<<
>>

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Забирова О.В.

Идея парламентаризма (и сопутствующая ей идея разделения властей и общественного договора) лежит в основании политической философии Нового времени. Она также является основой для современных политико-правовых учений, как западной, так и отечественной политической философии.

Генезис идеи парламентаризма дает возможность говорить о культуре парламентаризма как элементе политической культуры.

Приступая к исследованию генезиса идеи парламентаризма, необходимо, прежде всего, сказать несколько слов о парламентаризме Великобритании, поскольку именно в этой стране зародилась идея парламентаризма как идея социального компромисса. Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии является конституционной монархией. Подлинным стержнем государственной жизни, средоточием реальной власти в Великобритании является двухпалатный парламент. Британский парламент - один из старейших парламентов мира. Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны, формируя традиции и культуру политических взаимоотношений социальных институтов. Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его организации и деятельности.

Зародившаяся в Великобритании и оформившаяся в концепции общественного договора Джона Локка, идея парламентаризма (и сопутствующая ей идея разделении властей [1, с. 198]) получила свое развитие в политикоправовых учениях Жан-Жака Руссо, Шарля Луи Монтескье, Поля Рикера, который уделял особое внимание этическим аспектам политики, связи политики и культурных, морально-этических принципов.

Учение Дж. Локка о государстве и праве являлось классическим выражением идеологии компромисса между монархией и республикой. Учение Монтескье о «духе законов» и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, в частности, на развитие теории и практики правовой государственности и культуры парламентаризма.

Монтескье подчеркивает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется, а в способности жить согласно законам (политической грамотности и культуре). «В государстве, те. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»[2, с. 455].

Ввиду наличия различных разрядов законов, замечает Монтескье, «высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми» [2, с. 521].

Жан-Жак Руссо создал концепцию «Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Основную задачу подлинного общественного договора Руссо видел в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде» [4, с. 109].

Обосновываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать - с точки зрения разума, справедливости и права - переход от естественного состояния в гражданское.

В свою очередь, Поль Рикёр в труде «Герменевтика. Этика. Политика» рассматривает Государство как «организацию», благодаря которой «историческое сообщество способно принимать решения». Государство является правовым, если: организация общественной власти осуществляется на основе конституционных текстов; присутствует правовой формализм, обеспечивающий равенство всех перед законом; функционирует неподкупный государственноадминистративный аппарат; обеспечивается независимость судей; парламент контролирует правительство, а также всеобщее воспитание и просвещение с помощью публичных дебатов [3, с.

87].

Продолжая исследование, П. Рикёр ставит вопрос о том, какая специфически этическая ценность соответствует этому политическому уровню организации общества и конституирует политику в качестве института. Таковой ценностью, согласно Рикёру, является справедливость. «Справедливость, как писал Роулс в книге «Теория справедливости» - есть главная добродетель социальных

601

установлений, как истина есть главная добродетель систем мышления» [3, с. 88]. Употребление слова «добродетель» в данном контексте подчеркивает принадлежность политических связей к сфере взаимодействий, находящихся в зависимости от этических суждений.

Таким образом, согласно анализу Поля Рикера, политическая власть предстает в качестве условия реализации способностей человека могущего - гражданина, рожденного сферой политических отношений, развитой политической культуры. Итог анализа, проводимого Рикером в «Герменевтике. Этике. Политике», заключается в следующем: политическая власть, о непрочности которой свидетельствуют парадоксы власти [3, с. 149], должна быть «спасена» исключительно благодаря бдительности самих граждан, созданных в определенном смысле общественным состоянием.

В настоящее время исследователи Германии выделяют социокультурные признаки парламентских систем. Чтобы отличать парламентскую правительственную систему от других правительственных систем, они предлагают рассмотреть широкий смысл парламентаризма - народное представительство (Vblksvertretung); и выделить как институциональные, так и социокультурные признаки парламентской правительственной системы. Петер Массинг (профессор Университета социальной политики при Департаменте по социальным и политическим наукам, Берлин) выделяет в качестве главного институционального признака узкую связь между исполнительной и законодательной ветвями власти, которая (связь - прим. автора) «образует единство и сбалансированность политических действий» [6, с. 99]. Это означает, что власть канцлера как политического руководителя возможна в тесном взаимодействии с правительством и парламентом [7, с.

175]. К социокультурным признакам Петэр Мессинг относит существование организованных партий и фракций как связующих звеньев между парламентом и правительством, существование оппозиции, которая предлагает политические альтернативы - так как парламентаризм это «федеративная политическая культура» [7, с. 175], [5, с. 4].

Литература 1.

Локк, Дж. Два трактата о гражданском правлении // Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - С. 137-405. 2.

Монтескье, Ш.Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. - М.: Мысль, 1999. 3.

Рикер, П. Г ерменевтика. Этика. Политика / (Московские лекции и интервью), пер. с фр. - М., 1995. 4.

Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Перевод с франц. А.Д. Хаютина,

В.С. Алексеева-Попова. - М.: «КАНОН-пресс», 1998. 5.

Den Wunsch nach Freicheit gibt es weltweit / Ein Interview mit Gunter Nooke // Deutschland. - 5/2008. - S. 4-7. 6.

Parlamentarismus in der Bundesrepublik Deutschland / Herausgeben von Gotthard Breit und Peter Massig, mit Beitragen von: Stefan Schieren, Suzanne S. Schuttemeyer, Uwe Thaysen u.a. - by WOCHENSCHAU Verlag, Schwalbach / Ts. 2003. 7.

Politische Kultur in Deutschland / Herausgeben von Gotthard Breit und Peter Massig, mit Beitragen von: Wolfgang Bergem, Konrad Blume u.a. - by WOCHENSCHAU Verlag, Schwalbach / Ts., 2.

Aufl. 2004.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. - 762 с.. 2010

Еще по теме ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Забирова О.В.:

  1. ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Забирова О.В.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -