<<
>>

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Осипчик В.В.

На современном этапе развития даже культуры с ярко выраженной нацо- нальной спецификой сталкиваются с трудностями, связанными с многочисле- ными влияниями как извне, так и изнутри. Состояние мультикультурности, которое явилось результатом таких процессов, как глобализация и миграционные движения, характеризуется наложением, смешиванием, взаимопроникновением культур.

Более того, как утверждает известный исследователь постколониализма Эдвард Саид, что все культуры на современном этапе являются гибридными и гетерогенными. В связи с этим несомненно возникает проблема сохранения национальных традиций в культуре как основания для процесса идентификации и сохранения своей уникальной культурной специфики.

Радикальные националистические настроения, которые пытаются игнорировать все, что связано с инаковым и «чужим», не являются адекватным ответом на возникающие вызовы. Но, с другой стороны, отказ от такой националистической логики не означает, что мы должны игнорировать свои национальные традиции и культурный опыт, используя продукты «чужой» культуры. Конечно, необходимо отметить, что «чистая» национальная культура является иллюзией и в реальности может быть рассмотрена только как теоретический конструкт.

Культура постоянно находится в состоянии диалога с окружающим ее пространством и это составляет основу ее движения в процессе соотнесения с «иным» пространством. Более того, как пишет исследователь Е.Н. Устюгова, «жизненность культуры - творчество смыслов на границах культурных миров, то есть культура живет не внутри границ, а на их пересечении, когда они не просто сосуществуют, а находятся в состоянии диалога, то есть отношении вопрос- ответ» [1, с. 35]. Современная ситуация, при всем размахе идеологического и националистического дискурсов, определяется множественностью идентификационных образцов, доступных субъекту, которая включает возможность выбора культурной идентификации. Назвать белорусское общество монокультурным не представляется возможным. Вопрос состоит в том, что делать, если процесс культурного влияния становится слишком интенсивным и экспансивным.

Проблема в том, что процессы глобализации приводят к экспансии проамериканского типа культуры в ее массовом варианте. Принимая ее как данность, локальные культуры начинают в известном смысле деградировать, «подстраиваясь» под массовый потребительский стандарт, что приводит к вымыванию ценностных компонентов из них. Культура в эпоху глобализации при всем многообразии форм представляет их в усредненном массовом варианте, основанном на ценностях консюмеризма в их превращенной форме, и приводит к выхолащиванию традиций локальных культур.

Современные тенденции взаимосвязи общечеловеческого и локально - национального зачастую проявляются не через интегративные факторы взаимодействия культур, а через механизмы доминирования некоторых из них по отношению к остальным. Можно с уверенностью утверждать, что скрытая важнейшая сторона глобализации заключена в позиции последовательного отстранения от всех местных интересов, норм и традиций. В данном случае мы имеем дело только с так называемым «культурным империализмом», медиальным

697

влиянием определенных культурных потребительских образцов, по преимуществу западных.

Для белорусской культуры в течение последних десятилетий поиск идентичности был как никогда важен, так как можно было зафиксировать ее внутреннюю разорванность, включающую разрыв с традицией.

На наш взгляд, существует проблема, что за выбором белорусской идентичности зачастую не следует выбор белорусской культурной традиции. Это выражается, например, в наиболее очевидном: определение себя белорусом без глубокого знания и употребления языка, знания белорусской культуры, довольствуясь «традиционными» «советскими» знаково-символическими системами. Однако на современном этапе развития ситуация в Беларуси имеет явную тенденцию к улучшению.

Относительно недавние социологические исследования показывают довольно хорошие показатели национального самосознания у белорусской молодежи. Так важность сохранения национальной самобытности, приверженности к национальной культуре, знания истории Беларуси признают от 70 до 85% молодых белорусов.

Результаты мониторинговых и оперативных социологических исследований в 2007-2008 гг показали, что среди студентов «67% учащейся молодежи считают себя патриотами Беларуси. При этом сущность данного явления большинство студентов характеризуют, прежде всего, как уважение к истории страны и к памяти прошлых поколений (74%). Почти у половины студентов данное понятие ассоциируется с бережным отношением к культуре (46%) [2, с. 68].

Проблема сохранения национальных традиций связана не только с поддержанием национальной идентичности, но и сохранением устойчивого ценностного ядра культуры, на котором с необходимостью отстраивается личностная идентичность. Это с необходимостью то культурное ядро, которое сформировалось в результате долгой истории социальной практики определенного сообщества. На наш взгляд, важность этого ядра не только в том, чтобы обеспечивать гомогенность и возможность идентифицироваться национально, а еще и в том, что наличие этого ядра напрямую обеспеспечивает легитимность современных социальных практик. Эти традиционные ценности с необходимостью выступают основанием для единства государства/нации с установкой на свободу самоопределения каждого субъекта и условием культурного развития.

В условиях современных мультикультурных процессов национальная культура и ее традиции зачастую рассматриваются как один из организационных элементов, вокруг которых формируется символическое пространство, косвенно влияющих на экономические либо политические процессы, определяются как знак отличия, код, который позволяет маркировать себя в унифицированных системах (например, экономика, право, производство).

Ответственное отношение к национальной традиции является существенным для осознания того факта, что культура не является лишь даром наших предшественников. Национальные традиции должны обогащаться и поддержи-

698

ваться в настоящем, чтобы быть основанием для развития культуры будущих поколений.

Литература 1.

Устюгова, Е.Н. Глобализация и культура // Глобализация и культура: аналитический подход. СПб., 2003. - С. 25-46. 2.

Республика Беларусь в зеркале социологии: Сборник материалов социологических исследований, Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. - Минск, 2008.

<< | >>
Источник: Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2009 г. - Минск: Право и экономика. - 762 с.. 2010
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Осипчик В.В.:

  1. В. В. Осипчик НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ДУХОВНОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА
  2. 1976 Гоголь и соотнесение «смеховой культуры» с комическим и серьезным в русской национальной традиции
  3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА А.И. Осипов
  4. НАЦИОНАЛЬНО ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  5. Белова О. В.. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. — М.: «Индрик». — 288 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования.), 2005
  6. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕлОВЕКА В РОССИИ
  7. Фабрикант Маргарита Сауловна Специфика и роль трансформаций национальной идентичности в современной белорусской культуре
  8. 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
  9. ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ В МИРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ А.И. Левко
  10. 3.1. Философия «национальная» и «универсальная». Институт философии КАК НАСЛЕДНИК ТРАДИЦИЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ мысли Беларуси ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ В.Б. Еворовский
  11. А. Л. Журавлев5, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, И. О. Александров. Психология человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии. Ру-бинштейновские традиции исследования и экспериментатики (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, И.
  12. Л.А. Микешина. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие. — М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта. — 464 с. , 2005
  13. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ О.А. Павловская
  14. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ Таркан И.И.
  15. 6. Проблемы сохранения биологического разнообразия Земли
  16. В. Н. Димитриева ОСВОЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УРОКОВ ЗАРУБЕЖНОЙ лИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ лИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАльНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА)
  17. И. Г. Дудко РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  18. ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ» ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ДЕЛАМ ЮНЕСКО Генеральный секретарь Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО Е.И. Красовская
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -