<<
>>

ПИСЬМА Г-НА ПЕСТАЛОЦЦИ К Г-НУ Н. Э. Ч. О ВОСПИТАНИИ БЕДНОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

  Письмо первое

...Я всегда считал приют для бедных чрезвычайно важным для воспитания сирот. Бедняк большей частью беден потому, что он не приучен работать для удовлетворения своих потребностей; из этого следовало бы исходить.

Конечной целью при воспитании бедных должно быть наряду с общим воспитанием человека приспособление их к своему положению. Бедняк должен быть воспитан для бедной жизни, и в этом пробный камень учреждения для бедных. Воспитание бедных требует глубоких, точных знаний потребностей, затруднений и условий жизни бедноты; необходимо детальное знание их вероятного будущего положения, так как общепризнанной истиной является тот факт, что каждое сословие людей должно приучить свою молодежь к преодолению тех ограничений, препятствий и затруднений, с которыми ей предстоит встретиться в позднейшие годы. Мне кажется, что самым существенным моментом ученичества в каждой профессии являются упражнения в преодолении трудностей этой профессии, в терпении и подавлении всех желаний, которые могли бы препятствовать непрерывному выполнению будущих главных обязанностей. Эту общую истину я считаю особенно важной в деле воспитания бедных для самых трудных профессий в жизни. Друг человечества должен спуститься в самую жалкую хижину нищеты, он должен видеть бедняка в его темной комнате, его жену в дымной кухне и его ребенка при почти непосильном каждодневном труде. Эта та хижина, в которой в будущем предстоит жить ребенку, воспитываемому в общественном учреждении; его жена должна будет, вероятно, хозяйничать в такой же кухне, с таким же скудным количеством утвари, с такой же однообразной пищей; единственным источником существования семьи будет тот или другой тяжелый труд. Если бы дети оставались в этих бедных хижинах у бедных родителей, они неизбежно привыкли бы ко всем ограничениям в такой мере, что не чувствовали бы их тяжести, они могли бы спокойно и счастливо жить при этих затруднениях.
Хорошее воспитательное учреждение не должно лишить их этого спокойствия, а это случилось бы, если бы друг человечества, желающий воспитывать бедных детей, недостаточно был знаком с бедностью и способами помощи ей, если бы при руководстве учреждением для бедных он не имел постоянно в виду, что эти дети будут бедняками, что для добывания себе средств к существованию они должны будут приспособиться к тем местным условиям и возможностям, которые предоставляются в том или другом округе бедному населению. Он должен считать главнейшей задачей своего учреждения развитие в детях тех умений, которые на месте их жительства могут в будущем явиться важнейшим источником их существования; он должен заботиться о том, чтобы при воспитании детей трудности низших видов труда не были бы им чужды, тягостны, противны; он должен живо сознавать, что весь успех воспитания зависит от бережного отношения к доходу от труда, от умения ограничиваться во всех жизненных потребностях. Послушание, податливая скромность, гибкая приспособляемость, навыки в спокойном и умелом исчислении доходов от различных видов заработка бедняка — вот важнейшие знания, которые должны быть даны ребенку. Эти знания или, вернее, умения возместят ему бедность. Его гибкая приспособляемость, его подготовленность к различным видам труда будут его преимуществами перед более имущим при добывании заработка. При сопоставлении проектов в плане воспитательного учреждения необходимо исходить из будущего положения и потребностей детей и иметь в виду, что учреждение должно явиться учебным местом для развития умений и навыков, соответствующих будущему положению воспитываемых детей. Необходимо остерегаться ошибок при учете последствий; спокойствие, наслаждение, доброта не ведут к активности, довольство не ведет к поискам, учение о долге, благодарности само по себе не делает еще человека работящим, чувствительные мечты о добре не делают человека сильным, и хорошо преподанный катехизис не возмещает тех трудностей, с которыми встречаются дети, попадающие из хороших условий благотворительности на тяжелую работу бедняка.
Отнюдь не следует думать, что работы нетрудные, не требующие постоянного преодоления многих препятствий, являются настоящей школой для бедняка. Он должен привыкнуть переносить те трудности, с которыми связана та или иная работа. Это значит, что в одном случае он не должен бояться сырости погребов, где производится прядильная работа, в другом — он должен привыкнуть к хлопчатобумажной пыли либо не гнушаться противного жира шерсти; тут приходится выносить отвратительный запах навозной лужи, там сквозняки, сырость или духота спертого воздуха не должны вредно влиять на его здоровье. Комната, в которой он воспитывается, должна по возможности походить на его будущую жилую комнату; в тесной рабочей комнате он должен научиться приспособляться к желаниям других; какая бы ни была его постель, жесткая или мягкая, отдельная для него или разделенная с другим, он должен к ней привыкнуть, приспособиться; но никогда этого не будет, если он будет иметь всегда свою особую, мягкую и теплую постель.

Мой благородный господин! Я знаю, что Вашему кроткому сердцу, полному мягкой доброты, эти рассуждения покажутся жестокими, но я прихожу в ужас от жалкого состояния несчастных людей, погибающих от неразумной благотворительности; я вижу, как они под бременем непривычной нужды в слезах несут свой труд, в слезах едят свой хлеб, я вижу, как они всю жизнь чахнут...

Верьте, и мое сердце полно искренней теплоты, полно стремления к благу, к возможно большему благу для этих несчастных покинутых; но я усматриваю это благо только в приучении к строжайшим ограничениям, в тщательном развитии, в деятельном промышленном труде, соединенном с длительными серьезными упражнениями, в преодолении тех трудностей, которые имеются в профессиях, распространенных в той или другой местности среди бедноты. И Вы, мой господин, в своих письмах10 указывали на необходимость ограничения и усердия как на основу Вашего учреждения, но Вы воспитываете Ваших бедных для Вашей местности, где земледельческий труд является важнейшим средством существования для бедноты.

Имеются ли, однако, теперь общественные учреждения, где развивается надлежащим образом эта смышленость, этот дух разумного деятельного трудолюбия, где всего вернее обеспечивается достижение этой конечной цели и где уделяется достаточно внимания развитию этих важнейших для бедноты навыков?

Мне кажется, что в самой природе богатых общественных учреждений заключаются причины совершенно обратных явлений или, во всяком случае, имеются весьма опасные возможности.

Излишней щедростью, спокойным, беспечным насыщением всех потребностей эти учреждения убивают зародыши трудолюбия и пытливости. Они не обращают внимания на развитие тех навыков, которые у ребенка бедноты, естественно, развиваются благодаря нужде, и в большинстве случаев от этих богатых воспитательных домов государство приобретает только питомники не подготовленных к производительному труду людей — людей, которые благодаря привычке к спокойной, сытой, уравновешенной жизни не в состоянии переносить впоследствии ограничений, коим подвержен низший класс людей, и в то же время не вооружены никакими навыками, чтобы подняться на высшую ступень, — людей, которые часто из одного общественного учреждения — сиротского дома — попадают в другое — в больницу. Эти верные наблюдения привели к общему мнению, что бедняк нигде не получает столь плохого воспитания, как в общественных учреждениях. Знатные люди, крупные богатые основатели таких учреждений не знают положения и нужд бедняка; внешняя красота этих учреждений ослепляет тщеславие людей, и настоящие конечные цели не выполняются. Какой же выход из этого положения? Возможно ли улучшить эти общественные учреждения? Возможно ли ввести в них дух строгого, необходимого трудолюбия? Возможно ли эту точную, щепетильную бережливость, эти настойчивые упражнения в самых трудных низших видах деятельности положить в основу таких общественных учреждений, высокие основатели коих в своем спокойном богатстве не знают нужд бедноты и настоящего существа низших видов труда, — учреждений, непосредственные руководители коих, нанятые за плату, поставлены в хорошие условия и имеют подчиненный им обслуживающий персонал? Богатство и изобилие таких домов не только не побуждают их руководителей к бережливости и точности, а, наоборот, предоставляют им все возможности к беспорядочности, мотовству, воровству.

Возможно ли преодолеть все перечисленные трудности и достигнуть тут все же действительных результатов, требуемых от хорошего учреждения для бедных. Я не решился бы сказать окончательно «нет»: силы людей, желающих добиться чего-либо, не имеют границ, и да здравствует тот великий человек, который приложит свои силы к спасению самого прекрасного учреждения, имеющегося у людей, — общественного сиротского дома, который сумеет преодолеть все трудности, чтобы удовлетворить действительным потребностям бедняков. Но такой благородный человек является rari nantes in gurgita vasto11 так же как и мудрый анабаптист и философ крестьянин12, о которых Вы мечтаете. И я не хотел бы основывать серьезное исследование возможностей создания хорошего воспитательного учреждения для бедных на предполагаемой удаче найти таких людей. У меня имеются совершенно другие мысли относительно способов достижения в этом деле успешных конечных результатов: я полагаю, что самыми естественными, простыми и верными воспитательными учреждениями были бы те, которые организуются частными лицами в соединении с какой-либо промышленностью, и об этом я хотел бы, мой благородный господин, в нескольких письмах поделиться с Вами своими мыслями и имеющимся у меня некоторым опытом.

Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. Т. 1.

С. 133—137.

Письмо второе

Мой благородный господин!

Я продолжаю излагать Вам свои взгляды о воспитательных домах для бедных детей. Если я ошибаюсь, направьте меня на путь истины.

Но если эти столь важные для человечества перспективы, к которым я стремлюсь, верны, то мне утешением служит то, что Ваше сердце создано для поддержки всего хорошего. Я говорил уже, что самый естественный, самый верный путь для создания воспитательных учреждений для бедных детей заключается в том, чтобы основываться на действительных способностях подрастающего поколения к производительному труду и соединить такие воспитательные учреждения с производством.

Возможно ли это? Есть ли действительно основание предполагать, что способности к производительному труду подрастающего поколения могут служить исходным моментом при организации воспитательных учреждений? И если это возможно, если правильно подчинить воспитание бедных духу индустрии, какое влияние будет иметь соединение промышленности с воспитательными учреждениями на домашний быт воспитанных таким образом бедняков, на их нравственность, на их физическую силу, на состояние сельского хозяйства?

Это важнейшие вопросы, которые необходимо осветить.

Я хотел бы, чтобы мне удалось это сделать с надлежащей тщательностью и беспристрастностью. Я отнюдь не стремлюсь к тому, чтобы установить на этот счет какое-либо особое мнение, — я хочу только найти наилучшие способы в пути к осуществлению и достижению целей, столь важных для человечества.

Вы должны будете простить, если в мое изложение по причине моей загруженности делами вкрадутся неточности или если подчас я буду говорить не обстоятельно, а только делать намеки,— ведь я лишь урывками мог найти время для своего изложения.

Возможность соединения на очень ранней ступени воспитательных задач с промышленной деятельностью неопровержима, достаточно вспомнить, с какого раннего возраста городские дети начинают шить и вязать, а деревенские — прясть хлопок. С шести лет начинается уже пригодность детей к индустрии, и до восемнадцати лет эта пригодность возрастает. Эта пригодность к производительному труду должна при воспитании бедных возможно раньше быть использована, так как это вполне соответствует самым разумным воспитательным принципам...

Делаю следующее предположение.

Какой-нибудь человек предлагает нескольким общинам одного округа забрать у них в течение шести лет сто детей, лежащих бременем на общинах, в таком порядке: первый год — двадцать пять детей, второй год — пятнадцать и следующие четыре года — по пятнадцать до общего количества сто человек. При этом я предполагаю, что он обязуется принимать преимущественно детей, имеющих физические недостатки (хромых, слабых, но отнюдь не чахоточных), детей казненных, заключенных в тюрьмы, изгнанных из страны преступников,— вообще таких, которые не имеют семейного очага, и из таких мест, где в них не нуждаются для крестьянских услуг. Если бы он взял на себя подготовить этих детей к какому-нибудь индустриальному труду, могущему иметь приложение в данном месте и находящемуся в соответствии с уже существующей там промышленностью; если бы общины в свою очередь обязались перед предпринимателем, что до определенного, установленного возраста ни один из этих подготовленных рабочих без какого-либо значительного основания, без распоряжения правительства не может быть ими у него отнят,— при таких условиях, какой возможен был бы результат, какой доход получился бы от этого предприятия?..

Мой благородный господин!

Еще одно я должен заметить. Земледелие не является повсюду достаточным источником существования для бедных. Развивающаяся промышленность направила во многих местах бедняков на путь индустрии. А так как не подлежит сомнению, что воспитание бедняка должно соответствовать его будущему положению, его будущим потребностям и условиям жизни, то в таком месте, где для бедняка в его будущей жизни не предвидится другого источника существования, кроме промышленности, питающей всю бедноту данного места, безусловно, необходимо при воспитании развивать все те навыки, без наличия которых бедняк не сумеет использовать тот единственный источник существования, на который он может рассчитывать.

Безусловной необходимостью в данном случае является подчинение бедняка духу индустрии, и такой же необходимостью является в тех случаях, когда нет других вспомогательных средств для воспитания бедняков, использование заложенных в них способностей к производительному труду для достижения указанных конечных результатов.

И тут, мой благородный господин, мы расходимся касательно наших планов не во мнениях о прекрасном и хорошем, не в желаниях наших сердец — и я люблю земледелие и долгое время был противником всей фабричной индустрии — нас разделяют различия местностей и условий. Но если в какой-либо местности путь, ведущий к нашей обоюдной цели, крут и узок, если этот путь отделяет меня от Вашей открытой, широкой возвышенной дороги, сулящей в Ваших мечтах спасение и благословение беднякам, то я все же этой прекрасной дороги не упускаю из виду; мы встретимся на ней, если будет воля провидения, при осуществлении конечной цели наших надежд, желаний и мечтаний.

Я возвращаюсь к своему изложению. Наличие в каком-либо месте развитой промышленности является основанием к тому, чтобы воспитание бедняка подчинить духу индустрии, в местности, где бедняк несет на своих плечах всю тяжесть, весь вред фабричной работы при недостаточном заработке и отсутствии квалификации для его повышения,— в такой местности я желаю довести бедняка до самой высокой, самой лучшей степени заработка; с этой целью я хотел бы использовать природные производственные способности подростка для этого конечного результата — развития и поднятия его способностей; если мои расчеты не очень ошибочны, какими мощными могут быть эти средства в руках государства, человеколюбия и промышленности!

Но если я советую подчинить воспитание бедняков в определенных местностях промышленности, то ни в коем случае не хочу сказать, что рекомендую посылать детей на первые ближайшие фабрики, где, как совершенно правильно сказано, «они в нездоровом воздухе используются для работы на машинах, где они не слышат ничего об обязанностях и нравственности, где их голова, сердце и тело одинаково подавляются или, по крайней мере, оставляются недоразвитыми, неусовершенствованными». Сохрани меня бог от того, чтобы считать удовлетворительными такие воспитательные средства для бедняков. Нет, в отношении человека, созданного по подобию божию, в отношении наших братьев мы имеем большой долг. Как мала, как незначительна разница между бедняком, просящим милостыню на дороге, и человеком, занимающим высокое положение в обществе! Сколь сходны они во многом существенном! Почему мы не помним об этом больше? Всегда ли так было? Или это наше столетие со своими разобщенными слоями общества, со своим стремлением к нечувствительности больше, чем все прежние столетия, виновно в том, что сердце наше очерствело и мы не видим и не чувствуем больше живую душу в сыне нашего слуги, алчущую так же, как и мы, полного удовлетворения своего человеческого существа.

Нет, сын бедной, погибшей несчастной существует не для того, чтобы только вертеть колесо, возносящее вверх какого-нибудь гордого гражданина. Нет... Нет, не для того он существует. Недопустимое отношение к человечеству,— как возмущается мое сердце! До последнего вздоха своего я хочу видеть в каждом человеке своего брата, и никакое соприкосновение со злобой и непристойностью не ослабит во мне наслаждения любви.

Я бы хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества; должен сказать, что я ни в коем случае не разделяю мнения о том, что при таких промышленных перспективах меньше имеется возможностей достигнуть нравственных конечных результатов, чем во всяких других воспитательных учреждениях. Человек при всяких обстоятельствах и при всякой работе в одинаковой степени поддается направлению к добру. Безнравственное поведение фабричных рабочих, преследующих лишь одну задачу и одну намеченную цель — заработок, не дает права делать общие выводы. Пусть какая-нибудь фабрика твердо поставит себе первой конечной целью воспитательные и нравственные задачи. Эти задачи будут достигнуты так же, как во всяком другом учреждении. Намерение, твердая конечная серьезная цель в этом деле — самое существенное. Только сердце может направлять сердце. Очень многие приемы воспитания нравственности кажутся существенными, но представляют собой только модификацию внешней оболочки. Это твердое серьезное намерение, что стремление к нравственности сохранит их на фабрике в такой же мере, как в школе. Прядение или косьба, ткачество или пахота,— сами по себе эти работы не делают ни нравственным, ни безнравственным. Ловкость анабаптиста в ведении сельского хозяйства вполне сочетается с нравственностью. Гернгутеры имеют фабричные учреждения, в которых нравственность уживается вполне с настоящим производственным духом. Существенно, чтобы предприниматель ставил себе такие конечные цели, чтобы он не отступал от них по небрежности и не приносил их в жертву призрачным, но ослепляющим конечным целям жизни. И если он будет знать, в чем заключаются истинные интересы его учреждения, то это знание подскажет ему способы охранения нравственности рабочих и общие принципы ведения своего учреждения, наиболее подходящие для надлежащего воспитания бедных и в то же время соответствующие запросам всего человечества.

Умения и навыки, развитие которых является конечной целью всякого воспитания бедных, будут служить основной опорой учреждения; привычка к непрерывной, обдуманной, упорядоченной деятельности, твердо установленная обязательная ежедневная работа, соответствие между этой работой и получаемым содержанием, крайняя бережливость во всех отношениях, приучение к дешевой пище, тщательное распределение этой пищи, точность в употреблении даже предметов первой необходимости: дров, соли, света, масла,— все эти существенные для воспитания бедных навыки и ограничения будут в то же время существенны для экономии предпринимателя. Если при пятидесяти лицах он будет считать ежедневно на каждого человека одним батценом больше или меньше расходов, в годовом бюджете получится разница в 1000 гульденов.

Так значительны побудительные причины для предпринимателя к установлению в учреждении строгой бережливости, порядка, точного распределения работы и учета дохода от работы. Здесь каждая неосторожность в отношении основных принципов воспитания бедных имела бы разительные последствия: никакие конечные результаты не могут быть достигнуты учреждением, если в нем не будут твердо установлены быстрое покорное послушание, гибкость, порядок и спокойствие. Мирная, спокойная радость труда, бодрость при выполнении житейских обязанностей и при удовлетворении своих потребностей — наличие этих конечных целей и основ нравственности будут служить также повышению прибыли от производства. Как благословенна была бы работа юноши, искренне любимого своим приемным отцом и отвечающего ему такой же любовью, — благословенна для предпринимателя и для юноши. Скажем еще больше: какие побудительные причины заставят отца этого дома воспитывать детей для бога — их вечного отца? Здесь неуместны были бы побуждения земных выгод. Это мысль о том, что они должны знать, должны помнить об ответе однажды перед вратами вечности богу, своему отцу за каждое ослушание, за каждую неверность, за каждую небрежность и неблагодарность. Эта глубокая вера в бога, воздающего за добро и зло, будет руководить и укреплять их трудолюбие и преданность. Эта мысль правильна, но ставить себе конечной целью только наживу было бы ужасно для предпринимателя, берущего на свою ответственность сотню детей;

он ответил бы за души этих детей, если бы допустил, чтобы они забыли о боге — отце спасителе, если бы лишил их насущной потребности человечества в утешительном откровении божьем — веры в бога, дающего ободрение во всех страданиях, и если бы со всей силой не поддерживал в них надежды на будущую жизнь, для которой мы призваны.

Предприниматель должен быть отцом своего дома, развитие у детей трудолюбия, ума и добродетели, соответствующих их положению, должно доставлять ему отеческую радость; развертывающиеся с каждым днем способности, развивающиеся ум и сердце должны служить ему источником высоких наслаждений, служить ему вознаграждением. Если бы он не искал этих радостей, не знал бы их, то существование учреждения не оправдало бы себя. Учреждение сделалось бы в его руках либо предметом тщеславия и не соответствовало бы совершенно будущим потребностям рабочих, либо погоня за наживой как конечной целью принизила бы учреждение и поработила бы дух рабочего в угоду одному человеку13.

Только твердо поставленная конечная цель достижения нравственности, религиозного развития, истинного просвещения и руководства человеческим сердцем может быть положена в основу такого учреждения. Такого рода воспитание бедных я имел в виду достигнуть путем использования дохода от труда подростков, и мне кажется, что такое воспитание соответствовало бы потребностям человечества, положению и условиям жизни бедноты.

Но какое влияние имело бы на здоровье и физическое состояние бедных подчинение их воспитания духу индустрии? Как приятно мне сказать на основании трехлетнего опыта, что разумно руководимое и движимое любовью к человечеству предприятие совершенно не препятствует росту детей, не вредит развитию их физических сил, как это обычно предполагают. Я неоднократно убеждался в том, что дети, чахнущие в нищете и безделии, крепли и значительно прибавляли в росте при регулярной работе по прядению; само собой разумеется, что и при этом считаю нужным поддерживать их силы укрепляющими физическими упражнениями, представлять им возможность после выполнения их обязанностей наслаждаться оздоровляющими играми. Поскольку условия учреждения позволяют, я считал бы также желательным присоединить к нему небольшое полевое и огородное хозяйство, что вполне возможно. Если предприниматель находится в сельской местности, если он организует разведение всего необходимого для потребностей его дома — картофеля, свеклы, фасоли и т. д. и т. д. — в своих поместьях, поблизости от фабричного дома, как легко и естественно он сумеет обучить своих детей разным добавочным полевым работам и какое существенное значение это будет иметь для нашего учреждения. Если он сумеет при этих работах, служащих детям развлечением, пробудить их рвение, поднять их дух своей ободряющей любовью, как легко и прочно он заложит в них знание земледельческих работ, применимых в их быту: умение использовать и улучшать небольшие участки земли, знание кормовых трав, посадки и прививки деревьев, и еще многое другое при таких условиях может быть преподано им шутя.

Так в детях воспитывается любовь к стране, знание способов использования собственности, так естественным путем подготавляются они к своему будущему положению и потребностям, так они приучаются к бережливости, точности, к ограничению своих потребностей и вполне оказываются способными к лучшему заработку в своей местности. Как велико было бы значение учреждения, достигшего этих результатов, для нравов, для земледелия, для населения. Но, конечно, не все фабрики дают такие результаты, наоборот, многие приходят как раз к обратному, и по этому поводу я хочу сделать следующие замечания.

Настоящим воспитательным учреждением не может быть такая фабрика, которая ограничивает себя одним или очень немногими ремесленными приемами, фабрика, которая в случае прекращения работы двух-трех соседних предприятий потеряла бы всякую возможность продолжать свое производство. Учреждение, воспитывающее для индустрии, требует развития разнообразных способностей и навыков, нужных промышленности, и такое учреждение не может быть односторонним.

Чем ближе производство находится к сырью, тем это для него благоприятней. Дело в том, что в большинстве случаев последняя стадия обработки сырья весьма отличается от предыдущих. На пути к ней оно уже подверглось разным изменениям. Ввиду того, что на позднейших стадиях производства сырье не подвергается столь большим изменениям, как на первоначальных, может случиться, что, например, третья и четвертая стадии могут приостановиться, в то время как первая еще продолжается. Однако в этих случаях материал может быть подвергнут какой-либо другой обработке. Так, например, если индиа- на14 не имеет сбыта и работа печатника приостанавливается, то пряжа может быть обработана в бумазею или другую ткань.

Чем больше совершенствуется производство и чем большее количество низших отраслей оно включает, тем богаче и прочней оно становится. Высококвалифицированный ткач может, спускаясь от своей тонкой работы на десять различных производственных этапов, дойти до обработки самого простого хлопчатобумажного материала, находящего сбыт. Производство всех сортов материала, который он способен выделывать, не может ведь никогда одновременно приостановиться.

Если производство какой-либо фабрики совпадает с той промышленностью, которая имеет уже распространение в данной местности, то доходность этой фабрики более обеспечена, чем в том случае, когда производство ее сильно отличается от местного. Это тем более важно, что фабричное производство требует много простого механического труда. Если же рабочие одной или нескольких фабрик не получают навыков, необходимых для общераспространенного в данной местности производства, то они становятся для него непригодными.

Само собой разумеется, что самым верным обеспечением индустрии служит наличие сырья в данной местности и спрос на продукт производства на месте.

Обеспечение доходности фабричного предприятия должно быть всегда самой важной заботой предпринимателя такого воспитательного учреждения; избираемая им отрасль индустрии всегда должна находиться в соответствии с промышленностью его местности.

Я знаю, несмотря на всю осторожность моего подхода, найдутся люди, которые искренне сделают следующие предположения.

Возможно, что источник развития той или другой промышленности прекратит свое действие для целой местности. Я понимаю, что это было бы несчастьем. Но даже законодатель не может отменить установившегося в стране источника существования. Такое прекращение чрезвычайно редко, случайно, преимущества пользования берут верх. Полезно в хорошие времена поддерживать в народе дух ограничительной домашней бережливости. Сбережения обеспечат ему возможность перенести такие случаи — это все, что можно сделать; при такой организации дела рабочие, которые будут воспитаны по указанным выше принципам, последними подвергнутся опасности в случае каких-либо кризисов и первыми окажутся способными перейти в какую-либо другую отрасль промышленности.

Наконец, если все возможные предосторожности приняты, следует в отношении таких невероятных мировых событий положиться на руководство всемогущего, всемуд- рого отца человечества, предвидящего все, как крупное,

так и мелкое...              _              т, ^              *

Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. Т. I. С. 138—155.

Письмо третье

...Вы знаете, что первые мои попытки не оправдали моих надежд, но, как и в сельском хозяйстве правдивое сообщение о неудачных моментах в новых опытах значительно важней, чем сообщение об успехах, так же обстоит дело и в данном случае. Я хочу поэтому подробно рассказать как об ошибках, которые вначале повредили моему предприятию, и трудностях, с которыми я столкнулся, так и о более удачных опытах, укрепивших мою надежду на полное достижение конечной цели. Два самых важных, самых значительных момента всего дела — это доход от труда и дешевая организация содержания.

Было чрезвычайно трудно приучить к регулярному труду детей, привыкших к нищенству и праздности. Эти трудности были тем сильней, чем более продолжительное время дети вели этот беспечный, бездеятельный образ жизни. Жертвы вначале неизбежны, свои расчеты на возмещение этих жертв я строил на длительном пребывании у меня детей; но я ошибся в своем предположении, что благодарность детей, спасенных мною в большинстве из самой глубокой нужды, гарантирует их пребывание у меня и обеспечит мне удовлетворение, которое возместит меня за понесенные потери. Опыт научил меня другому: без самых тщательных письменных договорных соглашений с родителями или фогтами, без содействия и защиты властей никакой предприниматель не может быть уверен в пребывании детей у него. Эта защита властей и точные договоры очень существенны.

Трудно представить себе, каким неприятностям в такой местности подвергается предприниматель вследствие неблагодарности и злобы. Строгости, необходимые в таком учреждении, чтобы противостоять лени и злобе, истолковываются в дурную сторону. Матери и родные детей, навещающие их в рабочей комнате, по какому-то злому року ведут себя часто так, что это меня позорит. Я не знаю, чего они ждут, чего они требуют, что думают.

— О, бедное дитя, ты должно теперь целый день работать! Имеешь ли ты хоть достаточно еды? Хорошо ли приготовлена пища? Не хочешь ли ты лучше вернуться домой?

При таких речах ребенок, живший у доброй матери праздно, начинает плакать: тогда мать, видя, что ребенок теперь одет и способен кое-что зарабатывать, уговаривает его вернуться домой и, чтобы оправдать свое поведение, клевещет на учреждение. С этой неблагодарностью мне пришлось очень часто сталкиваться, и я должен был при таких обстоятельствах удовлетворяться меньшим количеством работы, чем дети в состоянии были выполнить, только чтоб меньше было поводов подстрекать их к уходу из учреждения.

В отношении содержания учреждения у меня были такие же затруднения. Я, видит бог, очень чуток ко всем действительным потребностям людей; удовлетворение всех потребностей моих детей является, конечно, самым горячим желанием моего сердца. Но учреждение, в особенности в самом начале своего существования, требует экономии и нормирования. Дети бедноты едят обычно без меры, когда у них имеется еда. Порядок, нормирование озлобляют их вначале, и они находят выход в краже картофеля, свеклы, полевых злаков. Предприниматель в таких случаях не может быть снисходительным, он должен строго наказывать. Ребенок жалуется матери, не придающей никакого значения краже плодов, и в этих случаях раздаются бесстыдные речи, которые по меньшей мере затрудняют дальнейшее воспитание ребенка. Эти затруднения чрезвычайно важны, в особенности в тех случаях, когда много таких неблагодарных родителей и родственников живут поблизости учреждения и когда такие подстрекающие выступления происходят часто в присутствии детей. Поэтому защита начальства и доверие правительства существенно необходимы учреждению, и положение его было бы невыносимо, если бы суждение о том, как содержатся в нем дети, основывалось не на фактических результатах, то есть на состоянии здоровья, роста и сил детей, а придавалось бы значение различным жалким суждениям о том, что дети получают мало хлеба, мяса и т. п.

Я убедился на опыте, что наиболее существенные мероприятия, выгодные в экономическом отношении, полезны также для здоровья и роста. Я убежден в том, что употребление капусты и прочей растительной пищи следует предпочесть мясу; также на убеждения я предоставляю возможность своим более сильным детям в летние дни бегать с непокрытыми головами и босиком, подвергаясь непосредственному действию воздуха. Если же кто-нибудь усмотрит с моей стороны в этом только желание экономить, ограничивать, предоставляю ему так думать. Замечу только, что я из тех же соображений с большим удовольствием предоставляю своему единственному сыну возможность бегать босиком...

Вы знаете, что последствия этих трудностей были для меня убийственными, но спокойное взвешивание их сущности убедило меня в том, что большинство из них не имело своих корней в самом предприятии, что опыт, умеренность и благоразумие могут обеспечить успех, что главные расчеты, положенные в основу, остаются правильными, несмотря на эти случаи. Я не потерял поэтому бодрости, и при участии любимой женщины, ценившей мои конечные цели и готовой на все жертвы для их достижения, стойко взялся за дело и искал всевозможные способы, чтобы продолжать начатый опыт. Ваш мудрый преемник в Вильденштейне господин фон Граффенрид15 из Бургштейна поддерживал во мне в самые плохие минуты бодрость и надежду на успех, которого я теперь действительно достиг и которым я обязан также и Вам. В процессе неудачных, слишком поспешных стремлений к конечным целям выявлялась все же правильность основных моментов всего плана, и в течение пережитого тяжелого времени я получил самые существенные доказательства в верности и правильности моих положений относительно воспитания в учреждении для бедных.

Дети с легкостью обучились тонкому прядению, и мои расчеты на предполагаемый доход от труда оправдались на опыте. Дешевая организация содержания детей и преимущества совместного питания большого количества людей выявились в полной силе; условия, в которых я жил, особенно благоприятствовали достижению конечных целей. Вы знаете пустынную местность, где я семь лет тому назад приобрел покинутые владения; благодаря наличию рабочего дома в этой необработанной покинутой местности делаются улучшения, не возможные ни при каких иных условиях.

Самый лучший способ возделывания таких земель — это разведение овощей и прочих продуктов питания, наличие рабочего дома, нуждающегося в таких растениях, обеспечивает разведение таковых, так как поднимает их ценность, и все поместье выигрывает во всех отношениях от большого потребления огородных продуктов. И поскольку я считаю наличие рабочего дома полезным для возделывания моих владений, постольку же первобытное состояние моих владений представляется мне благоприятным для подготовки детей к тем видам земледелий, которые больше всего соответствуют их будущим условиям жизни. Они не нуждаются в подготовке к ведению земледелия в крупном масштабе; им не приходится рассчитывать на усадьбы, на обширные пахотные земли, на хорошие луга. Источником их существования будут служить главным образом домашние работы; единственным соответствующим их будущему положению и возможным для них видом земледелия явится тщательная очистка маленького дешевого участка земли, посадка деревьев на нем, сбор всяких домашних отходов для удобрения своего участка, посев кормовых трав на удобренном участке, — словом, им предстоит использовать свои свободные часы на тщательную, прилежную обработку маленьких клочков земли.

Как ни мала эта работа, но забота большого количества бедных об улучшении мелких участков земли имеет большое значение для общего земледельческого хозяйства. Цюрихские фабричные местности с особенной выразительностью об этом свидетельствуют. К этому роду земледелия я и имею в виду подготовить своих детей. Фабричная работа будет всегда их главной профессией, главным заработком. Часы отдыха, праздничные вечера, дни, когда особенно нужны рабочие руки для земледелия, будут использованы для того, чтобы выявить способность ребенка к этому делу, привлечь его силы и возбудить его интерес к труду. Это единственный вид земледельческих работ, который я считаю возможным соединить с индустрией, и этот вид работ не требует физического напряжения, непосильного для детей, работающих в индустрии.

Я могу теперь на основании опыта утверждать, что разумное использование подрастающих детей для фабричной работы не вредит их здоровью и силам. Вообще состояние здоровья моих детей необычайно хорошее; нет ни одного чахоточного среди них, не было ни одного случая ухода по болезни и ни одного случая смерти. Прошлой осенью у нас разразилась краснуха, в течение четырнадцати дней заболели в моем доме двадцать четыре человека;

я употребил очень простые средства: тепло и много питья — вот все, что я применил, и не осталось никаких последствий. Я прежде очень опасался случаев заболеваний, как из-за тех хлопот, которые они вызывают, так и из-за больших расходов. Против моих ожиданий, опыт показал мне, что спокойный простой уход разрешает дело гораздо легче, чем я себе представлял.

Забота о чистоте не может иметь пределов, когда столько людей живут совместно. Я в этом отношении недостаточно еще сделал. Крайнюю экономию, работу фабрики и соблюдение в достаточной мере чистоты, столь необходимой при большом количестве совместно живущих людей, — на практике все это труднее осуществить, чем думают, и мне до сих пор не удалось еще целиком предохранить свой дом от чесоточных заболеваний. Но вы знаете, что с этим злом приходится часто бороться и богатым сиротским домам, имеющим самое дорогое устройство. Я хочу этим летом организовать у себя постоянные купания и считаю это лучшим средством против заболеваний.

Словом, результаты моих трехлетних опытов приводят к следующему заключению: возможность организации содержания бедных детей на дешевых началах, как Вы мечтаете и как предусматривают мои расчеты, не подлежит сомнению при условии разумного выбора средств и хорошего руководства; также несомненным является при разумном руководстве и хорошей организации предполагаемый в моих расчетах доход от труда детей...

Экономное ведение сельского хозяйства, сельские многосемейные хозяйства, умеющие честно пробиваться через все заботы и трудности, являются истинными школами для постановки воспитания, действительно соответствующего нуждам бедных детей. Все детали такой экономии заслуживают всяческого внимания, самого тщательного исследования. Это школа для достижения величайшего идеала —соединения фабрики, сельского хозяйства с воспитанием нравов...

Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. Т. 1. С. 156—164.

<< | >>
Источник: К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. 1988

Еще по теме ПИСЬМА Г-НА ПЕСТАЛОЦЦИ К Г-НУ Н. Э. Ч. О ВОСПИТАНИИ БЕДНОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ:

  1. Иоганн Генрих Песталоцци1746-1827
  2. ПИСЬМА Г-НА ПЕСТАЛОЦЦИ К Г-НУ Н. Э. Ч. О ВОСПИТАНИИ БЕДНОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -