержка молодежных православных организаций (баннеры, освещение акций по телевидению).

Необходимы совместные усилия и приложение ресурсов мирян, духовенства и представителей власти.

Литература 1.

В МГУ сосчитали православную молодежь // Сова: информационно-аналитический центр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://religion.sova-center.ru/discussions/1BDDB2D/6ACBEF4. — Дата доступа: 29.04.2010.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с.. 2010

Еще по теме Н. А. Овсянникова ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:

  1. Н. А. Овсянникова ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -