ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Надыбская О.Я.
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического, нравственного и культурного развития испытывает потребность в личности с определенным уровнем знаний и определелнными принципами поведения.
Что же касается нового витка в развитии современного нам общества, со своими специфическими социальными, экономическими и политическими отношениями, со своими целями и новыми масштабами преобразований, то такое развитие немыслимо без высокообразованной и всесторонне развитой личности.Современный мир, каким бы он ни был противоречивым и сложным, связан общностью судьбы. Созданный им технико-технологический потенциал, включая чудовищные средства массового уничтожения людей, представляет ныне реальную угрозу для жизни нашей планеты. Стало совершенно очевидным, что от самого человека, его внутренних ресурсов и, в первую очередь, от его нравственных приоритетов и установок, от его мышления зависит будущее человечества, его выживание, сохранение цивилизации. Это повышает ответственность системы воспитания и образования за характер общественного воздействия на личность, за формирование гуманистических идеалов, за использование научного потенциала человечества в интересах социального и нравственного прогресса. Осознание данной истины во многом объясняет возросший интерес к воспитанию и образованию как к общечеловеческой проблеме. Философы, педагоги, психологи и другие специалисты различных направлений спорят, размышляют о новых путях воздействия на сознание и поведение людей.
Однако чтобы система воспитания и образования отвечала той роли, которая ей отведена современным этапом истории, требуется коренное ее обновление. Ей необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительский подход, от назиданий, отживших стереотипов, от господствовавшего в ней длительное время метода «проб и ошибок». Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейнотеоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет современных реалий и научно обоснованное предвидение будущего.
«Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, следовательно, в конечном итоге, - экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом» [1, с. 12].Все большее число сторонников получает точка зрения, что общество нуждается в личности, которой присущи активность, динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии реше-
168
ний, чувство ответственности за выполняемую функцию. Все громче звучат голоса ратующих за воспитание «добропорядочного гражданина» как важное условие укрепления современного общества. В этой связи особенно остро встает проблема индивидуального поведения, поисков педагогических средств для того, чтобы придать ему должную направленность.
Однако, по признанию значительной части педагогов и философов, специализирующихся в области образования, учебные заведения и другие институты, связанные с формированием человека, с этой задачей не справляются. Одно из наиболее уязвимых мест существующей системы образования и воспитания они видят в том, что не выработано ясной линии отношений между учеником и учителем и - шире - между личностью и обществом, что мешает построению иерархии моральных приоритетов [2], [3], [4].
В результате система воспитания оказалась неспособной помочь разрешению социального конфликта между личностью, заинтересованной в том, чтобы контролировать свое поведение, исходя из собственных установок, целей, предпочтений, и государством, заинтересованным в воспитании личности, полностью лояльной к существующему строю. Учебные заведения, как признают многие исследователи, служа практически интересам и целям государства, при всем желании не могут не считаться с тем фактом, что сейчас все большее количество людей ищет возможность максимально приложить свои способности, и соответственно оценивают систему образования по тому, в какой мере она способствует этому.
Важнейшие институты современной системы образования и воспитания, по существу, не задумываются о степени своей ответственности за формирование будущего гражданина, как и о том, какая доля ответственности за осуществление этой задачи ложится на семью, какая - на государство. Бесплодными являются и ведущиеся в учебных заведениях споры о ценности принципа индивидуализма или коллективизма, о том, какое место в воспитании должна занять доктрина социализации, и нужно ли вообще воспитателю вникать в проблемы детерминации нравственного поведения. Хотя и теоретики воспитания, и те, кто причастен к воспитательной практике, много говорят о необходимости воспитывать человека в духе свободы, дисциплины, уважения к авторитетам, они слабо представляют себе, как сочетаются между собой эти ценностные приоритеты, в чем конкретно выражается свобода молодежи, в том числе как она должна проявляться в стенах учебных заведений.
В 90-е годы до постсоветского пространства докатилась волна так называемого приватизма, выраженная в девизе «ищу в жизни самое лучшее», набирая силу и размах воздействия на сознание нашей молодежи. Личный жизненный успех, измеряемый, главным образом, материальным уровнем жизни, практически повсеместно стал самоцелью, вытеснив на обочину общественного внимания нравственные, духовные устои личности и государства, не говоря уже о ценностях цивилизации в целом.
Широко используемые и достаточно популярные в мире современные доктрины образования немало способствуют именно такому прагматичному, чтобы не сказать - эгоистичному, циничному подходу к целевым установкам образовательной деятельности, к усвоению необходимых и достаточных для сугубо индивидуального жизнеобеспечения знаний и умений. Но может ли образование своими собственными средствами повлиять на глобальные, по существу, общецивилизационные процессы?
По мнению известного специалиста в области философии образования Б.С. Гершунского, «нужны прорывы стратегического масштаба, необходимо осознание реальных движущих сил мировой истории и апелляция именно к этим силам.
Именно поэтому необходимо принципиально по-новому подходить к обоснованию и реализации философских концепций, стратегических ориентиров и политических доктрин в сфере образования, находящейся на главном направлении прорыва в достойное будущее человеческой цивилизации, способной найти убедительный ответ на вызов этого будущего» [1, с. 23].Переживаемый нашим обществом период трансформации, проблемы, им порожденные, напрямую связаны с мировоззренческим, духовным, нравственным потенциалом, и вполне очевидно, что без коренных изменений в сфере образования решить такие проблемы не удастся.
Таким образом, необходимо найти пути сближения и постепенной интеграции различных философских доктрин образования как важнейшего условия формирования единого мирового образовательного пространства, интеграции национальных образовательных систем и стратегий на началах возможно более полной совместимости, международного консенсуса в признании универсальных образовательных и воспитательных идеалов и ценностей при непременном сохранении и поддержке национальных особенностей и приоритетов интегрируемых образовательных систем. Следует рассматривать эту задачу в качестве необходимого и наиболее реального этапа на пути духовного взаимодействия и интеграции социума, движения к идеалам человеческого всеединства и взаимопонимания.
Поистине грандиозные проблемы, стоящие перед образованием будущего, требуют коренных преобразований в самом понимании сущности образования, в самом подходе к определению приоритетов образовательной деятельности. Но коренные преобразования в этой сфере возможны только при условии первоочередного решения наиболее общих образовательных проблем, определяющих роль и место образования в задачах государственного масштаба, его важнейшие функции, политические и стратегические приоритеты, ценностно-целевые ориентации, технологические возможности.
Литература 1.
Вакарчук, І. Освіта - стратегічний резерв розвитку країни / І. Вакарчук
// Урядовий кур’єр. - 2008. - 5 березня (№ 55). 2.
Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М., 1998. 3.
Еремин, С.Н. Наука и образование в структуре научно -технического прогресса /
С.Н. Еремин, Е.В. Семенов. - Новосибирск, 1986. 4.
Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи: Бібліотека з освітньої політики / Під заг. ред. О.В. Овчарук. - К.: «К.І.С.», 2004. 5.
Миронов, В.Б. Век образования / В.Б. Миронов. - М., 1990. 6.
Огнев’юк, В.О. Освіта в системі цінностей сталого людського розвитку / В.О. Огнев’юк. - К.: Знання України, 2003. 7.
Семенов, В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В.Д. Семенов. - М., 1986. 8.
Behr, W. Jugendkrise und Jugendprotest / W. Behr. - Stuttgart, 1982.
Еще по теме ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Надыбская О.Я.:
- 2.5.2. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
- Тема 4. Современная система социально-педагогической деятельности в России
- 1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования
- Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах
- ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Яскевич Я. С.
- 2.1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
- ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Надыбская О.Я.
- А. С. Лаптёнок ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ личности в СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ О.В. Дьяченко
- РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ С.М Кускова
- АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ О.Г. Лукашова