<<
>>

В ПОЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ И МНЕНИЙ,ИЗЛОЖЕННЫХ В № 37 «ШВЕЙЦАРСКОГО ЛИСТКА»

  ...Истинные правила человеческого воспитания должны быть истинны не только сами по себе, но и применительно к людям, которые должны будут выполнять их. В этом смысле принцип строить первоначальное развитие человеческих сил на домашнем труде удивительно правилен, потому что отец и мать, которые являются в общем единственными воспитателями человечества и всегда должны быть ими, приходят к этому принципу в силу тысячи разнообразных обстоятельств своего домашнего быта.

Но и независимо от этого и независимо от слабости и ограниченности лиц, которым обыкновенно поручается воспитание, соображения материального порядка и склонность к труду сами по себе являются самым надежным фундаментом всякого хорошего воспитания. Удержать внимание ребенка, упражнять и обострять у него способность суждения, воспитывать в его сердце возвышенные и благородные чувства — все это, я полагаю, является, несомненно, самой важной задачей воспитания, а развитие трудолюбия у юноши, путем выполнения им домашних дел, весьма способствует достижению этих трех указанных целей.

Труд вообще является самым надежным средством для упражнения внимания, потому что нельзя хорошо сделать работу без упорного внимания, а разнообразие, присущее домашним работам, которые могут быть выполняемы детьми, развивает способность одновременно сосредоточивать внимание на нескольких и притом неодинаковых предметах.

Точно так же человек в общем будет наиболее правильно упражнять свои способности суждения, если его с раннего детства будут заставлять выполнять разные работы. Ибо всякого рода работу, всякое дело приходится делать при таких условиях и обстоятельствах, при которых отсутствие правильной способности суждения обыкновенно сразу и беспрестанно бросается в глаза.

В смысле общего облагораживающего влияния и воспитания домашних и гражданских добродетелей приучение детей к послушанию, к готовности быть услужливыми по отношению к родителям, родственникам и домочадцам настолько хорошо достигается упражнениями с раннего детства в домашнем труде, участием детей в домашних делах, что я не думаю, чтобы было возможно заменить этот способ воспитания детей каким-нибудь другим способом.

Вообще искусственное воспитание, воспитание по книгам, ни в какой мере не заменяет собой домашнего. Самый лучший рассказ, самая трогательная картинка в книге являются для ребенка нереальными образами, лишены связи, согласованности и внутренней правды. Но то, что происходит у него в комнате перед глазами, — это, разумеется, связано в его голове с тысячами подобных же образов из той же области, которые он видел раньше. Это обладает для ребенка свойством внутренней убедительности. Поэтому общение с домочадцами и соседями чрезвычайно легко может подготовить к правильному пониманию людей и выработать наблюдательность, свободную от опрометчивости, между тем как при помощи книг и искусственных методов обучения достичь этого чрезвычайно трудно.

Но как легко вы, люди, направляете наблюдательность ваших детей в ложную сторону!

Всякая человеческая философия является результатом правильного опыта, а он получается при помощи твердой, неколеблющейся, не сбитой с толку наблюдательности.

Ведь так разнообразен вред, причиняемый тем, что первоначальное развитие человеческих сил совершается путем чисто словесного обучения, а не посредством домашнего труда.

Не следует вечно давать себя ослеплять пустыми мечтами, надо твердо держаться конечной цели всякого человеческого воспитания. Таковой являются понимание и умение делать вещи, которые удовлетворяли бы человека в занимаемом им положении. Надо серьезно уяснить себе, что является существенным в наших профессиях, в нашем назначении, в занимаемом нами месте, ибо для нашего счастья и спокойствия необходимо, чтобы мы могли выполнить связанные с этим обязанности.

Как часто обнаруживается несокрушимое терпение в медленном монотонном верчении колеса, как часто вносит спокойствие в наши дома пристальное внимание к всевозможным мелочам. И как часто бывает, что балетные прыжки и полеты гениальной фантазии, к которым мы приучаем наших детей, разрушает всякое домашнее спокойствие и счастье. А между тем мы продолжаем мечтать и с каждым днем все больше забываем приучать наших детей внимательнее присматриваться ко всему, что они делают, не воспитываем в них того несокрушимого терпения ко всему, что должно быть, не приучаем их к строгому порядку, который составляет счастье их жизни.

Человек так мало предназначен для болтовни, ему так много нужно хлеба, который он не может найти не работая. Поэтому непонятно, почему с таким старанием его приучают к первому и так удивительно пренебрегают вторым.

Материальное благосостояние человека основано не на слепом счастье, а на воспитании, приучающем его мудро жить в своем кругу, и эта мудрость человека, которая обеспечивает его внукам уверенность в куске хлеба, является мирным результатом жизненного опыта и привитого сознания долга в выполнении йсех обязанностей, содействующих домашнему благосостоянию человека. Эта способность, одинаково необходимая всем людям, какое бы положение они ни занимали, опять-таки легко и естественно образуется, если ребенок с раннего детства приучается к работе, обеспечивающей хлеб его дому. Так из детей вырабатываются люди, которые потом на старости лет чувствуют себя на месте всюду, куда бы их ни поставили. Между тем мальчики, которых обучали только словам, в зрелом возрасте обыкновенно нигде не чувствуют себя хорошо. Ах, чрезмерное развитие их суждения, несвоевременное направление их знаний на общие принципы еще до того, как у них сложился свой собственный опыт, — все это равносильно тому, как если бы наседка сидела, не имея под собой яиц!

Кто много работает и много постиг на опыте и вследствие этого приходит к общим правилам и принципам в тех областях, с которыми он больше всего имеет дело, тот будет более уверенно идти своим путем, получит в жизни то, что ему нужно, там и тогда, когда ему будет нужно, и сумеет в случае необходимости применить. У него на протяжении его жизни все необходимое будет всегда и повсюду под рукой, и он сумеет это применить, когда в том явится надобность. Если же тот, кто рано позволяет заполнить себе голову общими правилами и принципами, представляющими собой результат опыта, которого у него нет, и жизненных судеб, совершенно непохожих на его собственные, и пожелает все же применить эти принципы, хотя бы они были абстрагированы из положений, которых он не знает, — у такого человека его жизненная мудрость будет похожа на забавную детскую болтовню городских мальчуганов, которые, встретив на прогулке крестьян, везущих солому, говорят о их прекрасных возах с сеном.

Общие правила, когда у человека голова еще не подготовлена к наблюдению отдельных явлений, к выделению родовых признаков, к изучению деталей, к тому, чтобы подмечать оборотную сторону медали каждого предмета,— всегда только отвлекают человека от подлинного чувства правды и от всякой основы настоящего философского познания.

Научись твоему ремеслу, и потом, когда ты будешь его знать, ты можешь и говорить о нем. Так полагали старики. Мы же учим наших детей предсказывать, прежде чем они умеют читать по складам, болтать, прежде чем они начали работать, угадывать, прежде чем они измерят. Правда, это забава, когда они блистают своим искусством, но печально, когда на старости лет им приходится голодать из-за этих мальчишеских развлечений.

В жизни простых людей, в низших сословиях все идет еще, слава богу, по-старому: у ремесленников и у всех профессий, где платят только за работу, а не за болтовню и фигурантство, — там и теперь еще мальчики научаются говорить о ремесле только тогда, когда они его уже знают. Если бы мальчик стал во время учения рассуждать, вместо того чтобы работать, то мастер и подмастерья ударили бы ему палкой по пальцам и по спине, показали бы, что понимание ремесла он должен приобретать через труд, а не болтовней. И воистину старый мастер и подмастерья правы: во всех областях человеческой жизни достижение благодетельной полезной истины, составляющей счастье человека при удовлетворении его основных потребностей и воспитывающей в нем чистоту домашних нравов, развивается у всех людей благодаря их труду в молодые годы.

Я, правда, знаю, что домашний труд в глазах нашего века — вещь слишком презренная, чтобы на ней можно было строить улучшенное воспитание граждан. В нашей школе мальчикам внушают высокие понятия о назначении человека, о нравах гражданина, любви к отечеству и т. д. Parturiunt montes nascitur mus18. Какое значение имеет это все в устах мальчугана в наш век при разрушении нашего домашнего быта?

Учи своего мальчика слушаться мать и отца, работать, смотреть за своим делом, надеяться на бога и смиренно жить, и ты создашь из него гражданина, который будет то, о чем наши мальчики теперь только говорят, получишь мудреца, который будет счастлив, следуя важнейшим истинам, отца семейства, который будет кормить своих детей и обеспечивать им спокойствие, тогда как наши современные болтуны вместо удовлетворения всех пяти чувств у своих детей способны только дать пищу их ушам.

И этим ты не помешаешь даже и успехам словесных знаний нашего века, потому что люди, у которых основы знаний заложены таким образом, будут преуспевать по любому предмету, который они изберут.

ПРОЕКТ ПАМЯТНОЙ ЗАПИСКИ

ГРАФУ КАРЛУ ИОГАННУ ХРИСТИАНУ ФОН ЦИНЦЕНДОРФУ

О СВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С НАРОДНЫМИ ШКОЛАМИ19

Государство тем более заинтересовано в участии школ в профессиональном образовании самых низших сословий, что среднее сословие, чье богатство и производственная деятельность чрезвычайно благоприятствуют подобному образованию, несоразмерно отстает от низших сословий.

Это отставание проявляется не только в отношении количества людей, которые могли бы быть осчастливлены получением хорошего профессионального образования.

Среднее сословие, занимающее положение между опасными для него наслаждениями высших слоев и нищетой народа во всех тех случаях, когда его не побуждает постоянно к активной деятельности напор со стороны низших сословий, всегда имеет тенденцию успокоиться, наслаждаясь прерогативами своего промежуточного положения, или, если можно так выразиться, своими «муниципальными» привилегиями20, и таким образом, именно в результате своего благоприятного положения, вновь потерять то, чего оно добилось.

Поэтому для обоих сословий имело бы одинаково большое значение влияние государства на профессиональное образование низших слоев населения, создающее для последних возможность добиваться более высокого положения по сравнению с теми преимуществами, которыми обладает среднее сословие.

Ограничиваясь вопросом о том, что могут сделать народные школы для осуществления этой конечной задачи, я сначала хочу определить цель, которой следует добиваться при воспитании в этом направлении детей из низших сословий. Я полагаю, что эта цель должна заключаться по крайней мере в следующем: обученные таким образом люди с пустыми руками, без капитала, опираясь только

на свою инициативу и полученную хозяйственную подготовку, должны быть в состоянии не только заработать себе на пропитание повсюду, где бы они не обосновались, но одновременно должны уверенно взяться за дело и ко взаимной выгоде распространить среди окружающих их менее обученных людей разнообразные промыслы, поддержать эти промыслы во всех их частностях и способствовать их развитию согласно с имеющимися условиями.

Если согласиться с этим, то, по-видимому, для этой цели могут превосходно служить школы для бедных. Нелегко иными средствами, кроме нужды, добиться от человека такой степени напряжения сил и преодоления своих желаний, как этого требует то разностороннее образование, которое является предпосылкой для осуществления упомянутых конечных целей.

Однако любая школа, которая в большей или меньшей степени способствовала бы осуществлению этой конечной цели, предполагает следующее. Наличие учебника, в котором ясно изложены основы домашнего и сельского хозяйства и промышленного производства, а также поясняется, в какой мере для бедняка возможно и целесообразно участвовать в этих трех отраслях трудовой деятельности.

Эта книга должна глубоко вникнуть в дух нищеты, в положение и обстоятельства жизни бедняков и особенно разносторонне и подробно разъяснить, насколько важнее те преимущества, которые нужда так естественно дает беднякам в виде способности к напряжению сил, бережливостиу более развитых навыков и умений преодолевать свои желания по сравнению с теми преимуществами, которые дают богатым деньги и имущество. Деньги, правда, облегчают богатым начало всякого предприятия, однако в дальнейшем богачи всегда вынуждены далеко отставать от тех людей, которые в бедности подготовились к тому же самому делу и затем пробились наверх.

Точно так же в этой книге основы всех трех видов трудовой деятельности — домашнего хозяйства, сельского хозяйства и промышленности — должны быть увязаны с различными особенностями отдельных местностей и должно быть дано четкое объяснение того, что, несмотря на все разнообразие местных условий, эти общие основы во всех своих частях одинаково приложимы повсюду.

Кроме того, в книге должны быть изложены истории различных людей, находившихся в стесненных обстоятельствах и не обладавших капиталом, но сумевших добиться достатка путем деятельности в различных отраслях хозяйства и особенно путем соединения домашнего хозяйства, мелкого сельского хозяйства и промышленного производства. Путем детального изложения таких историй книга должна увлекать детей, как увлекает всех людей надежда на лучшие обстоятельства, если только реальность надежды доведена до них в таком виде, что у них не остается никакого сомнения в том, что в их положении и при напряжении сил, которыми они действительно обладают, они могут добиться успеха.

Вот каковы должны быть, по моему мнению, основные черты учебника, который потребовался бы в качестве предварительного условия любой школе, в задачу которой входит профессиональное образование народа. Так как всякое словесное профессиональное обучение неэффективно, если оно не связано с практическим упражнением в определенной профессии, то в такой школе действительно должны были бы проводиться подобные практические упражнения, и притом во всех трех отраслях хозяйственной деятельности. Дело в том, что недостаток подготовки в какой-нибудь одной отрасли, будь то домашнее хозяйство, полеводство или промышленность, составил бы значительный прорыв в цельности подготовки, являющейся задачей образования этих детей, и, таким образом, сделал бы ненадежным это образование. Между тем предложение дать детям соответствующую их положению практическую подготовку во всех этих трех отраслях деятельности отнюдь не содержит чего-либо неосуществимого.

Повсюду при школе для бедных может существовать школьный сад, а это значит, что всюду возможно при помощи детей и для них засадить пару участков невозделанной до сих пор земли простыми овощами, которые составляют самую дешевую пищу для бедняков.

Повсюду возможно связать со школой для бедных маленькое домашнее хозяйство, в котором воспитанники подобной школы ежедневно могут наблюдать за искусством заготовки, сохранения, сортировки и использования запасов, полученных с обработанных участков земли, и вообще за всеми элементами искусства ведения домашнего хозяйства бедняка.

И то и другое тем легче осуществить хорошей школе для бедных, что таковые по необходимости всегда имеют при себе какую-нибудь домашнюю мануфактуру и должны заботиться о том, чтобы дети, поскольку это возможно,

научились во время пребывания в школе какой-нибудь постоянной работе для заработка.

Пример многих матерей не оставляет никакого сомнения в том, что можно заставить детей соединить обучение с трудом так, как они действительно осуществляют это в частных домах: во время работы обучают детей читать, петь, заучивать наизусть; обучают даже иностранным языкам и арифметике. Мой личный опыт показывает, что не только при незначительном числе, но и при очень большом числе детей можно во время работы упражнять их ум и память, воспитывать сердце, не заставляя их при этом замедлять работу. Таким образом, именно благодаря преимуществам, которые получила бы такая школа путем соединения производственной деятельности с учебной, она смогла бы создать условия, необходимые для хорошей подготовки детей также и в области домоводства и сельского хозяйства.

Соединение всех трех предметов — домоводства, сельского хозяйства и промышленности — тем более существенно для профессионального образования бедняков, что, будучи подготовлены только по одной из этих специальностей, они из-за недостатка знаний и навыков по двум другим отраслям теряют преимущества и в той отрасли, к которой они действительно получили теоретическую и практическую подготовку.

Достоверно то, что никакое знание полеводства и промышленности не может обеспечить истинного благосостояния народа, если он не получит знаний и умений в области ведения своего домашнего хозяйства. Точно так же народ лишается лучших способов прожить дешево и приятно, если он не будет обучен специфически бедняцкому земледелию, а именно искусству использовать каждый клочок самой плохой земли для того, чтобы засадить ее обилием экономящих хлеб корнеплодов и овощей.

Это обстоятельство настолько важно, что можно с уверенностью утверждать, что большая плотность населения крупных фабричных округов стала возможной скорее благодаря этим культурам, возделываемым бедняками, чем благодаря плодоводству и зерновому хозяйству крупных крестьян.

Наконец, заработок в промышленности, если он не связан у простого народа с сельским и домашним хозяйством и не базируется на них, почти повсеместно является источником безнравственности народа, который при этих условиях, несмотря на самый хороший заработок и трату больших сумм денег, которые могли бы обеспечить его благосостояние, все же, как правило, продолжает жить в глубокой нищете. Для осуществления этих связанных друг с другом конечных целей чрезвычайно существенно обучение арифметике. Преимущества, которые евреи в результате раннего и всеобщего упражнения в счете имеют по сравнению с христианами во всех областях хозяйственной жизни, неизбежно должны привести философски мыслящего человека, наблюдающего за тем, что действительно происходит на свете, к выводу, что государство заинтересовано в том, чтобы не пренебрегать в такой степени, как до сих пор, обучением простого народа этому предмету.

Школа, осуществляющая профессиональное образование нарЬда, могла бы тем легче удовлетворить эту потребность, что арифметике можно в значительной степени обучать в процессе работы.

Письмо — это единственный важный предмет обучения в школе, который нельзя подобным образом соединить с работой.

Однако детям, которые, обучаясь в такой трудовой школе, будут приучены к напряжению сил, к порядку, к продолжительной работе и к тщательному использованию каждого момента, и на это потребуется несравненно меньше времени, чем это обычно имеет место при других обстоятельствах.

Я считаю в общем безусловно и легко достижимым все то, что может потребовать учебное заведение, удовлетворяющее конечным целям полноценного профессионального образования народа, однако безусловно верно и то, что заведения, которые потребовались бы для осуществления этой конечной цели, совершенно отличаются от обычных школ-мастерских21 и что не сразу можно будет подобрать персонал, который необходим для общего осуществления этих задач.

Правда, если бы речь шла только о том, чтобы с соблюдением пристойности или без соблюдения ее связать школы с прядильной мастерской или чем-нибудь подобным и заставить бедных детей, приносимых в жертву мнимым новшествам, выучивать наизусть общие правила ведения хозяйства, или если приковать их телом и душой к какой- либо одной отрасли промышленности, уподобив машинам, как это делают купцы из личной выгоды, то тогда было бы еще легко найти людей, которые в короткий срок достигнут квалификации, достаточной для совмещения роли капрала и учителя.

Если же речь идет о том, чтобы повсюду внедрить в гущу народа дух индустрии, силу подлинного усовершенствования законного способа заработка, если ставить себе целью добиться Действительных успехов народа в связанных друг с другом областях — домашнего хозяйства, сельского хозяйства и промышленности — и довести народ до такого положения, чтобы в результате просвещения и образования он стремился догнать среднее сословие и тем самым побудить последнее к активной деятельности во всех областях хозяйственной жизни, тогда можно с полной уверенностью утверждать, что ни одно государство в мире еще не провело тех необходимых предварительных мероприятий, которые позволили бы ему немедленно и повсеместно провести в жизнь эти конечные задачи.

Из различных соображений необходимо было бы до официального осуществления этих конечных задач провести повсеместно опыты, которые позволят окончательно судить обо всех деталях этих проектов.

Пвсталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. Т. 1. С. 310—316.

<< | >>
Источник: К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. 1988

Еще по теме В ПОЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ И МНЕНИЙ,ИЗЛОЖЕННЫХ В № 37 «ШВЕЙЦАРСКОГО ЛИСТКА»:

  1. В ПОЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ И МНЕНИЙ,ИЗЛОЖЕННЫХ В № 37 «ШВЕЙЦАРСКОГО ЛИСТКА»
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -